О пережитом
Чистое поле
Поле - слово мирное и доброе. Сразу представляется золотистая нива, тяжелые колосья которой волнуются, как море, в нетерпеливом ожидании жнеца. А можно представить желтоглазые подсолнечные поля, или высокие зеленые заросли кукурузы с добротными початками, глядя на которые «текут слюнки». Уж очень они вкусны - свежесваренные, исходящие жаром, с искринками соли на сочных белых кукурузинах.
А рядом раскинуты луга с цветущим разнотравьем, источающие под жарким солнцем непередаваемый аромат лета. И нет большего наслаждения, чем бросить свое утомленное тело в этот дурман, радостно раскинув руки. И глядеть до слез в бездонное васильковое небо, звенящее серебристыми колокольчиками неутомимых жаворонков.
К осени все это великолепие уберется, превратившись в чистое поле. Выпавший снег выбелит его, скроет под своим одеялом посеянное новое зерно, чтобы летом вновь заволновалась нива и повторилась вечная симфония жизни...
Но эти ассоциации с «чистым полем» в мгновение нарушились в Южной Осетии - в ночь на восьмое августа две тысячи восьмого года. На мирно спящий город Цхинвал и его окрестности обрушились залпы огня. Началась чудовищная военная агрессия со стороны Грузии под не менее чудовищным кодовым названием - «чистое поле».
Это «чистое поле» озарило темную южную ночь багровым заревом, хищным сверкающим полетом реактивных снарядов из установок «град», грохотом орудийных залпов. Мощь агрессии была подобна штурму укрепленной крепости, а не мирного города, охраняемого лишь несколькими сотнями миротворцев. Чем они могли противостать неожиданному массированному огню с земли и воздуха? На этом и строился план нападения - внезапностью и количеством огня дочиста уничтожить мирное население вместе с миротворцами.
Проснувшиеся от грохота, жители в спешке покидали теплые постели, прижимая к груди сонных испуганных детей, поддерживая стариков и больных, устремляясь в укрытия в подвалы. После первых же взрывов город был обесточен, и Римма металась в темноте по квартире, озаряемой огненными вспышками, непрестанно благодаря Бога, что накануне отправила всех внуков к родственникам во Владикавказ. Но дома оставалось еще семь человек.
- Скорее, скорее вниз, в подвал - торопил домочадцев Александр, супруг Риммы. Он поднимал с постели почти столетнюю, без одного года, матушку, ему помогала дочь. С наспех собранными документами и кое-какими вещами семья спустилась в подвал, где было уже до двадцати соседей.
Земля и дом вздрагивали при каждом новом залпе. Глухие рыдания, возмущенные крики, проклятия, плач детей заполнили подвал вместе с гарью и пылью. В этом подвальном хаосе Римма судорожно вцепилась в какие-то вещи и машинально нащупала твердый переплет. «Библия» -молнией пронеслось в голове. С ней сейчас была ее Библия, в которой Сам Бог говорил ей: «Я с тобой, чтобы спасать и избавлять тебя»!
Это Божье обещание Римма запомнила с девяностых годов прошедшего столетия. Тогда над ними тоже разразилась война, от которой пришлось спасаться бегством во Владикавказ. Там она приняла Христа в свое сердце и с тех пор живет христианской жизнью, читая Библию, посещая молитвенные собрания. И по Господнему благословению освящая свою семью, уже верующую, но еще не полностью обращенную к Живому Богу.
Присутствие Библии подействовало на Римму, как живительный бальзам. Она прижала дорогую книгу к груди и начала молиться, призывая Господа в помощь. Кто, как не Он мог их спасти?
А вокруг в отчаянии и полном неведении люди пытались дозвониться по сотовым телефонам своим родственникам. Немногим это удалось, и те, кому повезло, взывали о помощи. Эти звонки были для них последней надеждой. Но только не для Риммы.
Она продолжала громко молиться. С ее пересохших губ непрерывно слетало имя Спасителя - Иисуса Христа. Постепенно вокруг нее стали стихать вопли и крики. Испуганные люди понимали, что сейчас установлена самая важная связь - связь с Небом.
Таким пришло утро восьмого августа в насквозь простреленный город, чтобы в наступившем дне продолжилось методическое уничтожение мирного населения. Римма почувствовала, как паника среди соседей понемногу стихает. Заснули на материнских руках измученные бессонной ночью дети. Римма протиснулась поближе к маленькому оконцу у самого потолка подвала и начала читать Библию вслух.
