Мы и наши дети
Бить или не бить?
Многие из нас, родителей, наверняка, неоднократно задавались этим почти шекспировским вопросом. И очень хотели бы иметь однозначные инструкции по поводу допустимости телесных наказаний детей, и того, как решать этот вопрос, если у родителей разные позиции. Попробуем осветить проблему с точек зрения телеологии*, социологии, психологии, Слова Божьего и автора данного исследования.
Телеология
В качестве примера рассмотрим семью, где оба родителя — верующие. Как известно, телос* полностью открыт только Богу, и оба родителя стремятся воспитать ребенка для Него, открыть его и сделать тем, кем Бог предназначил ему быть. А значит, нужно добиться, чтобы ребенок почитал и любил Бога и своих родителей. Обычное стремление родителей — сделать ребенка счастливым, а не превосходно воспитанным, и родители-христиане конечной целью для своего ребенка видят познание Христа, послушание Богу и освящение.
Каждый ребенок уникален, неповторим. И когда, воспитывая детей, родители руководствуются Духом Святым, воспитание проходит в верном направлении. Но и здесь перед ними возникает вопрос: какой же метод воспитания поможет достичь цели, ведь не все методы эффективны. Во многих христианских, особенно потомственных, семьях, довлеет консервативный подход к решению данного вопроса. Как правило, отец придерживается библейского принципа о допустимости телесных наказаний, а мать предлагает строить процесс воспитания на другом библейском принципе — отказа от телесных наказаний. Какие аргументы они могут привести для обоснования своей позиции? Давайте вообразим себе диалог этих родителей.
Отец: Вседозволенность приводит к бунтарству.
Мать: Необходимо беречь психику ребенка, т.к. телесные наказания нарушают его психическое здоровье.
Отец: Нужно терпеливо приучать ребенка к повиновению, ибо именно в раннем возрасте закладываются будущие отношения ребенка к авторитету и власти.
Мать: Нельзя терзать ребенка страхами, ведь это может привести к чувству отверженности, а потом и к враждебности по отношению к родителям.
Отец: Мы должны наказывать, т.к. ребенок не может воспитывать себя сам.
Мать: Террор помешает осуществить телос в отношении ребенка, он будет морально угнетен, не будет испытывать любви и радости.
Отец: Начало мудрости — «страх Господень». Ребенок должен благоговейно относиться к Богу, принимать Его серьезно, признавать Его право судить за грех и наставлять нас на путь истинный.
Мать: Духовный пример для ребенка — это «делай, как я», и он будет сознательно и добровольно, во внутренней свободе, подражать нам.
Вот перед нами два подхода к «проблеме розги». Каждый из них исходит из вопросов: первый — на основе библейского принципа открытости и справедливости: будет ли польза, и необходимо ли это; второй — на основе библейского принципа христианской любви: будет ли чуткой данная мера воспитания по отношению к моему ребенку, и как, наказывая, я смогу проявить любовь.
Каждый из этих подходов потребует от родителей ответственности в принятии верного решения, которое не будет мешать им дойти до конечной цели в воспитании ребенка, и готовности в результате принятого решения «заплатить очень дорого».
Социология
Сегодня происходит падение статуса семьи под влиянием жизненных обстоятельств. Это: стремление заработать больше, что сокращает время пребывания родителя в семье; общественные поручения, которые требуют физических и умственных затрат, что нередко приводит к усталости и раздражению со стороны взрослых; существование фрустрации «дети ломают мою привычную жизнь», что приводит к отсутствию общения, т.к. родительские заботы о ребенке превращаются в нежелательные обязанности.
Статистика представляет нам следующие неутешительные факты:
— на общение с детьми у отцов в верующих семьях уходит 37 сек (!) в день;
— вся ответственность за воспитание ребенка возложена на женщину, но ее старание не гарантирует правильного решения и хорошего результата;
— в условиях роста феминистического движения неработающая женщина ощущает себя неполноценной, в результате чего 50% женщин в России работают, каждая третья мать отдает ребенка на воспитание в детские дошкольные учреждения, что не может не сказываться на психике ребенка.
