Документ без названия

Женщины Библии

Самарянка

Опять о самарянке! Сколько раз мы уже слышали о ней!», - скажете вы. И все же, дорогие, давайте еще раз вспомним евангельскую историю и послушаем беседу Иисуса Христа с этой женщиной. Описание беседы Христа с сама-рянкой у колодца Иаковлева представляет собой одну из чудеснейших страниц Евангелия, одну из жемчужин Нового Завета.
Иоанн повествует об этой встрече просто и трогательно: «Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя...». Каким глубоким чувством умиления наполняют сердце слова «утрудившись от пути, сел у колодца». От этих слов о человеческой природе Спасителя - Он становится нам еще ближе, еще дороже.
«...Было около шестого часа» (Ин. 4:4-6), то есть полдень. Солнце в это время дня в тех широтах стоит прямо над головой и светит нестерпимым пламенем. Путешествовать в это время очень тяжело: лицо заливает пот, сушит горло, уста спекаются от жажды. В таком состоянии, вероятно, находился и Иисус Христос. И вот Он, усталый и изнуренный, сел у колодца отдохнуть. В это время «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды...». Все так просто, и вместе с тем таинственно: у самарянки кончилась в доме вода, и, придя к колодцу, именно в это время она встречается с Иисусом Христом.
Давайте подойдем к колодцу Иаковлеву и послушаем беседу Спасителя с одинокой и много пережившей душой. Обратившись к ней, «Иисус говорит ей: "Дай Мне пить"» (4:7). Просьба вполне естественна: усталому, жаждущему путнику нужен глоток холодной воды. Но просьба Христа вызывает у самарянки недоумение: «...Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (4:9). Это было совершенно неслыханно, чтобы иудей просил о чем-либо самаряни-на! В ее словах слышится упрек иудеям.
А кто же такие сама-ряне? Самаряне - потомки от смешанных браков евреев с язычниками со времен пленения. Соперничая с еврейским народом, они придумали свое собственное поклонение - смесь иудаизма с язычеством - и имели свой храм на горе Гаризим. Евреи считали их нечистыми и ненавидели до такой степени, что большинство путешествующих из Галилеи в Иудею избирали более длинный путь - восточнее Иордана, чтобы не идти через Самарию. Самаряне имели Пятикнижие Моисеево и тоже ожидали прихода Мессии, но иудеи чувствовали себя избранным народом, и, как правило, не хотели иметь ничего общего с самарянами. Иудеи обычно даже не вступали в разговор с ними, особенно с женщинами, так как раввины строго запрещали им делать это и считали самарянских женщин ритуально нечистыми.
Увидев Иисуса у колодца, самарянка узнала в нем иудея и очень удивилась, когда Он заговорил с ней. У них завязался разговор, но они явно говорили о разном: женщина-самарянка не понимала Иисуса. Живая вода, о которой говорил Иисус, - эта вода не только утоляет духовную жажду того, кто ее пьет, но и он становится источником воды живой для других. Бог осуждал непокорных евреев за то, что они отвергли Его «источник воды живой» (Иер 2:13). Живая вода, - как ее понимала самарянка, -была водой ключевой. Это родник, бьющий из земли, чистый, прохладный, приятный на вкус. Христос же говорил о живой воде, текущей в жизнь вечную. Самарянка поняла слова Иисуса буквально и обрадовалась, что ей не нужно будет приходить к колодцу в такую даль в жаркий полдень. Ее безнравственный образ жизни не позволял ей приходить к колодцу в прохладе дня, на заре, когда сюда приходили все женщины.
И она говорит Иисусу: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). Зная ее жизнь, и, чтобы прекратить непонимание, «Иисус говорит ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда"... "У меня нет мужа"...», - хладнокровно отвечает самарянка. «Иисус говорит ей: "правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала"» (Ин. 4:16-18).
Эти слова пронзили ее разум и сердце. Ужасно, ведь этот Человек знает все, и обмануть Его нельзя! Вся ее жизнь открыта и обнажена перед Ним. И все же удивительно: Он не обвиняет и не презирает ее. Она хорошо знает, что говорит Закон о прелюбодеянии, и старается перевести разговор на что-либо другое: «Господи! Вижу, что Ты пророк; отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (4:19-20). Она хочет перевести беседу на религиозные темы: о реформах и различии мнений о поклонении иудеев и самарян.
