Благовестницы
Я самая счастливая...
(1825 — 1853)
«Я самая счастливая из женщин», — так написала Александра Григорьевна Муравьева своему мужу, сидящему в одиночной камере Петропавловской крепости, который умолял ее: «Мой ангел, я падаю к твоим ногам, прости меня! Во всем мире у меня остались только мать и ты. Молись за меня Богу: твоя душа чиста, и ты сможешь вернуть мне благосклонность Неба...» Да, случается так, что мужчины вдруг ослабевают, а мужество обретают женщины, неся своим мужьям силу и надежду. С женами декабристов было именно так.
Многое можно сказать о самоотверженности и верности, искренней любви и сострадании одиннадцати жен декабристов, последовавших за своими мужьями из блеска и роскоши великосветских салонов на каторгу в Сибирь, отказавшихся не только от привилегий дворянского звания, но и от детей, родителей, друзей.
Слова Александрины Муравьевой: «Я самая счастливая из женщин...» оказались пророческими. Быть ангелом для несчастного мужа, разделять с ним не только славу, почет, благополучие, но и несчастье, страдание, унижение — это прекрасно, это по-Божьи.
Тот, кто бывал в Иркутском музее декабристов, наверное, обратил внимание на Библии, представленные в экспозиции. Есть много высказываний бывших заключенных и ссыльных о том, как они благодарили Бога за то, что Он именно так распорядился их судьбой, что жизнь, проведенная в рудниках, забайкальских поселках и городах, оказалась насыщенней, плодотворней и уж, конечно, более христианской, чем если бы эти люди знали одни балы, светскую суету, пустые разговоры и погоню за чинами. Зачастую именно женщины были благовестницами — и для своих мужей, и для всех окружающих. В многочисленных мемуарах, письмах, оставленных нам декабристами, их женами, детьми, друзьями, то и дело мелькают строки о том, как женщины читали и объясняли Священное Писание, как шили рубахи для полуголых уголовников Благодатного рудника, как брали на воспитание сирот, как княгиня Мария Николаевна Волконская ходила по избам с Библией, со словом утешения.
Александрина Муравьева скончалась двадцати восьми лет в Петровском заводе.
Смерть ее потрясла всех. Тридцатишестилетний Никита Муравьев стал седым в день смерти жены. На могиле Александрины и двоих ее детей поставили памятник и часовню с неугасимым огнем. Лампада эта светилась даже через 37 лет, о чем свидетельствовал декабрист Горбачевский, не захотевший уехать из Петровского завода после амнистии. Однажды он встретил на могиле молящегося генерала Черкасова, который был много наслышан о Муравьевой, ее светлом облике, и специально приехал, чтобы поклониться праху ангела, поблагодарить Бога, что на эту землю Он посылает такие светильники...
Интересных писем, стихов, воспоминаний так много, что не знаешь, какой документ привести, чтобы показать ту удивительную атмосферу, которую создали жены декабристов.
Вот строки из письма декабриста В.Ф. Раевского — Н.Н. Бердяеву, 1831 год:
«Так угодно было высшему Промыслу, Сибирь сделала меня новым человеком, если я не имел необходимости прежде всего в вере, то здесь в первый раз в жизни сомнения мои начали исчезать, и новый свет религии, как в тумане, засиял в глазах. Я начинаю и, конечно, буду иметь всю надежду, всю опору на прекрасный и спасительный Крест, который мне казался так тяжек прежде... Но при самой чистой, крепкой вере человеку в этой жизни нужна опора, соучастие от людей. Крест может нас примирить с протекшим, со смертию, но кто может соделать жизнь покойною, приятною, как не ближние или друзья, или их соучастие и любовь?»
А вот из письма А. Бестужева: «И не стыдно ли было нам падать духом, когда слабые женщины возвысились до прекрасного идеала геройства и самоотверженности? Поистине, когда я думаю об этом, я проникаюсь чистым и умиротворяющим душу восторгом. Это освежает мой дух и примиряет с человеческим родом, таким надменным и низким».
