Благовестницы
Дочери Каргеля
«Не всегда будет бушевать житейское море...»
Этот человек был и остается живой легендой. Мощный дух, духовная зоркость, глубокий внутренний покой при том, что внешние события его жизни были весьма бурными. С самого детства он приготовлялся Богом для подвижной, а не оседлой жизни. Из Грузии, где Каргель родился в 1849 г. — в Германию, через два года оттуда — в немецкие колонии на юге России, потом опять на Кавказ. Учеба в Германии, путешествия, Лондон, возвращение на родину в Петербург, который стал местом духовного поприща более чем на пятьдесят лет его долгой жизни.
Он прожил 88 лет. Родной общиной Каргеля стала только что возникшая община в Тифлисе, где он принял крещение в 1869 году. Крестил его Никита Исаевич Воронин. Но духовным отцом Каргель считал Пашкова, чья проповедь и свидетельство в Петербурге чрезвычайно его взволновали. Возможно, именно под их влиянием он решил оставить работу инженера-механика и посвятить себя миссионерскому труду. По просьбе Пашкова Каргель основал евангельскую общину в Болгарии в 1880 году. В том же 1880 году 17 августа он был приглашен в первую тифлисскую церковь для тройного служения: проповедника, устроителя церкви и для рукоположения В.Г. Павлова. Этот год стал годом официального признания тифлисской церкви, а тифлисская община стала служить образцом для всех вновь возникающих общин Кавказа, Украины и Крыма.
Каргель женился на сестре, которую встретил при первом посещении собрания в Петербурге, где он впервые услышал Пашкова. Бракосочетание состоялось в Финляндии, куда он был приглашен проповедовать. Жена, Анна Александровна, родила ему четырех дочерей, из которых одна умерла в молодости. Три дочери стали великим благословением Божьим для отца, потому что жена его рано умерла, и дочери были его семьей, помощницами и сотрудницами. Елена родилась в Болгарии в 1883 году. Она была особенно талантлива и образована, впоследствии работала в Петербурге переводчицей. Мария родилась в 1886 году в Эстонии, а Елизавета в 1887 в Петербурге. Обе стали учительницами. Бог удивительным образом позаботился об этой семье. Княгиня Ливен, видя особый дар учительства у Каргеля и его глубокий интерес к богословию, пригласила его с семьей жить в ее доме на полном обеспечении, чтобы он имел возможность углублять свои познания в Слове Божьем. Она не просто пригласила, а просила Каргеля оказать ей милость и принять приглашение. Так появился один из крупнейших богословов, благодаря тому, что княгиня Ливен взяла на себя заботы о его семье, дала княжеское воспитание и образование его дочерям и успокоила тем сердце рано отошедшей в вечность Анны Александровны. Ни Каргель больше не женился, ни его дочери не выходили замуж, приняв твердое решение служить Господу в то солнечное и грозовое время.
Каргелю не было и сорока лет, когда у него уже совершенно сложился внутренний духовный облик — глубокого экзегета в сочетании с деятельным и практическим христианством человека, живущего по вере, переводящего в повседневную жизнь все, полученное по библейскому откровению. Видимо, именно за это Каргель особенно любил Пашкова, называя его своим духовным отцом: Пашков вовсе не был богословом, но жил и поступал в полном соответствии с тем, что ему было открыто в Божьем Слове. Именно поэтому центральной темой проповедей Каргеля с самого начала его служения в Петербурге стало освящение, связанное с углублением познаний верующих о Господе.
Значение этого подхода для назидания людей огромно. В православии освящение — это путь спасения человека, т.е. его совершенствование через личные труды и труды церкви, это процесс, завершающийся за пределами земной жизни, и потому имеющий неопределенные результаты. Для Каргеля освящение могло быть только после оправдания, после получения прощения, благодати Духа Святого, т.е. тех «талантов», которые верующий теперь должен был «пустить в рост». Об оправдании кающихся и освящении верующих Каргель впоследствии писал так: «Таких душ Господь никогда не оставлял Своим утешением на неопределенное время. Он их спасал, исцелял, давал все ("Ныне же будешь со Мною в раю") сейчас и сразу же. Это соответствует опыту всех тех, кто непосредственно обращался к Господу... Славное правило Его искупления: "Вот теперь время благоприятное. Вот теперь день спасения". Оно не знает такого утешения, которое откладывалось бы на далекое будущее или хотя бы на завтра. Сегодняшняя вера есть сегодняшнее спасение... Дары благодати должны быть получены нами непременно здесь и теперь, потому что ведь мы должны иметь капитал, который нужно пустить в оборот ("таланты"). Сначала мы должны обладать вечной жизнью, чтобы ею жить на опыте, так как невозможно жить жизнью, которую не получили. Между тем вознаграждение может последовать лишь за пережитой жизнью, и Писание говорит, что когда мы будем стоять пред престолом Судьи, тогда подсчет всего пережитого даст верный итог жизни» (Каргель, Однотомник, стр. 203 - 205). Каргель был твердо убежден, что Дух производит плоды, а не наоборот, и что именно Библия, являясь откровением Бога человеку, побуждает его к освящению.
Дочери Каргеля — Елена, Мария и Елизавета глубоко усвоили то библейское учение, которое было жизнью их отца, великого духовного учителя. Мы почти ничего не знаем об их детстве, кроме того, что они жили в доме княгини Ливен. Ранняя смерть матери побудила их еще крепче прильнуть к отцу, а их отец, Иван Вениаминович, был настолько полон Божьим Словом и так являл собой образ Христа, что где бы он ни появлялся, в каком бы труде ни участвовал, он и там был для всех благословением.
