Вера ШЕЛЬПЯКОВА
Коротко об авторе
Вера Кузьминична ШЕЛЬПЯКОВА из волжских молокан, о
которых она пишет по воспоминаниям своего отца, родилась во Владикавказе,
уверовала в Христа в 14 лет. Солистка в хоре, бесстрашный юный евангелист, была
послана церковью на учебу в Ленинград, на прохановские библейские курсы.
Позднее стала преподавателем, сотрудником прохановского журнала «Христианин», в
котором ее рассказы о новообращенных публиковались за подписью «В.Ш.». Эти
рассказы вы можете найти в Альманахе по истории русского баптизма, выпуск 2,
«Библия для всех», СПб, 2001.
Вера Кузьминична пережила революцию, гражданские
войны, рассеяние церкви, Великую Отечественную войну, вместе с мужем и двумя
дочерьми пережила блокаду Ленинграда, разрушенный бомбежкой дом, и никогда не
теряла твердого упования на Господа.
После войны – 12 лет изнурительного
туберкулеза. У ее постели в сыром подвальном помещении появлялись жены
ссыльных, вдовы, одинокие – и для каждой находились слова утешения,
ободрения. Книгу воспоминаний она писала за два года до смерти, по листочку в
день, огрызком карандаша, т.к. не было сил держать ручку. В «Братском вестнике»
№ 6 за 1957 год напечатан некролог А.В. Карева о Вере Кузьминичне, в
котором знаменитый русский проповедник вспоминает Верочку Шельпякову такой, какой
она была в Ленинградской церкви в 20-30 годы.
Молокане
I. ЛЮБОВЬ К ЗЕМЛЕ
В 1870-х годах недалеко от города
Саратова жил со своей семьей Мартын, крепостной помещика Н.
Мартын отличался твердым характером,
крепким нравом, здравым умом и был искусным хлеборобом. Землю любил он свято,
считая всякий иной труд – нечестием. Выходя в поле, он снимал шапку и
низко кланялся матушке-земле. Он брал чернозем, растирал в ладони, строгое
лицо его веселело, и он забывал, что земля эта – не его.
При взгляде на дружные всходы пшеницы у
Мартына текли благодарные слезы. А когда созревал золотой колос, он нежно
поглаживал налитые зерна, и лицо его становилось торжественным.
В страдные дни вся семья Мартына работала
на помещичьих полях и днем и ночью, поспав лишь часок-другой, питаясь квасом и
ржаным хлебом.
Мартын нарадоваться не мог на двоих
своих сыновей – Тимофея и Кузьму, и часто говорил жене:
– Дашутка, гляди-ка, какие дубки растут!
Кормильцы наши.
И Дарья глядела на
сыновей с такой же любовью, как Мартын на золотые колосья.
II. ГРАМОТА
Однажды осенью двенадцатилетний Кузьма
робко подошел к забору помещичьей усадьбы и стал смотреть в щелку.
Он увидел на террасе барских детей,
перед которыми дьячок писал мелом на черной доске, приговаривая несчетно:
«Аз, буки, веди, глаголь...»
Кузьма взял палочку и начал водить ею по
земле, пытаясь изобразить то, что было на доске, – буквы «а», «б», «в»,
«г».
– Больно узористо, – огорчился
Кузьма, когда у него ничего не вышло. Но палочку не бросил, а продолжал
старательно выводить буквы.
Вдруг кто-то схватил его за волосы и
швырнул на пыльную дорогу.
– Экий негодник, куда полез? –
закричал на него барский конюх. – Чего глядишь?
И перепуганный Кузьма без оглядки побежал
домой.
– Батюшки мои! – воскликнула мать,
увидя его. – Лица не видать от грязи, и кудри вырваны.
Кузьма спрятался в сарае и, забыв о пище
и питье, начал водить палочкой по земле...
На следующий день Кузьма снова был у заветного
забора. Дьячок долго маячил на террасе один в ожидании своих учеников. Наконец
с шумом явились дети. Дьячок написал «а» и спросил барчонка, какая сия буква.
– Глаголь, – со смехом ответил
ученик.
– Ни, ни, «аз», – прошептал Кузьма,
учась за забором.
– Детушки, – обратился дьячок к
ученикам, – мы второй год учим сии четыре буквы, неужели все так и будет?
Вдруг дети закричали, показывая дьячку
языки, и со смехом убежали.
Кузьма был ошеломлен. Не приходилось ему
видеть, чтобы дети так держали себя со взрослыми, – в деревне такого не
бывало.
– Ужо им буде! Ну и отстегают их, –
со страхом думал он.
