Библейская этика
Беседа двадцатая


Нагорная проповедь

«…оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта»

Мф. 5:24-26


Эта заповедь – о прощении, самая необычная из всех, потому что самая грозная. Я просто трепещу, читая ее, размышляя над ней: «пока не отдашь до последнего кодранта»! То есть, даже смерть телесная не придет, пока не простишь, не станет единственной твоей надежды на будущую славу, потому что не будет обитать Христос в твоем сердце. Бог не будет слышать тебя и не будет прощать… Всё, всё, всё – «до последнего кодранта» –последней копейки!

История Ромео и Джульетты сохранила для нас рассказ о том, как враждующие семьи заплатили за эту ссору своими самыми лучшими и любимыми детьми! Это были христианские семьи – тогда, в Средние века, все были христианами. В Библии есть история о мстительной Иезавели, труп которой съели собаки. Есть в Библии и другой рассказ – притча о том, как безжалостного раба отдали истязателям, пока не отдаст господину весь долг (Мф. 18:34). В этой притче есть еще и дополнительный смысл: господин – это наш Господь, прощающий нам наши долги, как же мы можем не прощать должников наших?!

Спасенный и прощенный Божий народ не может жить по законам мира, где правит сатана: он сразу же и подпадет под волчьи законы этого мира, диктующие мстительность, а не прощение. Таким образом, эта чудная Христова заповедь оберегает нас, чтобы мы укоренялись в Его царствии и не проваливались в преисподнюю, которая всегда у нас под ногами: «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Пр. 15:24).

В заповеди есть и еще одна мысль: о верности горнему, а не земному! Став гражданами Неба, войдя в Царствие Божие через кровь Сына Божьего, мы не должны колебаться между этими двумя мирами! «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» (Евр. 10:39). Колебания связаны с нашими плотскими интересами, у христианина это всегда признак упадка веры: «Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38). И мы знаем, что «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» и потому не может надеяться «получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:7-8).

Все заповеди, все научения Господни – это воистину «светильник» ноге нашей, даны нам в великое благо укоренения в вере, любви и послушании. Господь наш Иисус Христос не только простил нас и спас от гибели, но Он еще и восстанавливает нашу целостность: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Как говорили Отцы Церкви, Бог вызвал нас из Ничего, и без послушания Ему мы сваливаемся опять в это Ничто, рассыпаемся как личности.

Прощение – это одно из важнейших звеньев в научении Христовом, чтобы нам сохранить свое душевное здоровье, свою целостность (честность, открытость, правдивость, бескорыстие, воздержание). Чтобы нам не рассыпаться, после того как Бог во Христе нас вторично сотворил как новую тварь.

Приведу пример из своей жизни. С детства мы с сестрой наблюдали, как бабушка попрекала маму, считая, что она неблагородного происхождения: наш дедушка, отец мамы, был землепашцем, а потом выращивал клубнику и шил сапоги. Упрекать было, по меньшей мере, глупо, да еще в наше советское рабоче-крестьянское время! А мама словно не обращала на это внимания, молилась и заботилась, чтобы мы любили бабушку, невзирая на ее отношение к нашей маме. Время было голодное, послевоенное, и она часто поручала нам отнести бабушке то горячего супа, то кусочек шоколадки, которой нас угостили. После смерти бабушки соседи по больничной палате спросили у нас: «Кто такая Верочка? Ваша бабушка не давала нам спать, всю ночь кричала: «Верочка, прости! Верочка, прости!»… Наша мама, та самая Верочка, тогда была тяжело больна, ей самой оставалось жить совсем мало. Как радостно она плакала, слушая наш рассказ, как благодарила Господа, Который сокрушил сердце бабушки, дал ей перед смертью «развязать узелки»…

Непрощение закрывает для нас Небо и каналы благодати Божьей – мы не можем ее принять! Мы становимся, как сосуды, перевернутые вверх дном. Вникнем в себя, по совету апостола: почему даже богословы считают прощение самой трудной жертвой? Ответ прост и ужасен: потому что я прав, а другой – неправ. Я – это справедливость. Я – за правый суд. Я сам хочу вершить этот суд – вот оно что!.. Простить – это отпустить на свободу; это то, что сделал с нами Сын Божий. И нам многократно сказано: не мстить за себя, но предать суд Богу; не судить никак до времени, пока Бог не откроет всем.

В этой строгой заповеди есть и еще один нюанс: это, если брат твой имеет что-то против тебя. Так может быть, он и не зря это имеет? Может быть, именно ты неправ? Есть такая мудрая поговорка: «там, где твой враг прав, он тебе друг». Увидеть свою неправоту – это огромный шаг на пути в Царствие, и это великая победа Бога в твоем освящении!

С каким чудным смирением вопрошали ученики: «не я ли, Господи?». Они еще не знали за собой греха, но уже знали свою падшую природу. Мы ведь тоже ее знаем? Поэтому – мирись. Дети, простите своим родителям! Родители, простите своим детям! Братья, простите друг друга. Сестры, простите друг другу. Помогите им. Простите долг. Отпустите на свободу. Чтобы вы могли молиться, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8).

Марина Сергеевна Каретникова


назад

Hosted by uCoz