Обмен опытом



Помочь ребенку стать счастливым



«Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа» (Кол. 3:23)


Приют для уличных детей, где я работала, закрылся, и передо мной встал вопрос: как быть дальше? Неужели в 55 лет сидеть дома? Конечно, я знала, что в этом возрасте есть проблемы с трудоустройством, но была уверена, что Господь не оставит меня. Каждый день я просила Его помочь мне найти работу по силам и способностям. Возвращаться в медицину не хотела: слишком много негативных изменений произошло в здравоохранении за последнее время.

Несмотря на свой возраст, я готова была освоить новую специальность. Окончила компьютерные курсы, искала вакансии в газетах, звонила в различные фирмы, рассылала резюме. Как и предполагала, в основном требовались лица до 45 лет, а чаще – еще моложе. В сущности, я не боялась любой работы – ведь в приюте нам, сотрудникам, приходилось одновременно быть и учителями, и воспитателями, и поварами, и уборщицами.

Помощь пришла с другой стороны: сестра из церкви предложила мне присматривать за девочкой восьми лет у ее знакомых, православных христиан. Нужно было забирать подопечную из школы и отвозить домой (метро и маршрутка), а также два раза в неделю водить в бассейн. Работа несложная, но не очень денежная, и на дорогу только в одну сторону больше часа. Поразмыслив, я приняла это предложение, как от Господа, ведь я молилась Ему.

Девочка мне понравилась сразу: голубоглазая, с двумя русыми косичками, она застенчиво смотрела на меня, прижимаясь к маминым коленям. Мама помогла ей надеть шапочку, с любовью поправила шарфик и поцеловала. Девчушка была чем-то расстроена. С глазами, полными слез, она шепотом рассказывала маме о своих затруднениях, а та утешала ее, ласково обнимая.

«Какое нежное и чувствительное создание! С таким ребенком надо быть особенно чуткой», – мелькнуло у меня в голове.

Аришка была послушным ребенком, никогда не поступала плохо, не по совести. Уже прочитала с мамой детскую Библию и имела познания о Боге. Все бы хорошо, однако при малейшей неудаче в школе она расстраивалась и, садясь на стульчик в школьном коридоре, говорила мне со слезами: «Домой не пойду!»… Она страдала, даже если получала четверку! Двойка по шахматам, которые ей никак не давались, привела ее в неописуемый ужас. Я пыталась объяснить бедняжке, что четверка – вполне достойная отметка, а уметь хорошо играть в шахматы вовсе не обязательно… Но это ее не утешало.

Я молилась, чтобы Господь помог моей воспитаннице понять, что она ценна в Его глазах, независимо от школьных отметок или совершённых ошибок. И решила, что надо ее больше хвалить и одобрять. Работая в приюте для уличных детей, я научилась присматриваться к подопечным и понимать их нужды. Те ребята были закрыты и недоверчивы, откровенничали очень скупо и неохотно. Дети, ушедшие из дома и пополнившие ряды уличных подростков, не смогли получить от родителей-алкоголиков ни любви, ни понимания. Господь же уважает личность каждого человека, независимо от возраста. Поэтому ко всем приходящим в наш приют ребятам мы относились с любовью и теплотой, хотя они были далеко не ангелами.

Заметив однажды, с каким грустным лицом Аришка выходит ко мне, я спросила, была ли у нее сегодня хоть какая-нибудь радость. «В школе никогда никакой радости не бывает», – мрачно ответила девочка. Самая большая радость в ее повседневной жизни – пятерки в дневнике, каникулы и когда не задают на дом. И все? А как же мир вокруг нас, полный Божьих чудес?!

Вспомнила беспризорников и их представления о радости. Возможность безопасно переночевать в теплом месте, выпрошенные деньги на еду и толуол, которым они одурманивают себя, чтобы хоть на время уйти от страшной действительности. Для уличных подростков птица или собака – не объект для созерцания или игр, а просто ходячий кусок мяса, который нужно поймать и приготовить из него пищу…

Конечно, в семьях с высоким достатком дети получают много такого, что вызывает у них радостные переживания: мобильники с первого класса, дорогие игрушки, выезд за границу и т.д. Но умение радоваться тому, что Господь дает всем на земле бесплатно?! Я подарила Арише свою любимую книгу «Поллианна» – о девочке, умеющей радоваться простым вещам и научившей этому множество окружающих ее людей.

