неизвестное об
известном
Семья Ивана Проханова
Иван Степанович Проханов
(1869-1935) – личность легендарная, исключительная, настоящий русский богатырь
– во всех смыслах. Его одаренность и энергия, рвение в служении Господу и
России, не имеет аналогов. Проповедник, писатель, поэт, организатор, мечтатель,
человек, мыслящий всемирными масштабами, издатель христианских журналов,
основатель первых христианских коммун, автор проекта «Города солнца» на Алтае и
многого другого. Сохранились многочисленные фотографии, документы, говорящие о
небывалой популярности Проханова во всех слоях тогдашнего общества, о его
авторитете. Вице-президент Всемирного Совета баптистов, первый Председатель
Всесоюзного Совета евангельских христиан, создатель Библейских курсов, автор и
переводчик сотен гимнов... Известные еще нашим бабушкам «Гусли» и другие
сборники песен, которыми мы пользуемся и сегодня, не стареют.
Прохановские гимны «Взойдем на
Голгофу, мой брат», «Что ты так печален?», «Ликуй, ликуй, спасенный», «Сеется
семя», «Я друга дивного познал» и мн.др. – сердечны, просты и христоцентричны,
находят отклик в душе самых разных людей.
Иван Степанович много пережил –
ранняя смерть любимой жены, гибель 23-летнего младшего сына, тяготы лишений,
гонений...
Сегодня мы печатаем отрывки из
автобиографической книги И.С. Проханова «В котле России», написанной
незадолго до его кончины в Германии.
На первой странице книги:
«Тому, Кто дал мне жизнь и Кто поддерживает меня до сего дня, и памяти
моей дорогой и любимой подруги Анны Ивановны, верного друга и соратника на ниве
Божией, отозванной в обитель 31 июня 1919, посвящается эта книга со смиренным
духом, пламенной душой и благодарным сердцем».
От автора
***
Я решил посетить своего отца в
изгнании в армянской деревне Гюрюсы в Закавказье. Это было в январе 1899 года.
Во время рождественских праздников я посетил Тифлис и сделал предложение дочери
господина Казакова, госпоже Анне Ивановне Казаковой. Мое предложение было
принято, и я стал счастливым женихом. Это решение было мною принято после
многих молитв. Я просил Бога, чтобы он дал мне не богатство и не красивую жену,
но я хотел получить невесту от Господа, как спутницу моей жизни, которая была
бы хорошей христианкой со смиренным характером и преданным сердцем. И Господь
дал мне жену – добрую христианку, она имела ангельский характер, была очень
красивой, богатой и хорошо образованной. Она могла говорить по-английски,
по-французски и по-немецки. И ко всему этому она была очень талантливой
музыкантшей.
Мы поженились 31 августа 1901 года
и уехали сразу же в Санкт-Петербург, где я поступил работать в электрическую
компанию «Вестингауз», как инженер и член Совета.
…Помимо упомянутой выше работы я
уделял особое внимание семейной жизни. Я имел идеальную жену и двух прекрасных
мальчиков. Жена принимала участие в женских собраниях, и в то же время она была
идеальной матерью. Высшим удовольствием для нее было быть со своими сыновьями.
Она провожала их в школу, встречала, когда они приходили домой с занятий,
молилась с ними и учила их Библии.
Что касается меня, я мечтал дать им
лучшее образование насколько это возможно. Они стали учениками одной из лучших
школ Петербурга – высшей немецкой реформаторской церкви, а также изучали
немецкий язык. Я желал также, чтобы они знали французский и особенно английский
языки.
Генеральный директор компании
Вестингауз пригласил меня в свой офис однажды утром и проинформировал, что
компания решила послать 5 инженеров на свои американские заводы для изучения опыта.
И я был включен в список направляемых в эту поездку. В апреле 1902 года моя
жена оставила Петербург и уехала в Тифлис, где жили ее родители, а я поехал в
Америку.
