Документ без названия

 

Женщины Библии

Жена Иова

Книга Иова является первой так называемой «поэтической книгой мудрости» из группы Ветхозаветных книг. О книге Иова Виктор Гюго сказал: «Книга Иова является величайшим произведением человеческого ума». А вот что пишет Томас Карлейль: «Я считаю эту книгу, исключая все другие теории о ней, одной из величайших книг, когда-либо написанных. Она содержит самое ранее свидетельство о том, что нам бесконечно трудно понять судьбу человека и Божьи пути для него на земле. Кажется, что нигде не написано ничего подобного, имеющего равную литературную ценность».
Как и другие книги Библии, книга Иова названа по имени главного героя повествования. Дом Иова находился в городе, где его глубоко уважали (Иов 29:7-8). Этот город находился в земле Уц в северной части Аравии, близ границы с землей мадиамской, где сорок лет жил Моисей. Так как в ней нигде не упоминается о Законе, то, возможно, эта тема заимствована автором из предания времен патриархов, когда писаного Закона еще не было и люди жили по закону совести.
Иов был великим и известным человеком своего времени. Он был могущественнее всех сынов востока, богат стадами скота, имел семерых сыновей и трех дочерей. Благословение Божие почивало на всем имении Иова. Он был хорошим семьянином, а также богатым и весьма знатным человеком. «И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (1:1).
Иов не был совершенным или без греха, однако из текста видно, что он верил в Божье искупление и жил праведно и целомудренно и как человек, и как супруг (2:10), и как отец (1:4-5).
При умножении богатства, равно и славы, сердце человеческое начинает удаляться от Бога, возноситься в высокомерии и гордости. Но сердце Иова не было таковым. При умножении бесчисленных благословений Бога он становился более кротким и смиренным, так что Сам Бог засвидетельствовал о нем сатане, говоря: «Нет такого, как он, на земле; человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8).
Обильные благословения свыше выпали на долю Иова, а с ним и на его жену. Их совместный путь проходил по освещенным цветущим возвышенностям. Семь сыновей и трех дочерей родила жена Иову. Быть женой такого великого, душевного человека, такого сильного мужа веры, разве это не было величайшей благодатью и привилегией избранных?! Можно предположить, что жена Иова, окружив любовью и заботой своего мужа, стремится достичь присущих ему вершин веры и смирения. Живя рядом с таким великим человеком, в большом изобилии, она чувствовала себя уверенно и спокойно. Множество прислуги, всегда готовой исполнить любую ее прихоть, делало ее жизнь счастливой и беззаботной. Она гордилась своими подрастающими сыновьями и дочерьми, огромным богатством, бесчисленной прислугой, положением знатной госпожи, самой почитаемой женщины города.
«И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Господом; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: «откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» (1:6-9).
Когда сатана намекнул Богу, что набожность Иова была только внешней, эгоистичной, и что он согрешит, как только лишится благополучия в своей жизни, Бог позволил сатане поразить Иова бедствиями.
Сатана получил разрешение посягнуть на семейное счастье Иова и по-бесовски воспользовался данным разрешением. Одна весть ужаснее другой доходили до Иова: «...волы орали и ослицы паслись возле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча… огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их… Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча…» (1:15-17). И в завершение всех этих неисчислимых бед сатана приложил к страданиям Иова еще более сердцераздирающую боль: «…сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков и они умерли…» (1:18-19).
Страшная трагедия! Казалось, Бог отвернулся от Иова. Что же сказал на это Иов? Как он поступил? «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (1:20-22).
Какое великодушие свойственно этому человеку! Что за преданность Богу! Иов беспомощно смотрит, как на него одна за другой сыплются беды, лишая его всего дорогого ему, но Иов не спорит с Богом, а смиряется перед Всемогущим и Всезнающим, не задавая Ему вопросов. На четырехкратное поражение бедами, которые обрушились на него при первом испытании, Иов, вопреки предсказанию злого духа, ответил горестным волнением и глубокой печалью. Он не проклинает имя Господне, а благословляет. В поединке с Иовом сатана на первом этапе потерпел поражение. Иов показал на собственном примере, что благочестие может быть основано на преданности и доверии Богу!
Во второй раз, беседуя с сатаной, Бог заявил сатане: «нет такого, как он, на земле…, [Иов] и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» (2:3). Слова Бога значат, что в данном случае виновен сатана, а не Иов, перенесший все эти бедствия без причины. Сатана продолжал утверждать, что то, что он сделал Иову до сих пор, было лишь прикосновением к коже, но если Бог позволит коснуться его тела, то вера Иова не устоит: «…благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня, и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (2:5-7). Ужасно страдая, Иов ушел туда, куда уходили прокаженные – на кучу пепла за городом, и скоблил свои язвы осколком разбитой черепицы (2:8).
Страдания Иова были так велики, что его друзья, пришедшие сетовать и утешать его, «…не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими  к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (2:12-13).
