На духовные темы
Снимите порчу и сглаз
Дорогая редакция!
Очень часто на церковную кафедру приходят записки с просьбой совершить особую молитву «освобождения от порчи, сглаза». Комментариев на это, как правило, нет. Если ты со Христом, может ли действовать на тебя проклятье? Есть ли разница между порчей и проклятьем? Надо ли бояться действия бесовских сил?
Л. Калитина
Не знаю, как насчет «очень часто приходят», допускаю, что в иных христианских церквах вообще не приходят записки подобного содержания. Но твердо знаю, что даже если такие молитвенные просьбы утаиваются и не озвучиваются, они реально существуют. Или, во всяком случае, существует проблема, которую облекают в слова: «порча», «сглаз». Я столкнулась с этим, когда собирала материал для книги «Улыбка Веельзевула», пытаясь понять, что стоит за этой проблемой, выдуманная она или настоящая. Ведь динамитные эти словечки «сглаз» да «порча» хорошо прижились в нашем посткоммунистическом обществе, воспринимаются органично, даже вопросов не вызывают.
— Вот, болеть начал, — говорит один просвещенный человек другому. — Наверное, кто-то порчу навел.
Собеседник практически без всяких комментариев понимает, что произошло, снисходительно и сочувственно пропуская иронию, смягчающую такое значимое сообщение.
Известен и дальнейший сценарий действий «испорченного». Тот, кто хотя бы раз, пусть даже в шутливом тоне заговорил о порче, сделает все, чтобы от обременительной этой штуки избавиться. К кому обратиться? К колдуну, целительнице или знахарю, бабушке-шептунье — именно они предоставляют подобного рода услуги. С гарантией. Собственно, магия и различает лишь эти две болезни — порча и сглаз.
Что тут скажешь — мир... Люди, не знающие Бога, чувствуют себя совершенно беспомощными и беззащитными перед силами зла, буквально изнемогая от страха. И небезосновательно. Настоящая, не фальшивая магия способна вызывать демонов, управлять ими для пагубного воздействия на незащищенных в духовном плане людей. Надо признать, что это не фокусы, не обман зрения и слуха, а духовная реальность. Есть великие колдуны и маги, наученные князем бесовским Веельзевулом, которые способны в той или иной степени повелевать силам зла. Выражение «продавшие душу дьяволу» тоже не лишено основания. Существует категория людей, которые действительно приняли участие в таком товарообмене, чтобы иметь власть и могущество совершать колдовство. Им дана возможность вызывать чудеса ложные. Апостол Павел указывает на «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9).
Но даже в этом случае просто так, беспричинно, дьявол нападать не может. Милость Христа, жертва Господа, принесенная на Голгофском кресте, во многом ограничила круг действия сатаны. Бог хранит и проносит чудесным образом над опасностями, связанными с реалиями духовного мира, даже если мы ничего об этом не знаем. Случается, потом нас будто озаряет: так ведь это Господь не дал тогда погибнуть, ведь Бог спас... Действительно, Бог хранит, даже если мы в гордыне, неведении и безумном своем противлении воле Божьей не просим Его об этом. Человек должен первым сделать какой-то шаг в сторону темных сил, чтобы лишиться ничем не заслуженного благословения. Таким шагом может быть, например, желание с помощью магии удалить черное пятно из попорченной бесами ауры, ликвидировать сглаз и т.д. Движимые страхом, люди готовы на любую сделку с совестью, лишь бы получить освобождение от временных земных мук.
Ну, а верующие и познавшие любовь Бога? Почему же они повторяют вслед за изнывающим от страха миром те же слова, автоматически моделируя в своей жизни те же проблемы? Ведь письмо, если вникнуть, лучшим образом это показывает. Прежде всего, сестра напугана. Отсюда характер ее вопросов: может ли действовать проклятие, если я со Христом? Вопрос риторический. Ответ для тех, кто когда-либо читал Евангелие, один: нет, не может. Отсюда и негодование, и ужас вопрошающей: если проклятие исключено, почему же порча?! Я же со Христом! (Читай — у меня стопроцентная страховка!) Наконец, кульминация: надо ли бояться бесовских сил? По сути, вновь вопрос риторический. Автор, отдает себе отчет или нет, уже боится. Она в смятении и страхе, потому что столкнулась с темной, непонятной для нее областью, будто заглянула в отверстую пропасть, а там — лишь туман клубится...