Она читала о том, что возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. О том, что Он умер на кресте и воскрес ради нашего оправдания. О том, что Он, Пасха наша - заклан за нас.
Но даже в таких обстоятельствах не все были готовы признать себя грешниками, им было проще обвинить в случившемся Бога.
Римма, как могла, пыталась объяснять соседям сущность произошедшего на кресте в далекие времена и сущность празднования Пасхи в наши дни. Праздника, корни которого уходят в древнюю историю израильского народа, и в то же время имеют непосредственное значение для всех живущих на земле сейчас. И что само слово «Пасха», на еврейском языке «Пе-сах», - означает «прохождение мимо», пощаду. Пощада нужна была от ангела-губителя, посланного Богом на землю для уничтожения первенцев - последней египетской казни, чтобы фараон отпустил евреев. И только жертвенная кровь закланного ягненка, агнца, на дверных косяках и перекладинах - могла защитить их собственных детей. В воспоминание о той ночи и дано название праздника -Пасха, как вечное установление для израильского народа. А пролитая тогда кровь жертвенного ягненка - не что иное, как прообраз жертвенной крови Иисуса Христа, пролитой на кресте во искупление человечества от рабства греха, как раз в пасхальные дни.
Воистину, как написано в Евангелии, благоухание познания о Христе распространяется верующими во всяком месте. Этот подвал и был именно тем местом, в котором Бог хотел спасти Свое творение от вечной смерти через Свою свидетельницу.
Тем временем в подвале начались новые испытания. Его стало затапливать из-за повреждения водопровода. Сверху снаряды, снизу вода, которая скоро была уже по пояс. Надо было искать выход из ситуации. В наступившем затишье перебрались в другой подвал. К третьему дню в Цхинвал вошли российские танки. Интенсивность обстрела города уменьшилась. Чтобы отвести от своего дома воду, которая заливала уже первый этаж, Александр, супруг Риммы, вместе с соседом вышли из укрытия. Они попытались прорыть канаву для отвода воды от дома. В это время Александра и ранило. В первую войну он получил осколочное ранение в правую ногу, сейчас он истекал кро-вью от ранения в левое бедро, и, как позднее выяснилось на операционном столе, была задета почка. Римме сообщили о ранении мужа, и она бросилась к нему. По дороге соседка с третьего этажа, не спустившаяся в под-из-за парализованной матери и видевшая ранение Александра, сбросила ей пододеяльник с бутылкой водки. Этим-то и пользовалась Римма, обрабатывая и перевязывая рану. Она непрестанно вспоминала недавно прочитанное и повторяла про себя: «Христос, Пасха наша, спаси нас».
Время шло. Одежда Александра промокла от воды и крови, его знобило. Соседи, ушедшие в поисках машины, все еще не появлялись. В окружающем пространстве еще продолжала расписываться смерть стрельбой из танков, автоматов и бомбовыми ударами. Но живому надо было думать о живом. Римма крепко затампонировала рану и пошла в дом за сухой одеждой.
За это время соседи нашли машину и отвезли супруга в больницу. Она тоже была разрушена и необходимая помощь раненым оказывалась в подвале. Ночью удалось переправить Александра в больницу во Владикавказ.
Ранение оказалось очень серьезным. Врачи опасались за ногу Александра. Если бы Римма могла посмотреть телевизор, то увидела бы, как ее мужа с группой тяжело раненых отправили авиарейсом для дальнейшего лечения в московскую больницу. И как потом из Москвы показали палату с раненым Александром.
С Божьей помощью врачи поставили его на ноги в буквальном смысле слова. И подарили на память внушительный осколок, извлеченный из его бедра, чуть было не стоивший ему увечья, да, возможно, и самой жизни. Осетинская московская диаспора не оставила своих соотечественников без внимания - Александра регулярно посещали, подбадривали, подкармливали, приготовили новую одежду.
При встрече с Александром через месяц Римма, глядя на новую одежду мужа, подумала о другой одежде. Той самой, в которую облачает Иисус Христос каждого покаявшегося грешника, сердцем принявшего Его жертву на кресте, совершенную лично за него.
Но это все было позже, а пока Римма вместе с другими женщинами отпаивала согретыми на керосинке чаем и кофе раненых и оставшихся в живых миротворцев и продолжала вслух читать Евангелие.
Кто хотел, тот слушал. И понимал, что властная Божья рука вмешалась в план уничтожения народа по целевой программе «чистое поле». Ведь она не одна молилась. Мощный молитвенный заслон верующих стал на пути агрессии за народ, преданный на заклание.
Людмила ЧЕРНИКОВА,
Владикавказ