Когда я вернулся, состояние дел в
Петербурге стало невыносимо тяжелым и члены нашей Петроградской евангельской
церкви выехали из столицы. Я получил приглашение от некоторых групп наших братьев
на юге России с предложением покинуть Петроград, пожить с ними, поскольку
продовольственное обеспечение там было лучше, и террор не свирепствовал с такой
силой, как в Петрограде. Старейшины нашей церкви просили, чтобы я оставил город
и поехал на юг России. На все эти советы я отвечал: «Если корабль идет ко дну,
то капитан корабля оставляет его последним. Я не могу оставить Петроград до тех
пор, пока страдающие члены церкви не обретут свободы».
Я решил отправить свою семью на юг,
а сам остался в Петрограде. 13 мая моя жена и два мальчика Ярослав 17-ти лет и
Всеволод 15-ти лет вместе с миссис Милкерейт, членом нашей церкви, выехали на
юг. Их целью был город Тифлис в Закавказье, где жили родители моей жены и где
условия жизни были лучше, чем в других провинциях России. Они написали мне из
Москвы о своем путешествии, говорили, как трудно им было достать билеты.
Несмотря на то, что они имели специальный документ, который они достали в высшем
органе правительства… Затем пришло письмо из Харькова, около 10 июня, и больше
я не слышал о них ничего до конца этого года. Это держало меня в большом
напряжении. Мысли, что моя жена и сыновья могли погибнуть, мучили меня. Но не
было никаких путей узнать их судьбу. Я продолжал ежедневно посещать оставшихся
членов моей церкви, но в сердце не было радости и света.
30 июля 1919 года ночью мне
приснился ужасный сон, который я никогда не смогу забыть. Я видел свою жену
умирающей так ясно, так реально. Я поцеловал ее лицо и горько заплакал. Проснувшись,
я был в страшном волнении, лицо было покрыто потом. Я преклонился на колени
около постели и молился, не сознавая, что означает этот страшный сон.
Наутро, когда я рассказал о
страшном сне девушке-служанке, она сказала, что тоже видела мою жену умирающей
на руках госпожи Милкерейт. Это привело меня в еще большее волнение, потому что
не было никаких сведений о моей семье. Когда они прибыли в город Мелитополь во
время своего путешествия на юг, они оказались на территории, оккупированной белой
армией. Армия генерала Деникина двигалась на север, дошла до Орла, и была в
200-х километрах от Москвы. В условиях гражданской войны почта не работала,
нельзя было получить новостей с юга.
В октябре этого же года один брат
прибыл в Петроград из южного города. Он приехал с большим риском, для того
чтобы иметь духовное общение с христианами петроградской церкви. Этот брат
сказал мне: «Я слышал, что ваша жена умерла». Но он не мог рассказать ничего
подробно. Я не был убежден, действительно ли это правда или это просто слух. В
декабре этого же года я получил почтовую карточку от брата Ш., в которой говорилось:
«Ваша жена умерла во Владикавказе в ночь на 30 июля». Это была та самая ночь, в
которую я видел страшный сон.
После я узнал подробности о смерти
жены. Она добралась почти до Крыма, но не смогла продолжать свой путь,
поскольку дороги были закрыты военными или разрушены. В той местности жили
колонисты – немецкие меннониты, которые эмигрировали 140 лет назад из Германии
и Польши.
Мои добрые друзья и сотрудники по
издательству «Радуга» жили в том месте. Они пригласили мою семью пожить у них.
Мой старший сын Ярослав в то время заразился тифом и был близок к смерти, но Господь
сохранил ему жизнь. В конце июля железнодорожное движение возобновилось, и моя
семья отправилась через Ростов-на-Дону на Кавказ, и в тот день, когда они
прибыли в город Владикавказ, моя жена заболела азиатской холерой в самой
тяжелой форме. Все попытки спасти ее были бесполезны.
Она была похоронена во Владикавказе
в семейной могиле Прохановых. К счастью, во Владикавказе жил в то время мой
брат Василий, и мои сыновья нашли убежище в его доме. Госпожа Милкерейт стала им
матерью. Но, спустя несколько недель, она тоже скончалась. Через несколько
месяцев во Владикавказе из Тифлиса приехала мать моей жены и забрала моих
сыновей к себе, где они оставались продолжительное время. Я не слышал о них
ничего до Пасхи 1920 года.
