Документ без названия

Библейская этика

 

Нагорная проповедь

Многие люди, в том числе и христиане, понимают слово «клятва» как «торжественное обещание». Но значение этого слова иное: оно означает «проклятие»! То есть, когда я клянусь, я призываю проклятие на свою голову, если не исполню того, о чем клянусь. Помните Петра? «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Этого Человека. И вдруг запел петух» (Мф. 26:74). И тут же весь внутренний мир Петра развалился, рассыпался: «И, вышедши вон, плакал горько». Только воскресший Христос восстановит Петра в его апостольском и пасторском звании.
В Ветхом Завете израильскому народу велено исполнять пред Господом свои клятвы. В псалме 23:3-4 написано: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно...» В удостоверение клятвы человек приводил жизнь свою, готовый умереть,
если не исполнит обещанного. Или же ссылался на землю, небо, святой город Иерусалим. Для искупленных Божьих это все совершенно неприемлемо! Они и сами-то не свои! Как написано, «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». Не говоря уже о небе, земле и святом городе. Господня земля, и все, что наполняет ее.
Зато у нас с вами есть нечто столь ценное, что и ангелы, и демоны, и все окружающие нас люди наблюдают за нами и нашими действиями! Мы можем выбирать или отвергать. Соглашаться или не соглашаться. Быть послушными или непослушными как людям, так и Богу. Примириться или воевать. Дать Богу обещание доброй совести или повременить... «Да» и «нет» -это, оказывается, слова, на которых стоит вся наша жизнь, и они для нас важнее клятвы, а все попытки как-то их усилить, сказать что-то еще сверх того - от лукавого. Если нашему «да» требуется какое-то усиление, чтобы оно было правдивым, значит в нашем
«да» нет правды, оно - ложь. Может быть, в сердце я не согласен со своим «да», это несогласие развалит все дело.
Надо быть убежденным в том, что ты говоришь, надо отвечать за свои слова, ручаться за себя и не ручаться за другого! Об этом нам тоже сказано: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Пр. 11:15). Какая чудная жизнь рисуется нам в этой заповеди! Простая, бесхитростная, доверительная. Отношения надежные, правдивые, открытые, в них нет ни лжи, ни коварства, ни хитрости, ни двойной морали, ничего «себе на уме». Именно к такой жизни призваны Божьи дети, свет и соль этого мира, возвещающие собой качества своего Отца.
Если тот, кого любит душа моя, спрашивает меня: «На всю жизнь?», я отвечаю кратким «да», то какие еще клятвы здесь требуются? «Согласен взять в жены?» -«Да!» Что еще? Да, о, да! Какое слово!!! Когда нашим гонимым братьям предлагали расписаться, что они не будут проповедовать, и тогда их отпустят домой, они отвечали «нет». Безусловно, это великое слово! Нет, о, нет!
Когда мы стоим на основании Божьего Слова, Его благодать наполняет нас и силой, и радостью, и мы исповедуем Его каждый раз, когда говорим «да» или «нет» в истине. Надо помнить при этом, что в мире царит ложь и что поэтому говорить «да» или «нет» не всегда легко, это часть христианского воин-ствования. Это не всегда легко еще и потому, что зачастую и невыгодно! В псалме 14:4 так говорится о непорочном и правдивом: «кто клянется хотя бы и злому, и не изменяет», - т.е. для него что-то
является злом, потерей, а не прибылью, но раз данное обещание он не изменяет. В этом, кстати, секрет успешного бизнеса - в нерушимости данного слова.
Удивительный успех сопровождал все дела наших разноименных «раскольников» - старообрядцев, духоборов, молокан - ни справок у них не было, ни печатей, были только слова «да» и «нет». Чудно. А иначе как выжить лишенным государственной поддержки и социальных прав? Зато государство решило извлечь свою пользу из этого успеха верности слову: ввело клятву военную, клятву медицинскую, судебную, чтобы хоть в каких-то особо
важных случаях не было лжи, были гарантии правды. Но гарантий нет. Верность своему слову у верующих покоится на верности Бога Своему Слову: «верен Обещавший». Слава Богу нашему, что дал нам в этой заповеди стержень для земной нашей жизни: «но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого».

 

Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА

Назад

Hosted by uCoz