Благовестницы
Дом княгини Ливен
В петербургском пробуждении 1874—1884 годов огромную роль играли женщины-аристократки, и особенно две из них: Елизавета Ивановна Черткова, с уверования которой оно и началось, и Наталья Федоровна Ливен.
О первой из них мы уже писали в нашем журнале, а перед второй мы все еще в долгу. Елизавета Ивановна однажды сказала о ней, что «никогда не встречала человека, который так всецело, без колебания, искал бы во всех действиях прежде всего славы Господней и согласовывал бы с ней всю свою жизнь». Собственная дочь Натальи Федоровны так свидетельствует о молитве своей матери: «Молитва моей матери меня подкосила. Здесь впервые я поняла, что значит настоящая молитва. В детстве молишься так легко и просто, повторяя часто одни и те же слова, не придавая им значения. Я вдруг осознала, что моя мать действительно говорит Богу обо мне. Нужно было принять решение!..»
Н. Ф. Ливен предоставила для многолюдных евангельских собраний свой дворец в Петербурге на Большой Морской, 43, в котором был прекрасный зал, отделанный малахитом. Один аристократ, посетивший ее дом, с удивлением потянул носом и спросил: «Почему в вашем доме пахнет конюшней?» — «У меня было евангелизационное собрание для конюхов», — ответила хозяйка. «В вашем доме?! В этом зале?!» Тогда Наталья Федоровна разрешила все недоумения гостя. Она сказала: «Все, что у меня есть, принадлежит Господу. Я только Его управительница в этом доме».
Полнота отдачи всей себя и всего своего Господу была вознаграждена: дом Ливен стал центром духовного пробуждения в Петербурге. Именно в нем находили приют и ободрение такие выдающиеся служители Божьи, как Иван Вениаминович Каргель, Вильгельм Фетлер, миссионер среди заключенных доктор Бедекер, здесь начал свои проповеди Иван Степанович Проханов. В этом доме проходил знаменательный объединительный съезд всех евангельских направлений в нашей стране в 1884 году. Сюда приехали наши первопроходцы с Кавказа, Украины, из Крыма, Поволжья. Среди них был Василий Гурьевич Павлов, записавший в своем дневнике, как его потрясло то, что за столом простые мужики сидели рядом с баронами и графами и знатные дамы прислуживали им.
Именно в доме княгини Ливен начались первые воскресные школы, и среди детей был мальчик Коля Пейсти, будущий известный благовестник Евангелия, отец нашего современного проповедника Ярла Пейсти.
Но не только своим практическим христианством нам дорога Наталья Федоровна. В 1884 году во время съезда были арестованы все его делегаты, и начались первые и самые сильные гонения на верующих, продолжавшиеся до самой революции 1905 года. К княгине явился генерал от царя с требованием прекратить собрания в ее доме. Об этом так рассказывает ее дочь, Софья Ливен: «Мать моя, всегда заботившаяся о спасении души ближнего, стала сначала говорить генералу о его душе и о необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие. Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у Его Императорского Величества, кого мне больше слушаться — Бога или государя?» Это был очень смелый ответ, но царь выслушал его и сказал: «Она вдова, оставьте ее в покое». Здесь выясняются удивительные подробности: муж, князь Ливен, служивший при дворе прежнего царя, убитого народовольцами, не пережил своего государя и умер в том же 1881 году. И у нового царя не поднялась рука на его вдову. Собрания в доме Ливен продолжались без перерыва, во все время гонений, когда запрещены были все евангельские собрания, высланы все руководящие братья, и Пашков, и Корф, и Бобринский. Петербургская община была «обезглавлена». И тогда эти две чудесные женщины взяли на себя руководство собраниями. До 1887 года, до возвращения из Финляндии Каргеля, именно они сохранили Петербургскую общину. Когда вернулся Каргель, то княгиня Ливен пригласила его вместе с женой поселиться у нее. Она видела необыкновенные богословские способности этого удивительного брата, и именно благодаря этому приглашению и устроению жизни Каргель смог написать свой первый глубокий труд «Свет и тени будущих благ».
После революции 1905 года именно в ее доме были организованы первые Библейские шестинедельные курсы, мечта молодого Ивана Степановича Проханова, который ясно видел необходимость систематического богословского образования для плодотворного труда новообразованных общин. Эти курсы объединили вокруг себя все богословские силы общины: И. В. Каргеля, И. С. Проханова, Н. Н. Николаи, А. И. Максимовского. Трижды организовывались эти краткосрочные курсы и стали моделью для будущих годичных курсов 1926—1929 годов. Так что и становление евангельско-баптистского образования тоже связано с этой замечательной женщиной. Она имела доступ ко двору, к царской семье, и мы можем только догадываться о размахе ее личного свидетельства. Во всяком случае, она была в состоянии оказывать весьма существенную помощь служителям Божьим. Доктор Бедекер, который совершал миссионерскую поездку от Петербурга до Сахалина с раздачей Евангелий заключенным, пишет ей письмо такого содержания: «Дорогой друг, у меня украли разрешение проповедовать в тюрьмах. Не смогли бы вы достать и выслать мне другое? » Вскоре он получил ответ: «Дорогой друг, я подозреваю, что у вас украли не только документ, но и деньги. Позвольте мне возместить вам эту потерю, а также выслать новый документ». Новый документ назывался не «разрешение», а «предписание»: все двери теперь открывались перед ревностным проповедником — ведь речь теперь шла о том, чтобы исполнить царское предписание!
Ее не миновало никакое начинание, тем более что она была инициатором многих из них. Так, вместе с другими сестрами она организовала швейные мастерские и прачечные для бедных женщин, т.е. создала для них рабочие места. Это была первая попытка «христианского бизнеса», и он действительно был христианским: женщинам дали швейные машинки и раскроенные изделия. Когда работа была сделана, за нее тотчас выплачивались деньги, и тут же давался новый заказ. Для работниц и их семей устраивались в том же доме княгини христианские праздники, дочерей учили шитью, больных навещали прямо на дому, в их трущобах, и сколько женщин смогли из них выбраться благодаря честному и светлому труду, Евангелию, собраниям и христианскому пению!
Княгиня Ливен обратилась к Богу в Англии, на молитвенном собрании в доме бывшего министра. Она так радовалась своему спасению, что ей сначала и в голову не приходило, что каждый новообращенный должен трудиться для Господа. Ее дочь пишет: «Радость спасения не покидала ее, но вся полнота, ответственность, связанная со званием христианина, ей открылись лишь позже». Обратим внимание на это слово: «открылись». То есть Бог Сам ей это открыл. Такова была жизнь и вера этой женщины, которая встала в такие отношения с Богом, что все события в своей жизни принимала из Его рук. Именно отсюда ее мужество, бесстрашие, изобретательность, мудрость и доброе, умное сердце.
Марина Каретникова,
Санкт-Петербург