В записках Волконской, написанных в глубокой старости, немало сцен, рассказанных с улыбкой. Она описывает себя и других знатных дам, впервые в жизни осваивающих премудрости кухонной жизни: как они старались буквально из ничего приготовить узникам что-то вкусное, как их изнеженные и неумелые ручки терли, мяли, жарили... Мы с вами, конечно, не княгини, но и нам пример жен декабристов может быть полезен. Особенно тем, кто оставляет удобную городскую жизнь, а то и теплый родительский дом, и едет далеко вместе с мужем-миссионером или пастором в маленькую сельскую церковь, чтобы начать совсем новую, суровую и прозаичную жизнь. И оказывается, что очень трудно быть всегда подтянутой, причесанной, прилично одетой, иметь уютный и гостеприимный дом, радовать мужа нехитрыми, но изобретательными блюдами, рожать и воспитывать детей. И при этом чувствовать себя счастливой, как Александрина Муравьева...
Об одной женщине я хотепа бы рассказать под- робнее — Наталье Дмитриевне Фонвизиной. Этой женщине было мало забот о муже и его друзьях, и она взяла себе за обыкновение встречать новых узников.
Однажды Фонвизина, Анненкова и Муравьева встречали в Тобольской пересыльной тюрьме группу петрашевцев. Это было в январе 1850 года, у женщин за плечами — по двадцать четыре года каторги! Они упросили смотрителя острога разрешить свидание с осужденными и пробыли с ними целый час: помолились, благословили и каждого одарили Евангелием. Среди новых каторжан был великий русский писатель, будущий автор «Братьев Карамазовых» и «Идиота». Маленькую черную книжечку, подаренную ему в Тобольской пересылке, Федор Михайлович Достоевский бережно хранил всю жизнь, читал и перечитывал на нарах, учил каторжных по этому Евангелию грамоте, а перед самой смертью просил жену раскрыть и читать Евангелие, после чего подарил своему сыну Федору как самую большую драгоценность. Сейчас это Евангелие хранится в музее...
Наталья Дмитриевна была удивительной женщиной — и по глубине своей веры в Господа нашего Иисуса Христа, и по силе перенесенных страданий, и по миссионерской деятельности. Ее активность, бодрость, предприимчивость — укор многим из нас. В последствии между Фонвизиной и Достоевским завязалась переписка. Некоторые выдержки из этого удивительного диалога между двадцатитрехлетним юношей и умудренной страданиями женщиной мы и приводим. Письма так интересны, что хотелось бы привести их полностью. Не под влиянием ли этой слабой женщины христианство у Достоевского после каторги стало более живым и действенным?
Фонвизина — Достоевскому, 8 ноября 1853 года. "...истинное утешение получить от вас какую-нибудь, хоть и не полную, но все-таки задушевную весточку — сетовать теперь, по вашим обстоятельствам, не приходится — не только гнев, но даже самые сетования были бы неуместны. Я человек вышколенный, умею терпеть, умею ждать, умею также и быть благодарной за все мной полученное в жизни, и особенно за получаемое неожиданно. Итак, благодарю Бога и вас за доставленную мне радость письмом вашим, хоть в нем собственно об вас и мало радостного.
Главное, что вы живы и по возможности переносите тяжесть вашей жизни теперешней. Слава Богу за это, Слава Богу и за то, что в этой земной жизни все протекает, и если жаль нам чего-нибудь приятного, исчезающего от нас безвозвратно, то можем утешаться, что тяжелое для нас также может исчезнуть и замениться лучшим. Да если бы, наконец, наше счастье могло всегда остаться при нас неизменным! Сами-то мы по закону природы для него изменяемы беспрестанно и ускользаем от него незаметно для нас самих. Скажу вам, что для меня в жизни моей было одно время (это уже очень давно!), время такого полного земного счастья, что оно мне, наконец, наскучило. Уверяю вас, что говорю вам правду — до того наскучило, что всеми силами души моей и всеми желаниями сердца моего вызывала какую-нибудь перемену — хоть несколько и боялась делать эти или другие предположения к изменению. Не правда ли, что это было не только глупо, но и неблагодарно с моей стороны — мне было тогда 22 года от роду. Впоследствии было другое время такого полного, беспредельного, неукротимого горя, что с жадностью я хваталась за болезни и случавшиеся тогда разные житейские неприятности, чтобы только отвлечь внимание от убивающей меня печали. Правду говорят, что утопающий готов хвататься за бритвы, если бы они попались ему под руки, чтобы только не утонуть. Как же не благодарить Бога за то, что Он, зная природу каждого из нас, все в жизни каждого уравновешивает, чтобы все поучало и умудряло ответом. От нас зависит всем пользоваться и собирать нравственное неотъемлемое людьми сокровище. Очень верю, что теперешнее существование вам наскучило. Но вы молоды, очень молоды в сравнении со мной, отжившей и пережившею себя. Я сама не узнаю себя, когда сравниваю с тем, что было прежде. И слава Богу, что я не та уже! Хоть и теперь не совершенно собою довольна, но ведь я еще живу на земле.