А что же жена Иова? Когда Бог разрушил ее семейное счастье, отнял детей, богатство, а ее почитаемого мужа превратил в прокаженного – она не смогла разделить с ним его преданную веру и покорность воле Божьей, но при первом же тяжелом испытании была сражена. Ее муж страдал от физической и душевной боли, и в этот тяжелый момент его жена, подруга жизни, самый близкий человек на земле, с удивлением и насмешкой говорит ему: «Ты все еще тверд в непорочности твоей!» Она знала, что муж ее человек непорочный, справедливый, богобоязненный и, упрекая его, как бы говорит: «после всего, что тебя постигло, ты все еще считаешь себя праведником?!» Враг хочет сломить Иова во что бы то ни стало, через самого близкого человека – через жену, с которой он столько лет жил под одной крышей, лелеял и любил – мать его детей, которая пользовалась всем, что Бог ему давал! Теперь она дает ему злой совет: «похули Бога и умри!» (2:9). Что за каменное сердце у этой женщины по отношению к страдающему мужу!
Возникает впечатление, что у нее никогда не было душевных отношений с мужем-праведником, хотя она по-своему любила его, а может быть... только его богатство и положение? Она рождала ему детей, но не молилась и не приносила вместе с ним жертвы Богу за них. Супруги по-разному видели Бога и, по-видимому, между ними никогда не было подлинного взаимопонимания.
Живя в роскоши и довольстве, она хотела принимать из рук Бога только доброе. Страданий же, потерь и горестей ее душа не воспринимала. Она не понимает и не хочет принимать такого Бога, Который в ответ на непорочность, богобоязненность и справедливость посылает несчастья вместо благословений. И потому она отворачивается от Бога, Которому Иов так преданно служил, а также отворачивается и от своего мужа. Она встала на сторону врага и по его внушению видит выход в отказе от веры в Бога и в самоубийстве.
Очевидно, жена Иова и раньше не разделяла с мужем его непорочности, а только пользовалась его славой, авторитетом, богатством и гордилась им. Она не стыдится дать мужу этот злой совет: «Похули Бога и умри!» Сама она уже давно похулила Бога в душе и отпала от веры.
Безусловно, горе ее велико, и разве можно передать его словами? Она не только потеряла все богатство и славу, но также пережила смерть всех своих детей! Пережить смерть одного ребенка неимоверно тяжело, а можно ли представить глубину горя, которое чувствовала мать, потеряв всех десятерых?! Ее вера пошатнулась, она в отчаянии, и оставляет мужа в самую трудную минуту. Она не проявила сострадания и не сопереживала с ним, хотя обязана была и имела на то все возможности. В огне испытаний она обвинила Бога и оказалась обманутой сатаной. Вместо утешения, поддержки, понимания, она усугубляет боль Иова тем, что дает ему понять, что больше не верит Богу, и советует мужу наложить на себя руки. Только в этом она видит выход из ситуации. Из всего, что постигло Иова, непонимание жены было самым больным!
Иов в великой горечи отвечает ей: «…ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?.. Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (2:10). Вид мужа и его дыхание опротивели ей (19:17). Иов молит жену о помощи ради детей, которых она рождала ему, но не находит отклика с ее стороны. Она ушла, и он остался один, покинутый всеми, покинутый самым близким и дорогим другом своей жизни – женой, которую любил, жалел, о которой заботился, молился, защищал.
В чем причина того, что эти два человека в одинаковых условиях так по-разному воспринимают страдания? Причина в их собственных сердцах! В сердце Иова вера в Бога непоколебима. Пусть он не понимает всего, и вокруг него темно, но он не сомневается в Боге и, несмотря на страдания и лютую болезнь, восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога»! (19:25-26). Иов строил свою жизнь на прочном, вечном основании, а вера его жены не имеет основания, и когда «..пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 27).
Она верила только потому, что была женой Иова! Но пришла беда, и стало ясно, что между ней и мужем никогда не было душевной близости, взаимопонимания и той глубокой связи, без которой невозможна счастливая супружеская жизнь.
Страдания Иова послужили ему во благо, еще больше приблизили его к Богу (Рим. 8:28). Господь возвратил его потерю. Он дал Иову вдвое больше того, что тот имел прежде. Его жизнь стала богаче и счастливее. У него снова родилось семь сыновей и три дочери (42:12-13). «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их» (42:16).
Возникает вопрос: кто была та женщина, которая родила Иову десять новых детей? Вот как отвечает на это В.Я. Канатуш в своей книге «Библейские женщины», и я с ним вполне согласна: «Хотя, – пишет он, – никто из богословов на этот вопрос не ответил, Бог оставил этот вопрос на размышление каждого. Жена Иова не захотела с ним терпеть и не могла быть участницей в его двойном благословении. Его удостоилась та, которая родила ему других семь сыновей и три дочери. В противовес прежней жене новая жена родила дочерей, которые во всех отношениях были прекраснее многих других женщин, потому что имели прекрасную мать». Как же это замечательно, когда есть на земле такие жены, рождающие славных сыновей и дочерей для Царства Небесного!
Хотя мы не знаем имени первой жены Иова и немного написано о ней в книге Иова, она оставила нам определенный урок семейной жизни. Эта женщина не смогла перенести страданий и оказалась несостоятельной перед испытаниями. Вместо того чтобы заботиться о муже, утешать его и вместе с ним нести тяжкий жребий, она побуждает его к самоубийству. Больной и нищий муж ей не нужен!
Из истории христианства, как и из ветхозаветных книг Библии, известно много верных жен. Они не покидали своих мужей и шли с ними в ссылки, посещали их в тюрьмах, мужественно и безропотно несли свой крест, оставаясь верными Богу и своим мужьям.
Кому будем подражать мы, женщины ХХI века?

 

Ольга Мокан

 

Назад

Hosted by uCoz