христианская этика


«Свет мой, зеркальце, скажи…»


Бог в своем Слове не осуждает, а высоко ценит внешнюю красоту женщины.

Сара в свои 65 лет была так хороша, что Авраам всерьез опасался за свою жизнь. Он боялся, что другие мужчины могут убить его, чтобы заполучить Сару. Ревекка – была прекрасна видом. Авигея – была женщиной весьма умной и красивой лицом. Есфирь – прославилась своей красотой как ни одна другая женщина в Библии. Это далеко не все библейские красавицы. Даже то, что красота вообще упоминается в такой книге, говорит само за себя. В Библии также упоминается, что красивые женщины тех времен пользовались косметикой и парфюмерией, чтобы подчеркнуть свою красоту (Есф. 2:12).

Красота и мода не возбраняются христианской верой. Наоборот, красота – синоним Божьей славы. В книге Откровения Бог предстает перед нами во всем Своем великолепии. Иоанн, описывая Сидящего на престоле, говорит, что Он видом был подобен камню яспису и сардису. Все это у людей ассоциируется с прекрасным.

Итак: мы, женщины, – шедевр Создателя, каждая из нас – одно из Божественных проявлений красоты. Бог знает, что человек сконцентрирован прежде всего на своей внешности. Даже человеческая мудрость гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Но судить по внешности жестоко! Библейский пример подтверждает это. «Я смотрю не так, как смотрит человек: ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16: 7).

Самуил был уверен, что первенец Иессея, Елиав, и есть помазанник Божий, он был впечатлен его ростом и внешностью. Но Самуил не видел гордыни в сердце юноши. В сущности, Бог сказал: «Не поддавайся тому, что видишь. Следи за Моим водительством». Бог использует другие оценки – Он взвешивает человеческое сердце.

Я вспоминаю такой случай: как-то к нам в гости приехала девушка. В первый же день нашего знакомства мне понравилась ее открытость, ее глубокое личное общение с Богом. Она обладала прекрасным голосом, играла на гитаре. Мы чувствовали родственность душ. А когда стали собираться в церковь, увидев ее в брюках, я мягко постаралась объяснить ей, что у нас это не принято. В ответ, без обид и огорчений, она рассказала мне свою историю. В раннем детстве она лишилась одной ноги, ей сделали операцию и изготовили хороший удобный протез, который практически не был заметен. Я была потрясена ее рассказом до глубины души и осудила себя, что пыталась поставить человека в заданные рамки, не зная ее обстоятельств.

Суждение о человеке по внешности можно сравнить с суждением о сосуде, полном плодов. Красивые, аппетитные плоды могут оказаться искусственными! А значит, бесполезными, абсолютно несъедобными, даже при всей своей красоте. Где-то в кладовой лежит мешок с настоящими плодами – он непривлекателен, но содержит то, что по-настоящему вкусно и несет в себе жизнь! Бог судит по плодам, а не по сосудам! Он хочет, чтобы наше внутреннее украшение было свежим и полезным, а не красивым – и все же искусственным. Поэтому и мы ошибаемся, судя о людях по их внешности.

Израильские женщины, по Библии, тоже подвергались влиянию культуры своего времени. Они позволяли окружающим народам диктовать им идеал женской красоты. Они украшали себя подобно язычницам: каждый аксессуар предназначался для того, чтобы привлекать внимание к их обладательнице (Иер. 4:30; Ис. 3:16-22). Исаия подробно описывает красоту, которой лишатся дочери Сиона – от ювелирных изделий до ручных зеркалец, от верхней одежды до нижнего белья, от платков до сумочек. Знакомо? В заключение он говорит: «И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка…» (Ис. 3:23). В конце концов, влияние культуры привело израильтян в плен. Еврейские женщины лишились красоты, которую с таким усердием создавали, и всех аксессуаров, которые использовали, чтобы подчеркнуть ее.

