Документ без названия

Библейская этика

 

Нагорная проповедь

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
Мф. 6:1-4

Это простые и ясные слова, и достаточно было бы сказать: «Иди и делай так же». Но Господь в Слове Своем пробивается и к сердцу нашему, и к разуму. Он хочет, чтобы мы, святые Его, проповедовали славу Царства Его и повествовали о могуществе Его (Пс. 144:11-12).
Милостыня - это, кажется, ничтожное деяние в свете величия Царствия Его. Но как выражается это величие, если читать далее псалом 144: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» (ст. 14). По великому Его могуществу у Него ничто не выпадает! Он посылает дождь на землю, и эти ничтожные капельки разрыхляют могучие глыбы земли. Он посылает Слово Свое через нас, и оно достигает людских сердец, уж как - я не знаю. Он посылает нас, чтобы мы оказали милость нуждающемуся. Будем помнить, что милость - она не по заслугам, а просто тому, кто в ней нуждается. И тут происходит встреча, без свидетелей, один на один, и третий - Бог, Который видит и знает, что происходит в сердце дающего и что - в сердце принимающего. За твою милостыню никто тебе ничего не должен. Ты сам забудь о ней. Пусть левая рука не знает, что делает правая. Никто ничего не видел, кроме Бога. А у Него есть вечный закон, что ничего нет тайного, что не стало бы явным: «Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут» (1 Тим. 5-25).
Совершенно по-особенному это наставление Христово звучит, когда речь идет о Его детях и о той милости, которую оказывают им «внешние», мирские, люди. Нужно к этому отнестись очень внимательно. Ведь речь идет о спасении грешников: «Кто принимает вас, принимает Меня... И кто напоит одного из малых этих только чашей холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10:40-42). Это так важно, что нам велено быть в мире со всеми, располагать людей к себе, не враждовать ни с кем, чтобы окружающие нас люди получали благословения, а не наказания и чтобы мы сами могли наследовать благословение.
И, наконец, мы все, верующие, труженики у Господа, мы делаем свое дело, созидая при этом Церковь: «...посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена...» (Еф. 4:16). И это созидание Царства Божьего здесь, на земле, происходит только в любви. Милостыня здесь оказывается важным элементом, и она тоже должна совершаться в любви: «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).

Милостыня, оторванная от созидания Царства и любви, -это обряд, а точнее даже - попытка купить расположение Бога, что-то заслужить у Него. В таком виде мы ее чаще всего и встречаем в мире - действие, лишенное своего первоначального смысла. И это превращение случилось не сейчас и не у нас, а описано Самим Христом: «...не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Мф. 6:2).
И это тоже - закон Царствия! Все видимое произошло из невидимого. Явным делается то, что происходит втайне. «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:4). Так жизньустроена нашим Творцом и Спасителем. Так Он говорит с нами: втайне и с любовью.

Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА

Назад

Hosted by uCoz