Вы говорите о вашем одиночестве, конечно, оно очень тягостно, но иногда невыносимо и общение, во всяком случае, по пословице — лучше быть одному, чем в худой компании. Что мудреного, что вы живете надеждою. Вы молоды, и нравственные силы у вас в полном развитии — и жизнь сама далеко перед вами развивается. Но я-то, вообразите, тоже живу надеждою! Надеждою даже на невозможное по всем теперешним обстоятельствам. Но когда-нибудь, может быть, и вероятное.
Простите, мой добрый, дорогой Ф.М. Я также верю, что когда-нибудь увидимся, но когда и как, знает про то Бог мой! Знаете ли, мне все кажется, что это будет именно под другим небом, где-нибудь далеко отсюда. Тогда, когда вы воскреснете душою и здоровьем, тогда как, может быть, я буду получше чувствовать себя и по душе, и по здоровью. Сердечно преданная вам Н. Ф.»
Из ответного письма Ф.М. Достоевского Н. Ф. Фонвизиной.
«Не потому, что вы религиозны, но потому, что сам пережил и прочувствовал это, скажу вам, что в такие минуты жаждешь, как "трава иссохшая", веры, и находишь ее, собственно, потому, что в несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это!) до гробовой крышки.
...Вот уже скоро пять лет, как я под конвоем в толпе людей и ни одного часу не был один. Быть одному — это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником. Общество людей сделается ядом и заразой, и вот от этого нестерпимого мучения я терпел более всего в эти четыре года.
Самое несносное несчастье — это когда делаешься сам несправедлив, зол, гадок, сознаешь все это, упрекаешь себя даже — и не можешь себя пересилить. Я это испытал. Я уверен, что Бог вас избавил от этого. Я думаю, в вас, как в женщине, гораздо более было силы переносить и прощать.»
У Фонвизиной в Сибири был друг, русский миссионер архимандрит Макарий, с ним потом был хорошо знаком и Достоевский, и как говорят специа листы, этот евангелист стал одним из прообразов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Именно ему принадлежат слова, которые теперь часто цитируют: «Господи! что за книга это Священное Писание, какое чудо и какие силы даны с нею человеку! Люблю книгу сию! Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа Его Слова и всякого прекрасного восприятия. Толкуйте народу Евангелие неустанно...»
Вместе с отцом Макарием Фонвизина шла в школы, занималась духовным просветительством, вместе с ним мечтала о переводах Библии на русский язык. Известна рукопись Фонвизиной, которой зачитывались декабристы — ее толкование на молитву «Отче наш».
Фонвизина была разлучена со своими детьми, впоследствии ее сыновьям дали разрешение приехать в Сибирь, но пути Божьи неисповедимы. Несчастные родители были лишены этого счастья на земле. Старший сын внезапно заболел и скончался, младший — тоже. Позже мать, приехав в Одессу на их могилу, поставила там огромного размера крест с отлитой из бронзы фигурой Спасителя. Двое детей, рожденных Фонвизиной в Сибири, тоже скончались в малолетнем возрасте. Но вера Натальи Дмитриевны не поколебалась и после этих тяжких испытаний. У нее удивительно глубоко было выработано самоотречение, постоянная готовность к жертве.
Муж ее, Михаил Александрович, ранее равнодушный к евангельской вести, отошел в вечность с живым упованием на Господа. Впоследствии Наталья Дмитриевна вторично вышла замуж за декабриста Ивана Пущина. Совместная их жизнь была весьма короткой. Но время не прошло даром: под влиянием любимой, горячо верующей женщины сердце Пущина отозвалось на призыв Христа, и он скончался с молитвой на устах.
А Наталья Дмитриевна возвратилась к своей прежней жизни — «что может делать доброго твоя рука — делай».
Человеку не дано прозревать времена, мы можем лишь догадываться о том, сколь скорбен, но и плодотворен был крестный путь этих прекрасных женщин. И лишь в вечности нам откроется вся полнота их духовного подвига, самоотвержения и пламенеющей веры.
Ольга КОЛЕСОВА