Странички истории


Екатерина II пригласила и поселила на юге России немецких колонистов возделывать земли. Среди них оказались и верующие. “Stunde” – по-немецки «час», час молитвы, пения и Божьего Слова. На эти домашние неофициальные евангельские встречи приглашались все желающие – соседи, батраки. Многие русские штундисты впоследствии стали баптистами. О гонениях на «штунду» известно с давних пор, многие, наверное, читали об этом в художественном романе Степняка-Кравчинского «Штундист Павел Руденко».



Жажда


Андрюша по всей деревне славится своей религиоз­ностью. Он усердно посещает все церковные службы, тщательно соблюдает посты, знает все молитвы наизусть и часто с богомольцами ходит на поклонение святым мощам.

Он рано остался круглым сиротой и живет у своей тетки, помогая ей в работе по сельскому хозяйству.

Андрюша не любит деревенских вечеринок, не любит плясок, не любит и мальчишеских драк. Он – любозна­тельный и охотно проводит свободное время в слушании разговоров стариков.

Однажды старики, сидя на завалинке, вели речь о том, что недалеко от их деревни появилась изуверская секта – «штунда».

Андрюша, сидевший недалеко от разговаривающих, подвинулся к ним ближе и весь отдался вниманию.

Штундисты в церковь не ходят, топчут иконы, живут невенчанными, не крестят своих детей, молятся в котел. Попавшего к ним на собрание они заговаривают и превра­щают его в штундиста, – сообщил один из стариков.

Его внимательно слушали, удивлялись, возмущались, тяжело вздыхали и качали головой.

Не спуская глаз с рассказчика, Андрюша слушал страшную весть.

Быстро загорелось желание – во что бы то ни стало побывать у штундистов.

Всю ночь Андрюша не сомкнул глаз. Утром начал просить тетку, чтобы она отпустила его в соседнюю де­ревню...

Придя в деревню, Андрюша стал расспрашивать маль­чиков о штундистах, и последние показали ему на одного парня, сына штундиста.

С необычайным любопытством, с бьющимся сердцем смотрел Андрюша на штундиста и наконец заговорил с ним:

Вы что: в котел молитесь?

Нет, мы молимся живому Богу, – отвечал штундист.

А в церковь ходите?

Ходим, но только в живую.

А какая то – живая? Что, у нее есть глаза, руки, ноги?

Да есть руки, ноги, есть члены, эта церковь из людей. Вот мы говорим о Христе, значит, здесь церковь Его. Я не умею тебе рассказать, а ты лучше иди к нам в избу, и мой отец тебе скажет, как писано в Слове Божием, – предложил юноша.

Заинтересованный Андрюша, вспоминая рассказы старика, не без страха зашел в избу штундиста Василия.

Василий встретил Андрюшу ласково, спросил его, зачем он пришел в их деревню, затем, раскрыв Еванге­лие, начал читать и пояснять ему священные тексты.

Андрюша, как выучился только грамоте, начал читать Евангелие, но он не понимал его так, как рассказывал Василий.

А зачем вы называетесь штундистами? – спросил Андрюша.

Мы так не называемся; мы не штундисты, а еван­гелисты, – ответил Василий.

А можно к вам записаться?

Записаться нельзя, мы не можем тебя принять, по­тому что принять тебя может только Христос, а для этого тебе надо во всем покаяться! – сказал Василий.

Вечером в избу Василия собралось несколько человек; начали петь, читать Слово Божие и молиться. По телу Андрюши пробегала дрожь, он был взволнован до глуби­ны души.

Андрюша решил остаться в этой деревне и походить на евангельские собрания. Он нанялся в работники к од­ному зажиточному крестьянину.

Посещая собрания, при свете Господнего Слова, Ан­дрюша чувствовал себя грешником; он начал молиться о прощении своих грехов и решил отдать свою жизнь на служение Христу.

Хозяева Андрюши стали смеяться над тем, что он пошел в штунду; затем стремились его разубедить, пуга­ли его наказанием Божиим за отступление от правосла­вия. Наконец, стали говорить, что с такими убеждениями сажают в тюрьму и ссылают в Сибирь на вечную каторгу.