Еще когда дочери были детьми, в доме Ливен организовали первые библейские курсы. Каргель преподавал на них, и в итоге у него родилась книга «Свет из тени будущих благ» о благословениях в Ветхом Завете, предназначенных для будущего Нового завета в личности Иисуса Христа. Они также были свидетельницами того, как Каргель с Бедекером отправились из Петербурга на Сахалин с особой миссией служения в тюрьмах. Все это сформировало их собственный внутренний мир. Читая их письма, поражаешься: какое полное доверие Богу, какая пронизанность всей жизни Божьим Словом и Божьими обетованиями!
А жизнь их, начиная с 20-х годов, становилась все хуже и хуже. Голод заставил семью переселиться на Украину в село Николаевка, где была большая община, и там Каргель организовал двухмесячные курсы и нес служение в церкви. Его дочери, Елена и Елизавета, организовали женское служение: учили сестер грамоте, занимались с ними изучением Библии. Елизавета имела дар проповедовать Божье Слово, а в свободное время она переписывала труды Каргеля. Мария больше занималась хозяйственным трудом, но находила время и для духовных бесед с верующими сестрами. Елена вскоре возвратилась в Петербург, где она, зная иностранные языки, работала переводчицей.
Вся дальнейшая жизнь семьи будет проходить в глубокой бедности, что послужит подготовкой к еще большим лишениям. Мария и Елизавета ездили с проповедями по другим общинам, бывали и в Полтавской области, и не знали большего счастья, чем жить, разъясняя людям Писание. Это был учительский дар, как и у их отца. Впоследствии, при аресте в 1936 году, им предъявят обвинение в «проведении контрреволюционной агитации», из-за которой, якобы, были «провокации против организации колхозов». Самые тяжелые испытания приходят в старости, когда «ослабевает сила...»
Мария и Елизавета были арестованы за год до смерти Каргеля, сам он был арестован в возрасте 88 лет. Но перед смертью он сказал: «Скажите моим дочерям, что, когда они узнают о моей смерти, я буду более живым, чем когда-либо здесь, на земле». Елена, приехавшая из Петербурга в 1937 году, была тут же арестована и, видимо, как самая образованная, была приговорена к расстрелу. Из архивов КГБ удалось получить ее предсмертную фотографию: спокойна, собрана, взгляд направлен внутрь себя. Мария и Елизавета получили срок по пять лет, которые вскоре превратились в десять, а потом — на поселение в Кемеровскую область, без права выезда. Сохранились их письма, с любовью собранные сестрой Ириной Скопиной. В самые тяжелые минуты из их сердец исторгаются слова любви к Отцу Небесному, когда нет уже рядом отца земного. «... Чудно, что не всегда будет бушевать житейское море, не всегда волны будут заливать ладью, скоро ладья войдет в тихую гавань. У нас все опять покрыто снегом, который мне говорит о чистоте и белизне...» (Мария, 1941 г.) «... я непрестанно благодарю моего Отца за бесконечную милость и любовь, которой Он нас окружает... Жить здесь мне хочется только для Отче... Он напомнил мне, чтобы я была готова во всякое время, всегда быть в ожидании...» (Лиза, 1944) «... Да, школа продолжается, экзамен трудный, конца пока не видно, хотя, казалось бы, надо уже закончить. Но так нужно! Я не одна! Мой добрый Друг со мною. Многому, многому Он уже научил меня... Да, я никогда не буду жалеть об этом тяжелом пути, обо всех испытаниях, потому что чем дальше и глубже всхожу на Голгофу, тем яснее становится Его путь и цель...» (Мария, 1945 г.). «... В течение стольких лет все никак не можем привыкнуть к климату холодной Сибири. Только Всевышний укрепляет силы и поддерживает нас. Да, только в Боге успокаивается душа. В молитве и уповании крепость наша!» (Лиза, 1948 г.) «... Писать не могу, рука не позволяет, очень трясется... Да, каждый день нашей жизни — подарок от Всевышнего. Пусть же ни один не пройдет напрасно, он дается нам для очищения, для освящения, для уподобления в Его чудный образ уже здесь, на земле. Будем бодрствовать...» (Мария, 1949 г.)
Обе сестры были людьми необыкновенными. Многие приглашали их на постоянное жительство на Украину, но сестры неизменно отвечали, что на это нет воли Отца. Д.Я. Турчанинов вспоминает, что однажды просил сестер рассказать ему о своих нуждах, чтобы он мог помочь. Но они отвечали, что о всех своих нуждах говорят только Отцу. И точно: у Марии, уже оставшейся без сестры, во время сильной бури сорвало крышу на домике. Она тут же встала на колени и сказала: «Отец, дай мне крышу!» И прохожий человек зашел и положил ей крышу.
Елизавета, хоть и младшая, умерла почти на десять лет раньше — в 1957 году, когда ей было 70 лет. А Мария еще успела написать братьям во время разделения церкви в 60-е годы свое знаменитое письмо против этого разделения. В этом письме так и слышится голос Каргеля, автора толкования к Откровению. Мария указывает, что все церкви в Откровении имели свои явные недостатки, но ни одну из них Христос не повелел покинуть или выйти из нее.
Мария умерла в 1966 году, в возрасте 80 лет. Отец учил их: «Божий свет должен непрерывно проникать в наше сердце... Он в нас должен быть всем, что делаем, говорим, думаем. Жизнь, которую Он вынес из смерти, есть жизнь, простирающаяся на нас во веки веков.» И дочери вняли его слову.
Марина Каретникова