слово редактора
Великое сотворил Господь над нами,
мы радовались
(Псалом 125:3)
Милые сестры!
Не огорчайтесь,
дорогие наши читательницы, если получите первый, рождественский, выпуск
женского журнала «Мария» уже после того, как пройдет Рождество. Первые шаги,
как известно, всегда делать трудно – во всех смыслах. Но думаю, что очень
большого огорчения вы не испытаете, рождественский номер журнала – всегда
кстати, что-то пригодится и на будущий год, неправда ли? Как говорил мой
покойный отец, два праздника всегда с нами – Рождество Христово и Пасха.
Христос родился в этот мир, Царство Божие появилось здесь, на земле. Распятый
Христос воскрес для нашего оправдания. Не вспоминаем ли мы это в своих
каждодневных молитвах благодарения? А даты, сроки, календари – дело
земное.
Отчего и почему мы
назвали свой первый, рождественский, номер женского журнала – «Мария»?[1] Думаю, что каждый христианин и даже тот,
кто только называет себя христианином, ответит: Мария – благословенная
между женами, Мария, кроткая, смиренная и любящая Мария – родившая Господа
нашего Иисуса Христа.
Мало написано в
Евангелиях о Марии, только то, что связано с Рождеством Спасителя и то, как
плакала и страдала она около Голгофского креста... Мария в своем глубоком
смирении смогла вынести все – боль непонимания – и своего, и
людского – и исполнение пророчества старца Симеона: «И тебе самой оружие
пройдет душу...» (Луки 2:35).
Мы привычно
повторяем, особенно в тихие рождественские дни, о смирении и кротости Марии, о
красоте и чистоте ее души. Смирение. Корень слова – мир. Прекрасный по
смыслу образ, символ. Смиренная женщина – это мир в семье, мир в церкви,
мир с Богом, воцарение Христа в сердце человеческом...
Мария, как и ее
богобоязненный муж Иосиф, хоть имели Слово Божие о своем избрании, не почитали
себя выше других. Смотрите, как они были послушны повелению кесаря – и
пошли на перепись в Вифлеем, хоть, по рассуждению людскому, это было так
некстати – сроки родов приближались, путь был неблизким – от Назарета
до Вифлеема
Думаю, что не понимала
Мария, что сделала – когда родила, спеленала и положила своего первенца в
ясли, на солому – вот именно таким образом, в таком унижении пришел в этот
погибающий мир Спаситель, Творец всего видимого и невидимого, Царь царей и
Господь господствующих. Наверное, все-таки, тихо горевала, но может быть,
Господь дал Своей смиренной рабе, этому чистому и благоуханному сосуду,
пережить при рождении Спасителя особенную радость?
Младенец в
яслях – необычное нахождение родившегося дитя. Символ для нас особый, знак
для пастухов. Перепутать родившегося младенца с кем-то другим было невозможно.
Как тихо и глубоко радовалась Мария, слушая бесхитростный рассказ пастухов о
ликовании неба. Какое это было ободрение для нее! Возможно, повторяла про себя
свою молитву, что вырвалась у нее при встрече с Елизаветой: «И возрадовался дух
мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне
будут ублажать меня все роды» (Луки 1.47-48).
Сестра моя! И к тебе
обращается сейчас ангел: «Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна
ты между женами!» Мария была особенным сосудом Божьим, но и каждая из
нас – своим смирением, сокрушением своего сердца – может порадовать
Господа, наших близких, наших дальних, ибо через смиренное сердце действует Дух
Святой. Да послужит наш первый выпуск журнала каждой душе, каждой – все мы
нуждаемся в беседе, особенно женщины.
[1] Имя Мария заимствовано древнееврейским языком из соседнего арамейского, затем с христианством перешло к грекам. Этимология спорна: одни предполагают, что первоначальное значение – «горькая», другие «госпожа». В другом источнике «Мария» – греческая и латинская форма еврейского имени «Мириам» – «любимая».