Беда в том, что затронутая область действительно туманна, полна недомолвок, много в ней невыясненного. Она относится к тем «тайнам» духовного мира, где смутных теорий, догадок и предположений существовало, и по сей день существует, больше, чем четких ответов. Не каждый пастор или служитель Божий возьмется обсуждать с вами особенности этой духовной сферы, сказав, что лучше вам этого не касаться вовсе. Руководствуясь подобными наставлениями, мы чаще всего боимся действовать по удостоверению собственного ума и сердца — а вдруг окажемся на шаткой болотистой почве? Так недолго и утонуть. Кроме того, существуют крайности в подходах: одни верующие совершенно отрицают явления, называемые порчей и сглазом, другие придают им чересчур большое значение, объясняя все неудачи в жизни исключительно их действием. Но прежде чем попытаться хоть что-нибудь понять в столь сложном вопросе, попробуем дать определение тому, о чем мы говорим, — порче, сглазу. И уже тут нас будут поджидать трудности.
Четких однозначных определений не существует. Порчей называют и последствия колдовского воздействия, и некий «пробой» энергетической системы человека, произошедший вследствие проклятия, и так называемые родовые проклятия. Внешне это выражается в привязчивых неизлечимых болезнях, сухотке, бесконечной череде неприятностей, безбрачии, пристрастии к дурным привычкам — алкоголизму, наркомании, азартным играм, сексуальным извращениям и т.п. Под сглазом понимают положение дел, когда удача вдруг отворачивается от человека, за что бы он ни взялся — ничего не выходит. Считается, что из-за сглаза может измениться характер и нрав человека (был веселый, стал мрачный и угрюмый), ребенок неожиданно становится непослушным, отношения в семье между мужем и женой разлаживаются, возлюбленная непонятно почему уходит к другому и т. д. Причину всему этому видят в зависти к везунчикам и счастливчикам, которую испытывают и определенным образом выражают недобрые люди. Бытует мнение, что сглазить можно и самого себя, если будешь чрезмерно хвалиться своими достижениями и успехами. Но в основном порчу и сглаз насылают всякие черные маги и колдуны через заклинания и магические ритуалы. Именно черные, потому что есть еще и белые, которые якобы существуют для того, чтобы ликвидировать страшные последствия черного колдовства.
Так или иначе, можно заметить одну весьма важную для нашего понимания порчи и сглаза особенность — это уверенность в том, что негативное воздействие приходит извне как духовная агрессия врага. Вся вина за мои беды и несчастья лежит на других. Есть я — невинная жертва, и есть враги, которые на меня покушаются, ищут моей погибели. Я со Христом, всегда хороший, светлый и чистый. Враги, понятное дело, все время замышляют и творят против меня свои черные дела, насылая одно проклятие за другим. И тогда сам собой в полный рост встает недоуменный вопрос: что ж Христос не защищает? Обещал ведь: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5), а я страдаю. Почему стрелы вражеских заклинаний достигают меня?
Думается, что такая картина жизни и такое представление о причинах собственных бед явно искажены, если смотреть на происходящее через Евангелие. Как это ни парадоксально, мы, называющие себя христианами и твердо декларирующие свою веру в Иисуса Христа, нередко очень плохо знаем своего Господа, а потому в ответственные минуты жизни заходим в тупик и теряемся в догадках, что же ждать нам от Него, а на что надеяться не можем, не имеем права. Личность Христа для нас туманна и загадочна, и это вопрос не столько веры (человек действительно искренне верит в Иисуса), сколько познания Господа и собственного духовного возрастания. Когда за каждым новым поворотом и изгибом нашего земного пути мы будем видеть фигуру Христа, Его руку, указующую путь, мы вряд ли заблудимся. Но чаще всего, хорошо зная, что Господь есть, мы, будто не замечая склонившегося к нам в любви Бога, желаем сами искать выход из лабиринта. Мы говорим: я со Христом — и одновременно потоки гнева обрушиваем на своих братьев и сестер. Христос же осудил гнев в гораздо большей степени, чем убийство. Мы говорим: я люблю Христа — и одновременно не можем простить невестку или зятя, тещу или родного брата. Клянемся, обещаем — и не держим своих обещаний сплошь и рядом. Не творим милости. Раздражаемся, завидуем, бываем корыстны и эгоистичны, нисколько не хотим терпеть, радуемся неправде, но не сорадуемся истине. И многое, многое другое. Так с кем мы в таком случае? Неужели со Христом, Который сказал так не поступать?
В результате мы бываем так же далеки от Господа любви, как земля от неба. Значит, проблема прежде всего в нас самих, в наших испорченных сердцах и нашей весьма больной совести.
Если окунуться в Евангелие и постараться услышать голос Христа, а не собственных предубеждений, то ничего иного мы не услышим, кроме обращений прежде всего к нашим собственным сердцам. Господь говорит: посмотри Моими глазами, что происходит лично с тобой, а не с кем-то другим. Пойми, в какой переделке нуждаешься прежде всего ты сам, и когда осознаешь это, когда раскаешься и захочешь избавиться от того, что отделяет тебя от Меня, — Я исправлю тебя. Нигде и ни при каких обстоятельствах Христос не учит искать врагов вне вашего сердца. Ведь именно там, а не на каких-то мифических территориях, совершается та самая духовная брань, которую. подразумевают, когда говорят о порче и прочих демонических нападках.