Опомнись, Андрюша, ни за грош загубишь свою молодую жизнь, будешь скитаться по тюрьмам, – гово­рили ему.

Андрюша поколебался, смутился; сердце наполнилось тревогой и боязнью.

Он решил открыть свои сомнения брату по вере, Ва­силию. Брат выслушал спокойно, улыбнулся и прочитал из Мф. 5:10: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Андрюша, разве при гонениях ты откажешься от Христа? От Того, Который жизнь Свою положил? Если и пошлет Господь такое испытание, то оно будет для тебя большой радостью, – сказал Василий.

Заливаясь слезами, на коленях, Андрюша раскаялся перед Господом за свое первое малодушие.

Ободренным, радостным, с твердым желанием идти по стопам Христа Андрюша вернулся к своим хозяевам.

Прошло полгода. Сердце Андрюши стало стремиться в свою деревню, чтобы засвидетельствовать там о любви Христа.

Но стоило ему только появиться в своей деревне, как парни, окружив его, начали злословить.

Штунда, штунда! Изувер, душу продал свою, бить его! – кричал один задорный юноша, которому все дружно вторили.

Видя такое враждебное отношение со стороны своих товарищей, Андрюша стал колебаться – идти ли ему домой... Впустит ли его тетка в свою избу?

Но в это время с криком и дружным хохотом товари­щи схватили его и потащили по всей деревне, по направлению его дома. На шум из изб выбегали крестьяне и присоединялись к разошедшимся парням.

Тетка, долгое время не видя племянника, встретила его радостно.

Два молодых человека уняли расшумевшуюся толпу, некоторых разогнали и, войдя в избу Андрюшиной тетки, начали расспрашивать его, что за новую веру нашел он.

Андрюша открыл Новый Завет и начал читать:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Сво­его единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Вот какую веру я нашел, – пояснил Андрюша, и присутствующие засыпали его вопросами.

На все вопросы Андрюша отвечал текстами из Слова Божия.

Так продолжалась беседа далеко за полночь. На другой день по деревне пронеслась молва:

Слыхала: Андрюшка новую веру принес? – сооб­щила соседка своей подруге.

Ну? Какую веру?

Икон не надо, храм не надо, как-то чудно все рас­сказывает, и Евангелие! Говорят – штунда.

Понимает-то мальчишка чего; туда же: «святость» не надо! Сходить бы послушать, что это за новость такая.

Вечером опять изба Андрюшиной тетки наполнилась народом.

Чтой-ты не уймешь Андрюшку, – с лукавством и укором спрашивали соседки тетку.

Уж и не знаю, как быть, все-то он из Евангелия говорит, а что скажешь наперекор Слову Божию? – от­вечала сочувствующая Андрюше женщина.

Через несколько дней пришел к Андрюше Архип, его товарищ по школе. Долго они говорили о Христе, и на­конец Архип со слезами попросил Андрюшу:

Давай молиться, я виноват перед Богом, верил в Него, а сам ругался, курил, дрался и воровал.

И оба друга, преклонив колена, горячо молились. Андрюша ликовал. Началось совместное чтение Слова Божия, и юноши дружно принялись за работу над своими товарищами. Через некоторое время несколько человек присоединились к ним.

Андрюша с Архипом организовали небольшой хор и начали ходить по соседним деревням с благовестием. Насмешки, злословие, палки, камни, комья грязи рассыпались на проповедующих Евангелие...

Вскоре в местной газете появилась заметка, что в деревне Б. распространяется секта, на что православию следовало бы обратить серьезное внимание и принять прекращающие меры.

К Андрюше пришли с арестом «за совращение».

Помолясь и тихо попрощавшись со своими друзьями, Андрюша отправился в тюрьму, находящуюся в ближай­шем уездном городе.

Сидя за решеткой, вспомнились ему пророческие слова Христа: «Блаженны изгнанные за правду», и серд­це Андрюши залилось лучами счастья, а из уст его не­слась благодарность Господу за великую честь, которой Он удостоил его.

Прошло несколько месяцев, – раздалась громкая весть о свободе, упали железные замки с камер, и Ан­дрюша вернулся в свою родную деревню, в свою еван­гельскую семью!


Вера Шельпякова,

журнал «Христианин»,
1928 год, №6

назад

Hosted by uCoz