Прекрасная видом Ревекка не была одета в дорогие одежды, но привлекала к себе внимание. Стали бы мы наряжаться, собираясь в пустыню за водой? Ее украшением были добрые дела. Ревекка была занята служением своей семье, а когда встретила странника, оказала ему гостеприимство. Она заработала себе украшение своим служением (Быт. 24:19-22). Она трудилась не ради украшений, и не подозревала, что получит их. Сердце побуждало ее служить людям! Точно так же наши добрые дела приносят нам не только Божье обеспечение, но и украшение. Интересно заметить, что Ревекке были подарены такие же вещи, которые позднее были отобраны у дочерей Сиона. Вопрос не в украшениях, а в мотивах их приобретения и использования. Дочери Сиона были слишком гордыми, чтобы служить. Они тратили силы и богатство на то, чтобы украшать себя и служить себе, а не другим.

Я не хочу призывать к тому, чтобы мы не ухаживали за собой и не пользовались косметикой. Бог не придет за грязной и неопрятной невестой, но за той, которая приготовила себя для жениха. Как мы украшаем себя внутренне? И что больше времени занимает в нашей жизни: украшение внешнее или внутреннее?

Есть внутренняя красота, которая не стареет! Вернемся к Саре (1 Пет. 3:5-6). Она повиновалась Аврааму, следовала его руководству, признавала его главенство над собой, называя его «господином», т.е., хозяином, облеченным властью. В чужой стране Авраам испугался за собственную безопасность из-за ее красоты. Египетский царь взял ее в свой гарем, но Бог защищал Сару даже тогда, когда ее муж поставил собственную безопасность превыше ее безопасности. Господь сотворил чудо, чтобы защитить ее от фараона, так как она была для Бога сокровищем драгоценным.

Жизнь Сары не была жизнью изнеженной царицы. Это была жизнь веры и постоянных перемен. Сара почитала Авраама, повинуясь ему, а он почитал Бога и повиновался Ему. Нигде не написано, что она жаловалась. Она не оглядывалась на то, что оставила, в отличие от жены Лота. Секрет ее красоты: она оставила все уютное и знакомое, последовала за мужем в чужую страну, она жила в шатре в пустыне, руководствуясь верой.

Итак, истинная красота – это красота внутренняя! Для Бога важнее всего наше сердце, а не лицо или фигура.

Что сделал Бог, чтобы мы были прекрасными? Он совершил в нас внутреннее преображение. Мы – Его творение, созданное во Христе Иисусе (Ефес. 2:5,10). «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Подумаем над этим: прежнее представление о себе, прежние ценности – все прошло. Во Христе мы на все смотрим по-новому.

Истинная красота расцветает с духовным ростом. Когда мы думаем о своей внешности, давайте не забудем одну истину: внешний наш человек тлеет… (2 Кор. 4:16). Физическое тело подвержено старению, увяданию и, наконец, смерти, а внутреннее – со дня на день обновляется. Наша душа постоянно возрастает, все более уподобляясь Христу. Чтобы возрастать духовно и обретать все больше внутренней красоты, нужно день за днем погружаться в божественный источник красоты – Слово Божье!

Золотое правило для мудрых женщин записано в 1 Пет. 3:3-4. Апостол не призывает нас оставить всякую заботу о наружности: женщины должны быть аккуратными, так как без чистоты не бывает красоты. Вспомните совет старой Ноемини, которая заботилась о том, чтобы Руфь обрела семью. Она повелела ей: «Умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды» (Руфь 3:3), – только с одной целью, чтобы Руфь понравилась Воозу.

Чтобы заботиться о своей внешности нужно время, но не забывайте, что неизмеримо больше времени нужно уделять внутренней красоте, т.е., воспитанию своего внутреннего человека. Красота – это больше, чем просто внешний вид. Премудрый Соломон, заканчивая свои мысли о добродетельной жене, говорит: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Пр. 31:30).


Марианна Дубчак


назад

Hosted by uCoz