Можно, конечно, вспомнить: «Берегитесь лжепророков...» (Мф. 7:15); «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение...» (Лк. 21:8); «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей...» (Флп. 3:2). Так ведь «берегитесь» — это прежде всего нежность и любовь Христа, Его предостережение, указание на то, что все будет на пути Его учеников: и злые делатели, и лжепророки с фарисеями, и соблазны всевозможные. Но не искать всего этого призывает Христос, а знать, что будут, встретятся на пути такие опасности. И быть готовыми к этой опасной встрече.
Разве нет врагов? Разве нет тех, кто проклинает и гонит верующих во Христа? Никто не отрицает, что они были, есть и будут. Все дело в нашем отношении к ним. И победа или поражение наши от этого зависят. Если мы со Христом, то слышим Его голос: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Нам заповедано не искать врагов вне собственной души, не озираться по сторонам в предчувствии внешних опасностей, не бояться вообще того, что снаружи, а лишь благотворить внешним, благословлять внешних и молиться за них. Рефрен всей Благой, то есть Радостной, Вести: ничего не бойтесь, потому что Я с вами! «Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).
Кто не боится? Ответьте сами себе.
Если быть честными, то для очень многих из нас заповеданное Христом — недосягаемые духовные высоты. Но дело в том, что только там, на этой духовной высоте, мы можем чувствовать себя в полной безопасности. Там действительно стопроцентная страховка, и ни одна раскаленная стрела лукавого не коснется нас. Если уходим — удаляемся из сияющей области Христовых пожеланий, превращаемся в мишени для лукавого и получаем множество поражений. И никто не застрахован от них — таков путь любого христианина, который много раз оступается и падает, удаляясь с пути Христа, чтобы после мучений и мытарств возвращаться на него вновь и вновь. В этом случае, согласитесь, не остается никакого места порче или сглазу в том их значении, о котором говорилось выше. Поэтому считаю неуместным применять подобные понятия к жизни людей, отдавших себя Христу. Они из другой области, где живут по законам мира сего.
Я уверена, что никакое колдовство не может распространяться на тех, кто действительно Христов. Все заклинания и магические ритуалы самой высшей пробы бессильны против Христа в нас. Но даже христиане своим непониманием личности Бога, в которого верят, Его благой воли относительно нас, недостатком веры — могут навлечь на себя проклятие и наказание Божье, которое обще для всех.
Никто не отменял Божьих благословений и проклятий. Никто не упразднил силу слов Божьих: «Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди, то... придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1-2). Важно слышать голос Христа, нашего Господа, чтобы быть благословенными. Соответственно, если не слышим Его голос, лишаемся благословений, попадая под проклятия, которых тоже никто не отменял. Перечень их при желании можно освежить в памяти, обратившись к книге Второзаконие 28:16-68.
Увы, чаще всего мы, обретя дар веры, действуем как противники Бога, причем даже яростные, навлекая на себя Его гнев. По дремучему заблуждению, неосознанно и, конечно же, непреднамеренно, но это не упраздняет действия Божьей справедливости. Ведь нет никакой другой возможности обличить нас в неправде, кроме скорбей и страданий, которые и получаем в полной мере. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6).
Во времена апостолов не зря так много чудес свершалось именем Иисуса Христа. Все для того, чтобы раз и навсегда показать верующим, что «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). Задача же дьявола всегда была в том, чтобы упразднить одержанную Иисусом победу и, несмотря на нее, заставить людей падать и преклонять колена перед князем бесовским, тем самым признавая его власть. И когда мы начинаем бояться колдовских чар, сил, воздействия какой бы то ни было магии, когда открываем свое сердце для страха — мы таким образом даем место или местечко дьяволу. Страх, если это, конечно, не страх Божий, имеющий совершенно другую природу, — верный признак того, что мы в чем-то поддались лукавому обольстителю, дали ему соблазнить себя. Сердце наше, трепещущее в боязни, свидетельствует, что где-то мы перед Богом неправы.
Важно не оставлять это без внимания. Нельзя задвигать такое чувство вглубь и никак не реагировать на него. Страх от дьявола, которому, надо признать, поддаются и христиане, разрушителен, он калечит и убивает наши души. Важно также знать, нет ничего такого, что верующему человеку нельзя было бы исправить с Господом, прибегая к Его милосердию, любви в раскаянии и молитве. И помня апостольское наставление: «Только живите достойно благовествования Христова... подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для нас — спасения. И сие от Бога...» (Флп.. 1:27-28).
Галина Сульженко,
христианский журналист