Итак, социология как наука предупреждает нас, что утрата в последнее время значимости семьи в воспитании ребенка будет мешать нам дойти до конечной цели. Воспитание ребенка — сложная обязанность для обоих родителей. Для формирования личности ребенка необходимо совместное участие обоих родителей в его воспитании, при этом им следует пребывать в единомыслии.
Психология
Психология предоставляет нам страшную статистику:
— рост числа убийств детей в возрасте до 1 года (до 51%) в результате «Телесного наказания»;
— возросло количество побоев, ожогов, вывихов рук у детей — от 2 млн. случаев в 1986 г. до 4 млн. в 1997 г.;
— 90% случаев насилия над детьми осуществлялись дома, без свидетелей.
А ведь дом — это то место, где дети должны чувствовать себя в безопасности и любимыми!
Итак, мы видим, что психология однозначно указывает на опасность применения телесных наказаний и демонстрирует нам их чудовищные последствия. Правда, данная статистика не учитывает того, какие именно родители совершали подобные издевательства над своими детьми. Библейский принцип христианской любви, построенный на чуткости к нуждам другого, запрещает христианину так поступать с «даром Божьим».
Экскурс в историю
Поднятая нами этическая проблема «бить или не бить» не является, как мы все понимаем, проблемой только сегодняшней. В истории Церкви она встречалась неоднократно. В различных конфессиях подход к применению розги в отношении мальчиков и девочек был различен.
Католическая церковь требовала от родителей обязательного применения телесного наказания «для упорядоченного наставления нравов» (Киприан), для воспитания дисциплины, для направления чувств. Но для мальчиков допускалось более сильное физическое воздействие, чем для девочек. Это объясняется различными задачами в воспитании, ибо родители девочек должны были заботиться об их теле как о «товаре», чистом и прекрасном. Уродливое, искалеченное тело было бы препятствием для будущего замужества. Физическое воздействие должно было быть коротким, болезненным, только после словесного замечания, не публичным.
Православная церковь в данном вопросе не разделяла мальчиков и девочек. Телесное воздействие считалось фундаментом воспитания ребенка. Церковь рекомендовала: «побранить», «отхлестать», «сокрушить ребра, чтобы в упорстве не вышел из повиновения»; наказание должно было быть долгим, иногда публичным, для назидания других. Вышеуказанный метод воспитания особенно практиковался в школах в период до Октябрьской революции 1917 г.
Протестантская церковь тоже видит пользу в телесных наказаниях, ибо они обучают настоящей мудрости, хорошему поведению, воспитывают хорошие привычки, смиряют, дают прощение, дают урок на будущее.
Обратимся к первоисточнику
Таким образом, мы видим, что для всех христианских конфессий вопрос о допустимости «наказания розгой» очевиден, ибо об этом говорит Св. Писание.
Оно указывает нам, как родителям, на следующие обязанности: любить, учить и наставлять; должным образом наказывать и воспитывать в учении Господнем. Для чего? «Чтобы научиться через любовь повиноваться», т.е. уважать, почитать; научиться послушанию — от послушания родителям до послушания Богу , и заботиться о ближнем должным образом.
Библия видит в телесном наказании верное решение умертвить волю нашей плоти. Да, это вызывает у ребенка печаль, но совместная молитва после наказания успокоит его. Главное — не проявлять злобы и гнева, ибо «гнев не творит правды Божьей»; облекаться в любовь; искать у Бога мудрости.
Итак, Св. Писание допускает применение наказания розгой как эффективного средства в достижении конечной цели, но требует мудрого подхода, водительства Духа Святого.
Тактика применения телесных наказаний
Какие же проблемы могут возникнуть в семье в связи с применением телесных наказаний? Давайте вновь представим себе диалог между супругами:
Мать: Причиняя боль ребенку, мы можем пробудить у него склонность к насилию.
Отец: Необходимо тщательно продумать правила и нормы. Прежде всего, это — отсутствие озлобленности и плохого настроения. Такая реакция родителей поможет ребенку научиться владеть собой, находить правильные пути в отношении к различным проявлениям как доброжелательности, так и власти.
Мать: Нужно ли наказывать ребенка за каждое проявление непослушания?
Отец: Нет! Это должно быть редко, когда конфликт наиболее серьезен.
Мать: Что заменит телесное наказание, если ребенок провинился незначительно?