С удивлением узнала, что после школы моя воспитанница никогда не гуляла, как и многие другие дети из обеспеченных семей. Все они заняты в кружках, а вечером учат уроки; для прогулки же нет времени. Родители работают допоздна, чтобы обеспечить высокий уровень жизни для своих семей, и на общение с детьми не остается сил... Почти всех ребят из престижных школ развозят домой на машинах, поэтому им не удается даже чуть-чуть подышать свежим воздухом и порезвиться на просторе!

Мы в детстве гуляли на улице, играли в мяч, прыгали через скакалку и стремглав носились по двору, со смехом стараясь догнать друг дружку – здоровая энергия юности и так и била ключом! Сейчас же дети часами «отдыхают», скрючившись у телевизора или компьютера. В результате развивается синдром хронической усталости, частые простудные заболевания, а как следствие – непреодолимое отвращение к учебе...

Я решила помочь своей маленькой воспитаннице побольше находиться на свежем воздухе. Для этого удлинила время возвращения домой, и у нас получались небольшие прогулки. По пути из гимназии мы шли не торопясь, придумывая на ходу сказочные истории, смешные стихи, загадки, используя в качестве примеров все, что попадалось по пути. Играли в пальчиковые куклы, сделанные из бумаги, одна из которых была Аришей, а вторая – бесшабашным мальчиком Сашей. По легенде он был немного двоечником. Как только мы выходили во двор, девочка тоненьким голоском звала: «Саша!» – и начинался диалог. Она отвечала на вопросы своего карманного друга и рассказывала ему о событиях своей жизни. «Саша» выслушивал все с большим интересом, потому что знал намного меньше ее.

Еще мы вместе любовались изменчивыми облаками, пытаясь разглядеть в них очертания диковинных зверей. Создавали на снегу великолепные картины, дорисовывая по-очереди различные элементы, и восхищались получившимся шедевром. Рассматривали деревья, сбросившие листву, и удивлялись неповторимой красоте каждого из них. Весной радовались первым проклюнувшимся листочкам, нежной зеленой травке, ползающим букашкам, теплому солнцу и другим прекрасным вещам, которые Господь сотворил для нас.

Вскоре девочка сама стала обращать мое внимание на красоту окружающего мира и радоваться своим открытиям. У нее оказалась богатая фантазия и прекрасные творческие способности. При каждой возможности я хвалила ее и называла умницей. Постепенно она стала более открытой и раскованной, перестала бояться высказывать свое мнение и говорить о своих ошибках. Иногда, чтобы оценить тот или иной свой поступок, она спрашивала меня: «А у Вас такое было?». Я с удовольствием делилась с ней своим опытом, показывая, что ничего необычного и страшного в ее жизни не произошло: дело житейское, из-за которого не стоит сильно переживать.

Наше общение с Аришкой продолжалось, и меня удивляло, что некоторые вещи, совершенно естественные для других детей, совсем незнакомы ей. Однажды, получив мое разрешение, она осторожно перелезла через невысокий заборчик. Потом начались опыты с лужами: быстрые осторожные пробежки по их краю и, если было не очень глубоко, внезапные прыжки в середину с незаметной оглядкой на мою реакцию. Я реагировала правильно, потому что помнила, что сама в детстве была не прочь поразвлекаться таким образом.

Когда же выпал достаточно глубокий снег, Ариша вдруг попросила разрешения лечь на снег. По-видимому, это было уж очень запретным делом, на которое нельзя решиться самой. Ее вопрос заставил меня даже засомневаться, допустимо ли разрешить такое. Думаю, впервые в жизни она очень-очень аккуратно улеглась на снег в своей теплой шубке и лежала так некоторое время, раскинув руки и поджав ноги, глядя на небо сквозь кружево голых ветвей. Потом слабым движением рук припорошила себя чистым снежком и тут же вскочила на ноги. Наверное, в этот момент в ее голове прозвучали предупреждающие слова: «Приличные девочки на снегу не валяются!».

Я смотрела на нее с сочувствием, вспоминая детство свое и сына: у нас с этим было все в порядке. Сколько восторга и незабываемых впечатлений дают такие открытия на всю жизнь! Бедные дети богатых родителей...

Как оказалось в дальнейшем, приличным девочкам не полагалось также приносить домой веточки с шишечками, подобранными в парке в подарок маме, и прочие такие вещи. Все это носилось в портфеле по нескольку дней, а затем со смущенным видом отдавалось мне на хранение. Было запрещено прикасаться к различным животным, но однажды Арише посчастливилось дотронуться до белоснежной голубки: изящная птица как будто ожидала этого нежного прикосновения, сидя на низеньком заборчике, после чего сразу же вспорхнула и уселась высоко на дереве. Я убеждена, что это было одним из маленьких чудес, которые Господь посылает нам, чтобы подарить радость.

