Библейская этика
Беседа семнадцатая
Заповеди блаженства
Восьмая заповедь: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно
злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
До сих пор Иисус описывал качества
христианина, а теперь – какой прием он имеет в мире. Сам Господь жил этими
заповедями – и был распят. Павел тоже жил ими – и был обезглавлен. То же самое
можно сказать обо всех Апостолах, и обо всей первохристианской Церкви, и обо
всей церковной истории! Почему так?
«Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого –
идущий прямым путем» (Пр. 29:27).
Преследование тем сильнее, чем
больше различия между миром и Церковью, но оно есть всегда, хотя и не
повсеместно. Некоторые богословы даже видят связь между страданиями и успехом:
если у тебя как у христианина есть успех в твоем труде, это значит, что какие-то
другие христиане в мире страдали, не видя своего успеха. И наоборот: если ты
страдаешь за Имя Христа, то где-то христианская Церковь имеет успех, прорыв в
мире тьмы. Церковь – одна, это Тело Христово.
Здесь действует закон
искупительности. Через пророка Исаию Бог сказал Израилю: «В выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя… отдам других
людей за тебя, и народы за душу твою» (Ис. 43:3-4). Но придет время, и
апостол Павел напишет язычникам: «От их
падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность… Не хочу оставить
вас, братья, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что
ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число
язычников» (Рим. 11:11,25).
Первым христианам Господь Иисус
Христос открыл это: они умирали, благословляя своих гонителей! Благодаря этому
христианство распространится по всему тогдашнему миру. Быть преследуемым за
правду – это значит иметь признак дитяти Божьего! И раба Христова: «Раб не больше господина своего. Если Меня
гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше»
(Ин. 15:20). Господь дал духовную власть детям Своим.
Есть и другой закон: среди людей
есть люди, рожденные по плоти и рожденные по духу: «Мы, братья, дети обетования по Исааку. Но как тогда рожденный по плоти
гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал. 4:28-29). Это все духовные
законы, неведомые гонителям, но известные христианам. Они позволяют детям
Божьим благодушествовать среди гонений! «Я
благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за
Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10).
Обратим внимание на то, что среди
заповедей блаженства две дают одинаковую награду: для нищих духом и гонимых - «их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3,10).
Не будет, а уже есть! То, которое внутри нас. Господь полностью царствует в
таковых и дает им несказанное блаженство! Как свидетельствовал один из
мучеников нашего времени: «По плоти страдаю, но в душе – такой покой и блаженство!».
Хочется воскликнуть с апостолом Павлом: «Как
непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33).
Христианская жизнь обличительна для
окружающих. Христианин восстает против предрассудков и ксенофобии, напоминая,
что Бог – Отец всех народов, с любой кожей. Не принимает участия в мятежах и
демонстрациях. Лоялен властям. Отказывается лгать. Честен в труде.
Законопослушен. Но если законы человеческие приходят в противоречие с законами
Божьими, то христианин предпочтет страдать, чем быть неверным своему Господу.
За это христиан называют фанатиками, но Иисус Христос называет их блаженными. В
преследованиях Церковь приближается ко Христу, делается полезной.
Брать Крест – это говорить
решительное «нет» греху и иметь противоположную миру линию поведения, которая
четко обозначена в заповедях блаженства: по плоти – скорби, по духу –
блаженство!
«Бог же всякой благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да
соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).
Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА