Странички истории
Екатерина II пригласила и поселила на юге России немецких колонистов возделывать земли. Среди них оказались и верующие. “Stunde” – по-немецки «час», час молитвы, пения и Божьего Слова. На эти домашние неофициальные евангельские встречи приглашались все желающие – соседи, батраки. Многие русские штундисты впоследствии стали баптистами. О гонениях на «штунду» известно с давних пор, многие, наверное, читали об этом в художественном романе Степняка-Кравчинского «Штундист Павел Руденко».
Жажда
Андрюша по всей деревне славится своей религиозностью. Он усердно посещает все церковные службы, тщательно соблюдает посты, знает все молитвы наизусть и часто с богомольцами ходит на поклонение святым мощам.
Он рано остался круглым сиротой и живет у своей тетки, помогая ей в работе по сельскому хозяйству.
Андрюша не любит деревенских вечеринок, не любит плясок, не любит и мальчишеских драк. Он – любознательный и охотно проводит свободное время в слушании разговоров стариков.
Однажды старики, сидя на завалинке, вели речь о том, что недалеко от их деревни появилась изуверская секта – «штунда».
Андрюша, сидевший недалеко от разговаривающих, подвинулся к ним ближе и весь отдался вниманию.
– Штундисты в церковь не ходят, топчут иконы, живут невенчанными, не крестят своих детей, молятся в котел. Попавшего к ним на собрание они заговаривают и превращают его в штундиста, – сообщил один из стариков.
Его внимательно слушали, удивлялись, возмущались, тяжело вздыхали и качали головой.
Не спуская глаз с рассказчика, Андрюша слушал страшную весть.
Быстро загорелось желание – во что бы то ни стало побывать у штундистов.
Всю ночь Андрюша не сомкнул глаз. Утром начал просить тетку, чтобы она отпустила его в соседнюю деревню...
Придя в деревню, Андрюша стал расспрашивать мальчиков о штундистах, и последние показали ему на одного парня, сына штундиста.
С необычайным любопытством, с бьющимся сердцем смотрел Андрюша на штундиста и наконец заговорил с ним:
– Вы что: в котел молитесь?
– Нет, мы молимся живому Богу, – отвечал штундист.
– А в церковь ходите?
– Ходим, но только в живую.
– А какая то – живая? Что, у нее есть глаза, руки, ноги?
– Да есть руки, ноги, есть члены, эта церковь из людей. Вот мы говорим о Христе, значит, здесь церковь Его. Я не умею тебе рассказать, а ты лучше иди к нам в избу, и мой отец тебе скажет, как писано в Слове Божием, – предложил юноша.
Заинтересованный Андрюша, вспоминая рассказы старика, не без страха зашел в избу штундиста Василия.
Василий встретил Андрюшу ласково, спросил его, зачем он пришел в их деревню, затем, раскрыв Евангелие, начал читать и пояснять ему священные тексты.
Андрюша, как выучился только грамоте, начал читать Евангелие, но он не понимал его так, как рассказывал Василий.
– А зачем вы называетесь штундистами? – спросил Андрюша.
– Мы так не называемся; мы не штундисты, а евангелисты, – ответил Василий.
– А можно к вам записаться?
– Записаться нельзя, мы не можем тебя принять, потому что принять тебя может только Христос, а для этого тебе надо во всем покаяться! – сказал Василий.
Вечером в избу Василия собралось несколько человек; начали петь, читать Слово Божие и молиться. По телу Андрюши пробегала дрожь, он был взволнован до глубины души.
Андрюша решил остаться в этой деревне и походить на евангельские собрания. Он нанялся в работники к одному зажиточному крестьянину.
Посещая собрания, при свете Господнего Слова, Андрюша чувствовал себя грешником; он начал молиться о прощении своих грехов и решил отдать свою жизнь на служение Христу.
Хозяева Андрюши стали смеяться над тем, что он пошел в штунду; затем стремились его разубедить, пугали его наказанием Божиим за отступление от православия. Наконец, стали говорить, что с такими убеждениями сажают в тюрьму и ссылают в Сибирь на вечную каторгу.