Через год и с ее мамой произошли изменения, и в дом беспрепятственно потек ручеек веточек, шишечек, листочков, желудей, каштанов и прочей природной мелочи. Все это принималось с восторгом и твердым уверением, что подобные вещи в хозяйстве обязательно пригодятся. «Наконец-то ребенок научился радоваться не только пятеркам в дневнике!» – с удовлетворением думала я.

В жизни девочки происходили и другие маленькие победы. Зимой вдоль тротуаров громоздились огромные сугробы. Вот по таким искусственным горам училась пробираться моя подопечная, и это у нее славно получалось. Преодолев очередную высоту, она с радостной улыбкой смотрела на меня, а я торжествующе кричала: «Да здравствует Ариша, победительница снежных вершин!» После этого она водружала воображаемый флаг на высшую точку горы и с гордым видом шагала дальше. Домой она возвращалась с румянцем на щеках и в добром расположении духа, наполненная новыми впечатлениями и все более уверенная в своих силах. Детство – прекрасная пора, если ему не мешают взрослые!

Ее подружка, живущая в красивом коттедже напротив гимназии, дожидалась в классе, когда я приду за своей питомицей, и плелась вместе с нами, оттягивая время возвращения в пустой дом. Заходить туда ей надо было через окно, оставленное для нее незакрытым. Эта деталь меня особенно впечатляла, заставляя смотреть на маленькую представительницу богатого сословия с состраданием. Гулять, если захочет, она могла только одна, зато на хорошо охраняемой территории. Провожая нас по ту сторону забора, окаймленного стройными рядами вечнозеленой туи, девочка долго махала нам вслед. Одиночество при живых родителях, хотя и разное, но в чем-то одинаковое – и у беспризорников, и у детей из богатых семей...

Иногда Ариша и ее подружка просили меня разрешить им поиграть вместе на площадке возле гимназии. Они с упоением лазали по спортивным сооружениям, шалили и смеялись, о чем-то весело болтали, переходя на шепот.

«Можно ей прийти ко мне в гости?» – умоляющим голосом спрашивала подружка.

«Если ваши мамы договорятся между собой, тогда пожалуйста!» – отвечала я.

Они с энтузиазмом соглашались, но дальше этого дело почему-то не двигалось: то ли дети забывали спросить, то ли мамы не разрешали.

Несколько раз я сопровождала свою воспитанницу на дни рождения ее одноклассников, проводившиеся обычно в крупных развлекательных комплексах. Сценарий праздника был одинаков: угощенье, а затем игровые автоматы со всевозможными стрелялками под звуки громкой музыки и всполохи мелькающих разноцветных огней. После окончания мероприятия детей, уставших и слегка отупевших от шума, на машинах развозили по домам.

Вспомнилось, как мы с друзьями устраивали дни рождения для своих детей: вместе с именинником придумывали различные конкурсы, разучивали стихи, подготавливали фокусы и делали всем гостям маленькие подарки в виде беспроигрышной лотереи.

В семьях с высоким уровнем дохода деньги постепенно вытесняют творчество. Не поэтому ли мы все чаще видим «крутых» юношей и девушек, оценивающих друг друга лишь по размерам кошельков и «крутости» аксессуаров? Как правило, духовные ценности у них стоят на последнем месте...

C Аришкой мы умудрялись делать подарки папе и маме, примостившись на широком подоконнике станции метро: склеивали закладки для книг, складывали бумажные фигурки-оригами, рисовали поздравительные открытки. Девочка получала от процесса творчества массу положительных эмоций! В этом все юные создания одинаковы, независимо от социального статуса.

Мастерили поделки и уличные дети, посещавшие наш приют. Ребята, разболтанные и циничные на вид, с увлечением и старанием, на какое только были способны, рисовали, клеили и вырезали, восполняя потребность своей души в творчестве, а потом с гордостью демонстрировали свои произведения. Делая в приюте закладки и открытки для больничного служения, они получали гораздо больше, чем те, в чьи руки попадали их немудреные и далекие от совершенства подарки. Помню, с каким интересом и уважением беспризорники рассматривали то, что каждый из них сделал, и их просветленные лица в тот момент... Уверена, что эти мгновения отпечатались в их сердцах и когда-нибудь принесут свой добрый плод.

Такая вот непростая жизнь современных детей открылась мне, благодаря новой работе... Я благодарна Господу за то, что Он откликнулся на мою нужду. Работа оказалась для меня интересной и творческой – как раз по моим силам и способностям!



Антонина Симусева,

Санкт-Петербург


назад

Hosted by uCoz