Но в это время на террасу вышла барыня и
гневно сказала дьячку:
– Уморил ты, кутейник, детушек моих, так
и захворать им недолго. Отвяжись ты с учением своим.
– Ваша воля, матушка, – поклонился
ей дьячок, – не смею боле.
И ушел.
Пригорюнился Кузьма. Что дальше делать
ему с этими буковками? Неразумен он. И спросить-то некого.
III. «УЧЕНЬЕ –
СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА»
Однажды Мартын со своей семьей
отправился в соседнюю деревню на праздники погостить к родственникам. Там пошли
они в церковь, и Кузьма впервые увидел книгу. Это было Евангелие.
– Поглядеть бы в книгу сию, – думал
мальчик, – узнать бы буковки. Но Евангелие было закрыто, и народ опасался
ближе подходить к такой святыне.
Вдруг сердце Кузьмы шибко
забилось – он увидел в церкви знакомого дьячка. Но тут Мартын испуганно
зашептал сыну:
– Падай, падай на
колени, бей лбом поклоны и быстренько отсель, место святое, накажет Бог.
Кузьма испуганно ударился три раза лбом
об пол, и вся семья Мартына поспешно вышла из церкви.
Кузьма отстал от своих и спрятался в
кустах церковной ограды. Долго пришлось ему караулить дьячка, который вышел из
церкви последним.
Руки и ноги дрожали у Кузьмы, когда он
подошел к дьячку, – «а што как прибьет!»
– Дяденька, – робко промолвил он,
снял шапку и поклонился.
– Чего тебе, малец? – остановился
дьячок. – Не бойся, глаголи.
– Я видал, диковинные грамоты ты
сказывал. Не разумею, как далее складывать, «аз, буки, веди, глаголь...».
– Ишь ты, какой, – произнес
дьячок.– Садись на травку, побеседуем.
Кузьма вдруг осмелел и рассказал ему,
как он учился за забором.
– Эх ты, Русь моя родимая, –
вздохнул дьячок, выслушав мальца. – Бегай ко мне, обучу тебя, вижу, охота
велика.
С тех пор Кузьма начал учиться у дьячка,
бегом отсчитывая версты и в осеннее ненастье, и в студеные морозы. Когда же
выпал снег и писать на земле было уже нельзя, Кузьма достал уголек из печи и
исписал все заборы.
Однажды, когда он складно писал целые
слова, к нему подошел отец.
– Экая беда! – воскликнул
Мартын. – Кажись, грамота, грех какой! Где узнал сие?
Кузьма оробел – как держать ответ
перед отцом? И сказал:
– К дьячку бегал крадучись, бей папаня,
виноват. Уж больно охота.
– Эк, осмелел! Барским делом
занялся – негоже! – крикнул Мартын.
И отец в сердцах схватил хворостину,
снял с сына полушубок и больно стегал его на морозе, приговаривая:
– Негоже, негоже нам грамота! Хлебопашцы
мы, а не бары!
Так кончилось учение Кузьмы.
IV. ЛУЧИНА В ТЕМНОЙ
ИЗБЕ
Прошло пять лет.
Мартын часто ездил в Саратов –
возил с приказчиком помещичью пшеницу. Ночевали они всегда в доме одного
молоканина, где можно было не остерегаясь хранить выручку за пшеницу, не было
спиртного и лошадей кормили досыта.
В зимние вечера в этом доме собирались
люди, читали Евангелие и пели псалмы. Мартын жадно слушал и немало дивился
услышанному. Новый мир открывался перед ним, и он глубоко задумывался.
Однажды он вернулся из города с гостинцами,
подивиться на которые сбежались соседи и родные. Он вынул из мешка цветастый
ситец, узористые платки, разрисованные пряники-кони.
Затем он вынул Евангелие, лицо его стало
торжественным, он понес его в передний угол и положил на стол, покрытый вышитой
скатертью.
В этот вечер он всех
попросил остаться на трапезу. После ужина он первым поднялся из-за стола и
торжественно заговорил изменившимся голосом:
– Слушайте все! Привез я нынче
великое – Слово Божие. Темные мы, не знамо, што там есть.
И он рассказал о слышанном в доме
молоканина в Саратове: что Бог есть любовь, а не только грозный Судья; что
надо молиться в Духе и начинать новую жизнь по Слову Божию; что пьяницы, воры,
убийцы Царствия Божия не наследуют.
– Нынче посетил нас Господь, –
сказал Мартын. – Наша жизнь негожа: злоба, битье, обиды сирот и вдов,
зависть, обман. Все это надо оставить. Темные мы. Един Кузьма грамоте умеет, и
он добудет нам правду Божию из книги сей. А Евангелие сие написано и нам,
темным. Приходите.