– Опомнись, Андрюша, ни за грош загубишь свою молодую жизнь, будешь скитаться по тюрьмам, – говорили ему.
Андрюша поколебался, смутился; сердце наполнилось тревогой и боязнью.
Он решил открыть свои сомнения брату по вере, Василию. Брат выслушал спокойно, улыбнулся и прочитал из Мф. 5:10: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
– Андрюша, разве при гонениях ты откажешься от Христа? От Того, Который жизнь Свою положил? Если и пошлет Господь такое испытание, то оно будет для тебя большой радостью, – сказал Василий.
Заливаясь слезами, на коленях, Андрюша раскаялся перед Господом за свое первое малодушие.
Ободренным, радостным, с твердым желанием идти по стопам Христа Андрюша вернулся к своим хозяевам.
Прошло полгода. Сердце Андрюши стало стремиться в свою деревню, чтобы засвидетельствовать там о любви Христа.
Но стоило ему только появиться в своей деревне, как парни, окружив его, начали злословить.
– Штунда, штунда! Изувер, душу продал свою, бить его! – кричал один задорный юноша, которому все дружно вторили.
Видя такое враждебное отношение со стороны своих товарищей, Андрюша стал колебаться – идти ли ему домой... Впустит ли его тетка в свою избу?
Но в это время с криком и дружным хохотом товарищи схватили его и потащили по всей деревне, по направлению его дома. На шум из изб выбегали крестьяне и присоединялись к разошедшимся парням.
Тетка, долгое время не видя племянника, встретила его радостно.
Два молодых человека уняли расшумевшуюся толпу, некоторых разогнали и, войдя в избу Андрюшиной тетки, начали расспрашивать его, что за новую веру нашел он.
Андрюша открыл Новый Завет и начал читать:
– «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
– Вот какую веру я нашел, – пояснил Андрюша, и присутствующие засыпали его вопросами.
На все вопросы Андрюша отвечал текстами из Слова Божия.
Так продолжалась беседа далеко за полночь. На другой день по деревне пронеслась молва:
– Слыхала: Андрюшка новую веру принес? – сообщила соседка своей подруге.
– Ну? Какую веру?
– Икон не надо, храм не надо, как-то чудно все рассказывает, и Евангелие! Говорят – штунда.
– Понимает-то мальчишка чего; туда же: «святость» не надо! Сходить бы послушать, что это за новость такая.
Вечером опять изба Андрюшиной тетки наполнилась народом.
– Чтой-ты не уймешь Андрюшку, – с лукавством и укором спрашивали соседки тетку.
– Уж и не знаю, как быть, все-то он из Евангелия говорит, а что скажешь наперекор Слову Божию? – отвечала сочувствующая Андрюше женщина.
Через несколько дней пришел к Андрюше Архип, его товарищ по школе. Долго они говорили о Христе, и наконец Архип со слезами попросил Андрюшу:
– Давай молиться, я виноват перед Богом, верил в Него, а сам ругался, курил, дрался и воровал.
И оба друга, преклонив колена, горячо молились. Андрюша ликовал. Началось совместное чтение Слова Божия, и юноши дружно принялись за работу над своими товарищами. Через некоторое время несколько человек присоединились к ним.
Андрюша с Архипом организовали небольшой хор и начали ходить по соседним деревням с благовестием. Насмешки, злословие, палки, камни, комья грязи рассыпались на проповедующих Евангелие...
Вскоре в местной газете появилась заметка, что в деревне Б. распространяется секта, на что православию следовало бы обратить серьезное внимание и принять прекращающие меры.
К Андрюше пришли с арестом «за совращение».
Помолясь и тихо попрощавшись со своими друзьями, Андрюша отправился в тюрьму, находящуюся в ближайшем уездном городе.
Сидя за решеткой, вспомнились ему пророческие слова Христа: «Блаженны изгнанные за правду», и сердце Андрюши залилось лучами счастья, а из уст его неслась благодарность Господу за великую честь, которой Он удостоил его.
Прошло несколько месяцев, – раздалась громкая весть о свободе, упали железные замки с камер, и Андрюша вернулся в свою родную деревню, в свою евангельскую семью!
Вера Шельпякова,
журнал
«Христианин»,
1928 год, №6