Тихие минуты



Поговорим о возрасте?


Есть ли свои особенности воз­раста у ребенка, взрослого чело­века, человека пожилого? Да — и нет. Сколько можно прочитать литературы на эту тему, сколько услышать добрых советов. Но все мы такие разные, что единого правила для всех просто не суще­ствует.

Недавно на семинаре, где собрались лидеры детских христианских лагерей, возник вопрос: каким детям давать подар­ки — всем или только лучшим? Одна из сестер расска­зала, как было у них в читинском лагере. На послед­нем «костре» вызвали самых озорников и дали каж­дому по кусочку лимона. Вот якобы какие вы труд­ные дети. Правда, потом им дали по ложке сахара, мол, мы вас все равно любим. Участники семинара сразу зашумели. Одна из сестер спросила:

«Сколько лет было детям? Одиннадцать? С этого возраста у них появляется чувство собственного до­стоинства! Нельзя выставлять подростков на посме­шище!» На самом деле чувство собственного достоин­ства появляется не в одиннадцать лет, а гораздо рань­ше. Моего внука, которому как раз двенадцатый год, не смутить ни кислым лимоном, ни общим смехом. А вот четырехлетний сразу обижается, остро чувству­ет двусмысленную ситуацию, долго плачет потом.

Все дети — разные, со своим представлением о смешном, о стыдном. О святом, о красивом, о страш­ном. Поэтому я несколько недоверчиво отношусь к книгам современных психологов, в том числе и хри­стианских авторов, — об особенностях детского воз­раста. К примеру: «В этом возрасте ребенку требуется особое терпение, особая любовь и внимание». А в лю­бом другом возрасте они что, не нужны? Сколько мы можем прожить без Божьей любви? Ни одной мину­точки! Мир бы погиб. Или другое высказывание: «Этот возраст — самый серьезный, самый трудный, самый ответственный». Да каждый день, каждый час — самый ответственный. Тем более что мы не зна­ем, когда Бог прервет нашу жизнь. Детство — юность — зрелость — старость... Что труднее — найти друга жизни в юности? Идти семейным поприщем? Быть украшением в церкви — при немощах и одино­честве старости? Мишенька Чертков, сын русской миссионерки, успел потрудиться для Господа в свои десять лет, и был взят Господом, как горящая малень­кая свечка. Мария Петровна Мясоедова, русская мис­сионерка, умирала в интернате для бездомных старух в 89 лет, и была служителем Божиим — именно в своей старости. Время, отмеряемое нам, известно только Господу. Трудности возраста часто бывают вызваны не столько физиологическими, сколько ду­ховными проблемами. Та же старость, которой так боятся многие, в том чис­ле и христианки. Наверное, вы ви­дели среди современной молодежи тех, кому уже в двадцать лет все надоело. Все наскучило, такие и на общение в церковь собирают­ся как на «тусовку»: чем вы тут нас развлечете?

Но в то же время в любой церк­ви есть благословенные старицы. Глаза у них молоды, а сердца полны сочувствия и желания быть полезной. Есть, правда, и другие, которые рассуж­дают: «Я свое отработала, детей вырастила, пора и отдохнуть от всего».

Как-то я объясняла детям про три периода жизни Моисея. Сорок лет умственного развития во дворце фараона. Сорок лет — учеба в Божьей школе, пасту­хом, или, как бы мы сегодня сказали, в школе жизни. Сорок лет — служение, отдача всего того, что тебе дал Бог. Конечно, вряд ли кто-то из нас проживет 120 лет. Но сам принцип, Божий порядок все равно остается в силе. Учеба — в школе, потом в жизни — и отдача. Чем больше отдаешь, тем больше сил. Думаю, что каждый испытал это на себе. Вот, погода тяжелая. Не выспалась, полежать бы тихо в уголке, чтобы ника­ких внуков, никаких телефонных звонков... Жале­ешь себя, слушаешь, что и где болит. Но надо ехать к подопечному, да еще в психиатрическую больницу, и быть при этом бодрой и энергичной. Просишь сил у Господа и идешь... Или надо читать лекцию, да так, чтобы тебя слушали! И вот уже как будто ничего не бо­лит. И возвращаешься домой посвежевшая — муж удивляется. Хочешь иметь в кувшине масло — отдай последнее. Вспомним девочку, спасшую Неемана от проказы. Или мальчика с двумя рыбками и пятью хлебцами... Хорошо, если у нас, как у Моисея, будет три четких периода жизни. Но бывает и по-другому, как это случилось с Пушкиным. Труд в Божьем вино­граднике начался у него перед самой смертью. Ему было отпущено 45 часов, от выстрела на дуэли до мо­мента духовного прозрения, когда его взору откры­лись небеса. Бог дал ему эту драгоценную возмож­ность перерождения и просветления. Трудно рассуж­дать на такую тему, диалог умирающей души с Богом скрыт от глаз окружающих, можно лишь догады­ваться об этом таинстве... Что касается секрета ду­шевной молодости — вы его знаете. Это псалом 91:15: «они и в старости плодовиты, сочны и свежи», да и первый псалом, помните? «Лист, который не вянет». Все трудно — и все возможно — с Господом!


Фаина Миронова


назад

Hosted by uCoz