Наконец они написали мне, что живы
и хотели бы вернуться в Петроград, но не могут этого сделать из-за гражданской
войны. К 1921 году их желание возвратиться в Петроград стало невыносимым, и они
предприняли героические попытки в этом направлении и вернулись в июне 1921
года. Но в это время я находился в тюрьме в городе Твери. Вы не можете себе представить
те ужасные дни и ночи, когда я испытывал то, что трудно передать словами. Я был
лишен свободы и не знал, что может случиться со мной и моими сыновьями, которые
были вдали.
Но в это время страшного испытания
оптимизм веры все же помогал мне. Каждый день я повторял про себя великие слова
христианской мудрости: «Любящим Господа и призванным по Его изволению все
содействует ко благу». Я верил и молился. Наконец Господь послал мне утешение в
лице моих сыновей, которым он помог вернуться в Петроград. Старший сын решил
первым делом навестить свой дом и отца.
С бьющимся сердцем он стоял у
двери, надеясь через несколько минут увидеть своего отца. Нажал на звонок, и
вышла прислуга, которая сначала не хотела открывать дверь. Он спросил: «Отец
дома?» Ему ответили: «Нет, твой отец в тюрьме в Твери». Можете ли вы
представить всю печаль, которая разрушила ожидаемую радость? И снова он пытается
предпринять путешествие, чтобы в конце концов встретиться со мной.
Он написал мне, и я ответил
письмом. В конце концов, он успокоился и остался в Москве. Спустя несколько
недель мой младший сын также оставил Тифлис. Он не знал, что я еще не приехал в
Москву, и когда ему сказали верующие, что я в Твери и нахожусь там в трудовом
лагере, он поспешил в Тверь, чтобы встретиться со мной. Каждый может себе
представить, что чувствовал этот юноша после горестной утраты матери, долгого отсутствия
связи с отцом, в ожидании встречи у ворот трудового лагеря. Бедный мальчик! Оба
моих сына много пострадали в течение этих лет национального бедствия.
…Охранник позвал меня и сказал: «Ваш
сын стоит у ворот. Он хочет вас видеть». Когда я подошел к воротам, то увидел
Всеволода, моего младшего сына, которому было 17 лет. Какую радость я испытал,
увидев его! Мы приветствовали друг друга около ворот, и я вдруг начал плакать,
но не о себе, а об этом молодом человеке, который недавно потерял мать, а
теперь мог общаться с отцом лишь через решетку в тюремной стене. Когда я немного
успокоился, попросил разрешения у начальника тюрьмы пустить моего сына ко мне в
камеру. Он дал соответствующее разрешение. Мы были очень счастливы нашему
общению. Я рассказал ему о тех прекрасных событиях, которые случились во время
религиозных переживаний здесь.
Всеволод уехал более спокойным, чем
прибыл сюда в тюрьму. Он поехал сразу же в Петроград в нашу квартиру, где
встретился со своим старшим братом Ярославом.
Послесловие[1]
Самым молодым преподавателем
Библейских курсов был Всеволод Проханов, младший сын Ивана Степановича. Оба сына,
Ярослав и Всеволод, получили с детских лет прекрасное домашнее образование: их
мать, Анна Ивановна, красавица и умница, была музыкантшей, знала языки, и все
знания передавала детям. Когда она бывала в разлуке с мужем, то писала ему
краткие отчеты об их успехах. Проханов огромное значение придавал образованию
ума и сердца, чтобы дети любили Бога и сердцем, и разумением. Ярослав стал
инженером, а у Всеволода был гуманитарный склад ума. В университете он основательно
изучал общественные и экономические науки, поражая профессоров своими способностями.
Он придавал также огромное значение делу духовного просвещения страны и ее
возрождения (как и его отец).
На курсах он преподавал
обязательную тогда политграмоту и начал осваивать преподавание истории христианства.
Он погиб, когда ему было всего 22 года, он только что окончил университет.
Причиной гибели официально названо «неосторожное обращение с оружием», но во
всем этом деле есть своя трагическая недоговоренность. Отца, Ивана Степановича,
который в это время находился в поездке по Америке и Канаде, собирая средства
для издания духовной литературы, – не пустили на похороны сына, и они состоялись
без него. Прошло еще четыре месяца, прежде чем отец смог приехать на могилу
сына и начертать на надгробии: «Мой сын лежит в земле сырой...».