Отец: Терпение, объяснение того, что было сделано неправильно, неторопливость в принятии решения. Иногда можно поставить в угол (но ни в коем случае не на горох коленями, ибо это проявление садизма), лишить удовольствий (игр, просмотра любимых передач и т.д.). Но в случае намеренного неповиновения телесное наказание допустимо — ведь ребенок сразу поймет мотивацию наказания, если проступок свой он повторил вновь.
Мать: Кто в нашей семье будет телесно наказывать ребенка?
Отец: Я! Ибо роль отца - духовное воспитание детей. Физическое воздействие со стороны отца правомерней, чем со стороны матери. Дети должны видеть в ней проявление Божьей любви, милости, защиты. А отец - символ Божьей справедливости, ассоциируется с Судом Божьим, заслуженным и справедливым.
Мать: Как мы будем наказывать ребенка?
Отец: Только по ягодицам и только розгой или ремнем, т.к. рука — это средство выражения любви, ласки, нежности. И, кроме того, через руку осуществляется невидимая передача раздражения от себя ребенку.
Мать: С какого возраста начинать и когда прекращать телесные наказания?
Отец: С 1.5 лет, но в мягкой форме. С 6 лет наказания должны уменьшаться, в 10 лет физические наказания следует прекратить. Они уже будут мешать достижению конечной цели, т.к. мы должны действовать с подростком, учитывая его психологические особенности, — в пользу доброты, прощения, в силе любви.
В постановке подобных вопросов супруги вырабатывают тактику взаимоотношений с ребенком, находя общее решение в вопросах о допустимости физического наказания, о степени этого наказания, о случаях, в которых следует его применять.
Мнение автора
Основная проблема, которую мы попытались разрешить — расхождение родителей во взглядах на дисциплинарные методы. Ребенок не должен видеть этого расхождения, иначе он сам будет решать, кто из родителей прав. Договариваться нужно заранее. Лучше — еще до рождения ребенка, чтобы впоследствии избежать споров в его присутствии. Он должен знать, что родители имеют «драгоценную» любовь и благодарны Богу за счастье быть родителями. Такая любовь должна научить ребенка повиноваться родителям.
Моя же личная позиция заключена в следующем: телесные наказания не являются единственным способом формирования воли и характера ребенка, не являются они и универсальным способом для всех случаев и для любого возраста. Они требуют индивидуального подхода с учетом возрастных, физических и психических особенностей ребенка. Решение об их применении решается в молитвенном предстоянии пред Богом, под Его святым водительством.
Однако следует помнить, что существует опасность неправильного применения телесных наказаний, что приведет не только к бесплодности, но и к вреду избранного метода. Если наказание носит случайный характер — это вызовет у детей сомнение в справедливости родителей. Если наказание слишком мягкое, безболезненное - оно не будет правильно воспринято ребенком. Если ребенок уже вырос из этого возраста — необходимо не физическое наказание, а творческий подход: лишение удовольствий, постановка конкретных условий. Наказание не принесет нужного результата, если при этом нет обоюдного согласия родителей. Когда же у родителей нет уверенности в собственных силах и в выборе метода воспитания, ребенок становится хозяином своих родителей.
Вывод, который я хочу сделать в заключение, никому не покажется новым. Лучшим способом побудить ребенка быть послушным является:
— проведение как можно большего количества времени вместе с ребенком до возникновения проблем с
дисциплиной;
— умение делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;
— наличие взаимопонимания, дружбы и любви между родителями и ребенком;
— сбалансированный подход к воспитанию: сначала обличение и убеждение, а потом уже, как крайняя мера при неэффективности этих двух — физическое наказание.
Подход должен быть гибким, в пространстве, где дети могут свободно дышать, расти, осознавая, что их любят, и эта любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Да благословит наш Праведный и Справедливый Небесный Отец всех родителей и их детей на путях к Нему!
Татьяна Евина,
регент детского хора,
Санкт-Петербург
*Телеология (от греч. Telos — цель, род.п. Teleos) — учение о целесообразности в природе. В соответствии с этим учением, все процессы и явления в природе признаются произведениями разумной творческой воли (т.е. Бога — прим. Ред.).
**Телос (от греч. Telos — конец, цель) — в древнегреческой философии - конечная цель чего-либо, один из четырех основных принципов бытия в философии Аристотеля.