Лицо Мартына было мокрым от слез. Все
молчали, озабоченные и обеспокоенные его словами. Так зажглась лучина в темной
избе Мартына.
V. СВЕТ
Кузьма не спал всю ночь. Он дивился
всему услышанному от отца и глазам не верил: в доме на столе лежит книга –
Евангелие.
– Кузьма умеет грамоте, и он добудет нам
правду Божию, – всю ночь повторял он слова отца, и радость заливала
его. – И нам, темным, написано то.
Едва дождавшись рассвета, он с трепетом подошел
к заветной Книге и открыл ее. Он увидел такие знакомые крупные буквы, они так
складно стояли рядом, и он мог прочитать каждое слово. И хотя скудный ранний
свет едва проникал в окошечко, Кузьме казалось, будто вся изба залилась ярким
солнцем и все вокруг стало новым.
VI. РОСТКИ НОВОЙ
ЖИЗНИ
В зимние вечера, когда
зажигали лучины, просторная изба Мартына наполнялась людом.
Кузьма по складам читал Евангелие,
повторяя одни и те же тексты по многу раз, а слушатели шепотом повторяли за
ним, желая запомнить святые слова. Затем Мартын запевал псалом «Господь –
Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Мотив псалма был народный,
протяжный, задушевный. Каждое слово пелось долго, тщательно выводилась каждая
буква. После пропетого слова Мартын подсказывал следующее, и все подхватывали.
Пели благоговейно, тихо, спокойно, сидя рядком на скамейках:
«Го-о-о-о-о-спо-о-о-о-о-одь».
Никто не разъяснял тексты, не беседовал
о прочитанном, слушатели вздыхали и со слезами, с детской верой принимали
драгоценные слова прямо в сердце свое, и слышанное претворялось в жизнь.
Прошло немного времени, и в душах
ревностных посетителей избы Мартына проснулись ростки новой жизни. Крестьяне
перестали бить своих жен и животных, враждовать с соседями, красть и пить.
Крестьянки оставили злобу и перестали злословить о своих мужьях, снохах и
детях. Вместо ссор по вечерам слышалось пение да дружное гудение прялок, и мир
Божий воцарился в семьях.
VII. МАТРЮША
В числе
ревностных посетителей избы Мартына была шестнадцатилетняя девушка Матрюша, которая
выделялась своим серебристым и прочувствованным голосом. Она быстрее всех
схватывала слова псалма и запоминала наизусть все читаемое Кузьмой.
Матрюша отличалась необыкновенной ловкостью
рук – веретено крутилось у нее как-то веселее и быстрее, чем у других, а
в поле она во всем всех опережала.
Стан у Матрюши был тонкий и гибкий, как
веточка, лицо чуть смуглое, с румянцем, а за тенистыми ресницами мерцали
большие серые глаза.
Как-то раз Матрюша невзначай взглянула
на Кузьму, и в глазах ее вспыхнули и сразу же погасли радостные огоньки.
Кузьма впервые посмотрел на нее и быстро отвернулся. Радостные думы
переполняли потом много дней, когда он вспоминал тот мгновенный взгляд Матрюши.
Не раз Кузьме хотелось подойти к ней,
заговорить, но он не смел. Матрюша же более ни разу на него не взглянула.
Молва толковала, что приказчик барина
собирается сватать Матрюшу своему сыну, который был статен, носил не
кафтаньишко, а суконную поддевку, и не лапти, а сапоги, и с деревенскими не
знался.
(Продолжение следует)
Молокане – русское религиозное
движение, непосредственные предшественники русских баптистов. Молокане
выделились из духоборов в 70-х годах 18 века в Тамбовской губернии.
Прозвали их так, потому что они принимали за истину только
то, что написано в Библии – «возлюбили чистое словесное молоко», пили
молоко и ели молочное. За то, что они отвергают
иконы, богослужебные обряды православия, священников и церкви, совершают
моления в обычных домах, не соблюдают постов, не признают святых, подвергались
преследованию властей. Были переселены в окраинные районы страны – в
Закавказье, Крым, Сибирь, Среднюю Азию.
Из молокан – Иван Степанович Проханов
(1869-1935), основатель Всероссийского Союза евангельских христиан. Известный
богослов, поэт, издатель, организатор, проповедник, автор и переводчик гимнов,
которые сегодня составляют значительную часть любимого всеми нами сборника
«Песнь возрождения». И.С.Проханов родился во Владикавказе, куда были сосланы
его родители-молокане.