Документ без названия

Страницы истории

 

Не умолкайте!

Недавно в издательстве «Библия для всех» вышел четвертый выпуск Альманаха по истории русского баптизма (составитель М.С. Каретникова), посвященный жизни русского богослова Ивана Вениаминовича Каргеля (1849-1937). Его спутница жизни, верная подруга и соратница на ниве Господней Анна Александровна подарила супругу четырех замечательных верных Господу дочерей Анну, Елену, Марию и Елизавету. Анна Александровна умерла после короткой болезни в 1888-89 году. Вскоре после кончины матери от болезни умерла старшая дочь Анна в возрасте 19 лет. Оставшиеся с отцом дочери полностью посвятили себя на служение Господу. Мария и Елизавета были арестованы в августе 1936 года, за год до смерти Ивана Вениаминовича, сам он был арестован в 1937 году в возрасте 88 лет,
но через несколько дней его отпустили, поскольку он был очень слаб и в камере не переставал благовествовать! Елена приехала из Ленинграда ухаживать за отцом, но в декабре 1937 года тоже была
арестована и приговорена к расстрелу. Ей было предъявлено обвинение в «проведении контрреволюционной агитации», из-за которой якобы были «провокации против организации колхозов».
В Альманахе опубликованы выдержки из писем Марии и Елизаветы. Письма собраны и бережно сохранены сестрой Ириной Николаевной Скопиной, историком церкви из Чернигова. Казалось бы, прошло столько времени после лихолетья атеизма и гонений, все должно было бы исчезнуть, но вот возникают то одни, то другие удивительные свидетельства о верности детей Божьих в невероятных условиях!
Мария и Елизавета получили сроки по пять лет, потом - еще десять, потом -вечное поселение в Кемеровской области без права переезда. Сестры не переставали благовествовать везде, куда бы ни бросала их судьба ссыльных. Когда наступили другие времена - после смерти Сталина -их много раз звали переехать на Украину, к верующим братьям и сестрам, но они неизменно отказывались. Как в свое время и М.П. Мясоедова, оставаясь в доме престарелых в местечке Тупик Красноярского края, благовестницы видели свое поприще там, куда их поместил Господь.
Елизавета скончалась в 1957 году, когда ей было около 70 лет, Мария умерла в 1966 году, в возрасте 80 лет.
Когда читаешь скорбную летопись их жизни - в холоде, голоде, атмосфере непонимания, удивляешься бодрости их духа, полному упованию на Небесного Отца, Который был всегда с ними.

Выдержки из писем Марии и Елизаветы Каргель

Сентябрь 1945 г.

Да, школа продолжается, экзамен трудный, конца пока еще не видно, хотя, казалось бы, надо уже закончить. Но так нужно. Я не одна! Мой дорогой Друг со мной. Многому, многому Он уже научил меня. Многое и великое достигнуто не моими силами, не моим разумом, а совсем помимо меня. Все время, и особенно последние месяцы, так ясно вижу на каждом шагу дивные и могучие руки, любящие руки Отца, Его заботы, Его ответы. Только что получила от Лизы открытку, в которой она пишет: «Благо мне, что я пострадала, чтобы научиться». Да, я никогда не буду жалеть об этом тяжелом пути, обо всех испытаниях, потому что чем дальше и глубже вхожу на Голгофу, тем яснее становится Его путь и Его цель. И Он достигает, и научает, и проводит через все. Знаю: «меня доведет Он до цели, хотя бы мой путь был тернист!»... Прошу Его помочь и Вам во всем, во всем...

