Библейские женские образы
Бедная вдова
«Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.»
(4 Цар. 4:1)
В 4-й книге Царств мы находим два женских образа: это вдова, обремененная долгами, и богатая женщина, оказавшая гостеприимство человеку Божию — Елисею. Эта богатая женщина жила в Сонаме, и о ней мы размышляли в прошлом номере. А теперь вникнем в жизнь бедной вдовы. Не знаем ни имени ее, ни места жительства, но известно, что она овдовела и заимодавец пришел забрать обоих детей ее себе в рабы (4 Царств 4:1).
Из этих слов видно, что Елисей хорошо знал эту семью. Вдова, пришедшая к нему, говорит: «...Мой муж умер. А ты знаешь, что раб твой боялся Господа».
Елисей имел пророческие школы в Вефиле, Иерихоне, Галгале и других местах. И вот муж этой женщины был в школе сынов пророческих и был верным служителем Богу живому. Несмотря на свежую кровоточащую рану, на боль утраты, она свидетельствует о нем, что он был богобоязненным. Это были не просто слова, которые обычно говорят об умершем. Словами: «А ты знаешь...» она хочет напомнить всю его богобоязненную жизнь. (Какое сильное свидетельство об умершем!) — Ты знаешь, что я не хвалю, не преувеличиваю — он боялся Господа. Вся его жизнь была сокрыта в Господе» — говорит она.
И вдруг внезапно он умирает! Какое безутешное горе обрушилось на эту семью! Теперь она вдова, а дети ее — сироты. Как ужасно расставание с любимым человеком, как осознать, что его нет рядом с тобой и не будет! Как жить без того, на которого ты надеялась, на кого полагалась и чувствовала себя в безопасности. Теперь все должна решать и делать сама!
Кто-то сказал: «Вдова — это женщина с раненым крылом, не могущая взлететь». Одна в трудах и в борьбе за выживание, одна в заботах о детях... От нахлынувших вопросов и терзающих мыслей, кажется, разрывается сердце. Но это не все!
Не осознав до конца случившегося - другая беда, как большая волна на море, захлестнула ее — долги. «Теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабство себе».
Дети... сыновья... свет очей материнских, радость, опора, утешение — как лишиться их? Как допустить мысль о том, что их заберут у нее? Разве можно без вопля об этом говорить? Мужа нет, детей забирают. Ужас! Горе! А заимодавец строг, немилосерден, да и закон на его стороне. Он пришел их забрать!
Елисея так потрясло случившееся, что он растерялся от этого страшного горя и спросил ее: «Что мне сделать тебе?» Нет, нет, он не говорит: «перестань плакать». Он не говорит: «ничего, все пройдет...» Он хочет ей помочь. И в этот миг — Аллилуйя на Небесах! — Бог дает ему просветление! — Скажи мне, что есть у тебя в доме?» Она сказала: «Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем».
И тут возникает изнутри вопрос: как Ты, Господи, допустил, чтобы верный раб, богобоязненный человек жил в такой нищете и долгах? Умер, оставив большие долги. И теперь она с воплем взывает к человеку Божию о помощи.
Оказывается, и истинные дети Божий могут оказаться в долгах. Бывают долги по причине болезни или смерти одного из членов семьи. Однако бывают долги и другого порядка. Если люди живут не по своим средствам, тратят деньги на удовлетворение своих прихотей и удовольствий.
На вопрос Елисея она отвечает: ничего, кроме сосуда с елеем. А что, если нас спросит Божий человек: сестра, что есть у тебя в доме? О, многое можно найти теперь в наших домах, но только не сосуда с елеем. У мудрых дев тоже были сосуды с елеем (Матфея 25:3-4), и они были готовы к встрече жениха.
Елей — символ Святого Духа. Несмотря на свою бедность, она сумела сохранить елей в своем доме.
Елисей дает ей совет, что делать дальше: пустые сосуды... набери немало. Чтобы получить елей, нужно иметь пустой сосуд, а чтобы его заполнить, следует сделать следующее: пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды... (ст. 4).
«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6). Так учил Христос своих учеников, а Елисей еще говорит вдове: запри дверь за собой и за сыновьями твоими...
Какая великая истина, какой прекрасный урок для нас, матерей: затворить двери за нами и нашими детьми и молиться Господу!
Ст. 5: «И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала». За закрытыми дверьми Бог умножает елей. Господи, вразуми нас, матерей, научить наших детей молитве за закрытыми дверьми. И Отец воздаст явно!
Ст. 6:«.. .И остановилось масло». Сколько было порожних сосудов — столько лилось масло. Очищенное от всякого греха сердце может быть сосудом чистым и порожним для елея.
Ст. 7: «И пришла она, и пересказала человеку Бо-жию». Какое послушание! Наполнив все сосуды, она могла сказать: «Я сама знаю, что мне делать. Буду я его еще спрашивать?» Полное доверие человеку Божьему и смиренное повиновение.
Елисей сказал: пойди, продай масло, и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими. Эта бедная вдова не усомнилась в словах человека Божия, как Нееман (4 Царств 5). Повинуясь и доверяя полностью Богу, она не только уплатила долги, но сохранила детей от рабства и приобрела необходимое для будущности.
Так воздает Господь боящимся и повинующимся Ему!
Итак, Господь оставил эту драматичную историю на страницах Священного Писания, чтобы все роды и поколения видели, как умеют истинные, верные жены, находясь в горе, доверять и повиноваться Богу.
Какие поучительные истины для нас:
— она знает, что горе свое нужно скрыть от взоров людских, а рассказать его только человеку Божию;
— в минуты отчаяния она умеет сохранять авторитет своего мужа;
— она имеет елей в доме своем; она в точности исполняет слова пророка, не принимая своих решений;
— она трудится вместе со своими детьми за закрытой дверью.
Все это говорит о ее внутреннем состоянии. Елей, который был в ее доме, — и был тем Духом Божиим, который все переносит, всему верит, всего надеется.
О, Господи, проводя нас через огонь испытаний, помоги не обвинять никого, не роптать и не злословить, а принимать волю Твою без «почему» и «зачем», не прекословя и не споря, как мы живем и пьем, и едим - так дай нам принимать и горе!
В этой главе мы изучили жизнь двух женщин. Одна бедная вдова, другая — богатая женщина. И одной и другой великий Божий человек Елисей помог, но для каждой был свой путь, и нужно было пройти его. Женщины, сильные духом, умеют переносить горе, когда разрывается сердце.
Ольга Мокан