Но Иисус не позволяет ей отвлечь Себя от цели, ради которой Он пришел в Сихарь. Он объясняет ей, что в богослужении главное и чего хочет Бог от человека: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (4:24). Бог ищет именно таких поклонников! Он объясняет ей, что суть не в том, где молиться, а в том, как молиться. Он осторожно ведет ее к прозрению и открывает ее сердечные очи и внутренний слух. Не поняв до конца смысла Его слов, самарянка вдруг вспоминает: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все...». Иисус внезапно открывается перед этой женщиной: «...Это Я, который говорю с тобою» (4:25-26). Кульминационный момент беседы! Христос-Мессия стоит перед ней! То, что Он еще не говорил никому так ясно, Он открывает ей: «Я - Христос!» Вмиг пелена сошла с ее глаз, она поняла: Он и есть долгожданный Мессия! Он знает ее насквозь, и сказал ей все, что она сделала.
Мне так дорог 26 стих! Как здесь открывается сокровенное! И кому? Женщине с греховным прошлым! На вопрос Иисуса ученикам, за кого почитают Его люди, Петр ответил: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:13-16). «Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Мф. 16:20). А Лука, описывая ту же беседу, пишет: «Но Он строго приказал им никому не говорить об этом» (Лк 9:21).
Как же надо прославлять Бога за обилие благодати Его, явленной через Иисуса Христа нам, женщинам! И сегодня, как тогда, у древнего колодца Иаковлева, Он ожидает, чтобы сказать каждой из нас что-то особенное, сокровенное. Есть ли у нас время посидеть с Ним у колодца воды живой, чтобы услышать Его нежный голос и честно рассказать Ему все о себе? Спешим ли мы сообщить другим о прощении и спасении в Иисусе Христе, как самарянка, которая, забыв о воде, бросила свой водонос и помчалась в город, чтобы всем сказать: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29).
«В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однако ж, ни один не сказал: чего Ты требуешь? Или: о чем говоришь с нею?» (4:27). Если бы ученики пришли раньше, они бы прервали беседу, а если бы пришли чуть позже, то женщина ушла бы и они не услышали бы Его утверждение о том, что Он - Христос. В этом нам ясно явлена власть Иисуса над всем происходящим на земле. Да, было чему удивляться ученикам: Он нарушил все законы раввинов и разговаривал с самарян-ской женщиной, именно ей Он открыто назвал себя Мессией и не запретил ей, когда она, забыв свой водонос, побежала в город возвестить всем жителям Сихаря, что случилось у колодца.
«Они вышли из города, и пошли к Нему» (4:30). «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовало по Его слову» (Ин. 4:39-41).
Известный белорусский богослов В. Я. Кана-туш пишет об этом эпизоде:
«Колодец Иаковлев в течение веков был единственным источником воды во всей окружающей пустыне. Теперь он стал местом, где впервые публично прозвучало Евангелие в полном смысле слова. Самарянка, а за ней и все племя самарян, стало первой христианской группой, возникшей непосредственно от слов Иисуса Христа. Это был момент духовной революции, мгновенный переход от старого к новому, от Ветхого Завета к Новому Завету, от древнего Израиля к Новому Иерусалиму, от иудаизма и язычества к христианству. Эта революция не была какой-то мистической абстракцией, а являлась реальностью, изменившей жизнь мира, происшедшей впервые у колодца Иаковлева». В наши дни есть женщины, которые добиваются рукоположения, чтобы нести Благую весть именно с кафедры, хотя Слово Божье явно не предлагает им ни того, ни другого. Оно предлагает подражать самарянке и многим другим женщинам, которые без рукоположения и кафедры всюду несли Благую весть спасения, приводили, и сегодня приводят, души ко Христу. Однажды, на большом всемирном женском конгрессе, Генеральный секретарь Всемирного Баптистского Альянса сказал: «В нашем всемирном списке миссионеров женщин больше, чем мужчин, и куда не может проникнуть мужчина, мы посылаем женщин!» Пригласили вперед женщину невысокого роста, африканского происхождения, и ведущий сказал о ней: «Эта женщина открыла 17 церквей! Приходит в село, собирает женщин, читает им Евангелие и, когда там организуется небольшая группа, она звонит в миссионерский отдел, чтобы посылали братьев, а сама идет дальше».
Вот, нам, женщинам, подлинный пример для подражания!

Ольга Мокан

Назад

Hosted by uCoz