Мария

Письмо без даты. Апрель

...Мария часто болела эту зиму. Главная ее болезнь - сердце и легкие, ко всему этому присоединился грипп... Многих уже охватила суета житейская и поэтому хочу предупредить, во-первых, себя, а также всех близких сердцу, потому что из-за суеты мы можем остаться... Желание для всех моих родных, чтобы их путь с каждым днем, с каждым часом, с каждой минутой становился все светлее (Пр. 4:13). Пусть же наше общение с и друг с другом в Нем не прекратится! Будем же нести друг друга на сердце пред Ним непрестанно. Да не будем переставать молиться друг за друга! Но, читая указанное Вами место (Иак. 5:16 и выше 15 ст.), я остановилась на том, какая должна быть наша молитва, чтобы она могла быть действенна. Как важно глубоко исследовать Святое Писание. «Много может усиленная молитва праведного». Как мало усиленных молитв! Как мы непостоянны в молитвах! «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь» (Лк. 18:7). Другое условие, чтобы наша молитва была молитвой праведного. Мы должны возносить наши молитвы с чистым сердцем и чистыми устами (1 Тим. 2:8). И еще условие: наша молитва должна быть молитвой веры (Иак. 5:15). Прочитаем: 1 Ин. 5:14; Иак. 1:6; Мк. 11:24. Вот чего не хватает детям Божиим - простого детского доверия любящему Отцу...

Елизавета

1956 г.

Дорогие мои братья и сестры во Христе! ...Я хотя только отчасти знаю, что произошло у вас, но и о том, что знала, сердце все время болело за моих братьев и сестер. Какое опасное состояние чада Божия, когда оно начинает рассматривать других, копаться в чужих грехах - оно само впадает в один грех за другим, начинается осуждение, пересуды: клевета, оскорбление, вражда, презрение. В жизни такого чада Божия нет очищения и освящения, и такое чадо Божие идет запятнанным навстречу Господу. А ведь туда не войдет ничего нечистого. Как это страшно! И как враг души человеческой искусно ослепляет чадо Божие: ища чистоты и святости в других, оно само оскверняет себя! В своих глазах стоит оно правильно и в то же время идет вразрез с волей Божией. По-смотримвнимательно, и серьезно остановимся на следующих местах Писания: Мф. 7:1-2; Рим. 2:1-3; Пс. 14:1-3. Не тот, кто клевещет, но даже тот, кто принимает поношения на ближнего своего, не может пребывать в жилище Божием! И об этом дети Божий не думают. И еще: Ин. 4:1; Мф. 18:10-14. Все эти места и еще многие другие так ясно свидетельствуют, что чадо Божие сознательно идет против Господа, против воли Его, против Его слова!..
И теперь Господь говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю» (Лк. 6:46). Страшно знать все, знать и не делать. Господь про такого раба говорит, что он будет бит много (Лк. 12:47). Дети Божий так много говорят о любви, но есть ли любовь там, где гнушаются друг другом? Есть ли любовь там, где вражда, распри, клевета, пересуды, осуждения, упреки, оскорбления? Там не любовь, а ненависть. Какова истинная любовь Божия? Ее характер описан в 1 Кор. 13:4-8. Такова ли наша любовь?.. Люди высоко ставят умение говорить и дар пророчества, знание тайн и великие познания, а Господь выше всего ставит любовь (1 Кор. 13:13).
Есть две любви: любовь Божия и любовь человеческая. Между ними большая разница. Любовь Божия во всем. Она любит ни за что, никогда не перестает, она вечная. Такой любви и ищет в нас Господь! Любовь человеческая - не ко всем (Мф. 5:46-47). Она любит за что-то, за хороший характер, за добрые дела, за услуги и т.п. Человеческая любовь преходящая, она сегодня уже не любит тех, кого любила вчера. Не такой любви ждет от нас Господь! Проверим же себя перед Господом, пока не поздно, есть ли у нас Божия, святая любовь. Какой любовью мы любим, Божьей или человеческой?..
Когда я услышала, что у вас произошло такое разделение, я могла только взывать к Господу, чтобы Он остановил, чтобы открыл очи, дал увидеть, что все это не по Писанию. Само разделение - против воли Божией, а при разделении один грех следует за другим! Как запятнали себя дети Божий, разбираясь, копаясь в чужих грехах. Христос и Слово Его не разрешают никого судить, Сам Христос никого не осуждал (Ин. 8:15). В Слове Божием разрешается только в одном случае осуждение - самого себя. Оно даже необходимо, «чтобы не быть осужденным с миром» (1 Кор. 11:31-32). Как важно, чтобы каждое чадо Божие спросило себя: был ли у меня день или дни, в которые я строго осудил себя самого? Если же нет, то этот день непременно должен настать, и чем скорее, тем лучше, потому что Грядущий уже близок (Евр. 10:37).
Берут за основание разделения слова 2 Кор. 6:17: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас». Здесь не говорится о внешнем отделении, здесь говорится о полном, глубоком отделении от греха, чтобы даже «не прикасаться к нему».

«Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но обличайте». В оправдание себе говорят: как мы можем обличать, если наших слов не слушают? Да, могут быть обстоятельства, при которых мы, как Иисус Навин и Халев, уже могли идти дальше в страну обетованную, но принуждены оставаться с негодным Израилем в пустыне - ведь и не сказал Господь им: отделитесь от них. Значит, нужно жить святой и чистой жизнью, а жизнь святая говорит громче слов или наших проповедей.
Спаситель не взял Своих из мира, но Он только хочет, чтобы, находясь в мире, они были не от мира сего (Ин. 17:15-16). И тем, которые находились в мертвой Сардийской церкви, не осквернили одежд своих, не говорится, чтобы они вышли из этой мертвой церкви и чтобы они отделились, - нет! Они в этой церкви ходили в белых одеждах - окружающий их мрак не превозмог их. Наоборот, они чистой своей жизнью озаряли мрак (Отк. 3:1-6). Особенно говорится лаодикийцу, чтобы он стал победителем (Отк. 3:21). Дух Святой не говорит, чтобы он вышел из церкви. Но на том месте, где он стоит, он должен прежде покаяться, и там должна начаться новая жизнь, полная отдачи Господу, чтобы Христос уже не стоял за дверью сердца, а занял его всецело. Господь жаждет, чтобы все дети Его были победителями над миром, над грехом, над самим собой. Победитель не тот, кто бежит с поля битвы, но тот, кто, оставаясь на поле сражения, одерживает там полную победу...
Думали ли мы когда-нибудь, что, осуждая, оскорбляя чадо Божие, мы касаемся Самого Бога? В Зах. 2:8 так ясно сказано в конце стиха: «касающийся вас касается зеницы ока Его», говорится Его народу. Любим ли мы нашего дорогого Господа не на словах только, но на деле, искренне, глубоко, от сердца? На этот вопрос, я знаю, все ответят утвердительно. Но проверим себя каждый, так ли это? Кого любишь от всего сердца, так хочется сделать и всегда делать то, что для Него приятно, стараешься исполнить Его желания, стараешься узнать точно Его волю, чтобы делать то, что Он хочет. Такие ли у нас отношения с Господом? Он хочет, чтобы мы не только читали Священное Писание, но чтобы исследовали его (Ин. 5:39). Дух Святой через апостола Павла призывает нас познавать, что есть воля Божия (Еф. 5:10-17). Но, к глубокому со-
жалению, дети Божий в настоящее время так мало читают Священное Писание, так мало исследуют его, что совсем не знают воли Отца Небесного! И Господу и теперь приходится сказать: «Заблуждаетесь, не зная Писания, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Христос молит Отца: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). А дети Его разделяются, поступают вразрез с Его волей...
Если любовь Божия наполнит нас, тогда мы, как наш Искупитель, полюбим всех без исключения: и расслабленного, и больного, и прокаженного, и слепого, и бесноватого, и грешницу, и мытаря, и фарисея, и разбойника, и предателя, и тех, кто нас распинает. Беззаконные, негодные поступки, действия мы будем ненавидеть, как наш Христос (Отк. 2:6), но тех, которые их творят, мы будем любить, не будем их осуждать, будем о них скорбеть и за них молиться. Будем любить тех, кто с нами враждует и нас гонит. И в часы самых тяжелых страданий мы можем, подобно мученику Стефану, сказать от сердца: «Не вмени им греха сего».
Но сами так любить мы не можем. Чтобы так любить, мы должны соединиться с источником этой любви. Где же источник? Он во Христе, и только в Нем, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). И если только Христос займет всецело наше сердце и будет управлять нами, только тогда проявится в нас Его святая любовь, только тогда Он изобразится в нас, и люди увидят в нас Христа...
Дорогие мои, начнем же жить по Писанию!.. Да благословит Вас Господь. Аминь.


Е. Каргель

Назад

Hosted by uCoz