М А Т Ь С И С А Р Ы

Женщины Библии

Сильные женщины

 

Книга Судей повествует о том времени, когда израильтяне, лишившись твердой руки Иисуса Навина, отдаляются от истинного Бога. При этом они не только не доводят до конца истребление народов Ханаана, но роднятся с ними и впадают в идолопоклонство, служа чужим богам. За это Бог наказывает народ Израиля порабощением соседним народам. Под этим гнетом израильтяне стенают и раскаиваются в своем заблуждении. Бог посылает им избавление через Своих избранников – судей, которые прогоняют врагов и становятся народными правителями. В книге Судей описаны подвиги тринадцати таких героев; одна из них Девора – женщина-пророчица.

Четвертая глава Книги Судей нчинается так: «Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского… военачальником у него был Сисара…» Вооруженный железными колесницами, жестокий по характеру, Сисара страшно угнетал израильтян. В то время судьей Израиля была Девора-пророчица, жена Лапидофова. Женщина, занимавшая такую высокую должность в те далекие дохристианские времена, – явление редкое; но перед нами неоспоримый факт, и мы знаем, что сыны Израилевы приходили к ней на суд.

Видя угнетение своего народа, продолжавшееся на протяжении двадцати лет, Девора послала призвать Варака, которого по откровению Божьему избрала военачальником Израиля, и передала ему Божье повеление: «Повелевает тебе Господь, Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек…». Девора пообещала ему, что Сам Бог приведет сюда, к потоку Киссон, Сисару с колесницами и войском, и предаст их всех в руки Варака. Но Варак, зная, что Девора получает повеления непосредственно от Бога, просит ее: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». На что Девора ответила: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару». Варак, несомненно, подумал, что она говорит о себе, но в этом пророчестве Деворы имелась в виду совсем другая женщина.

Итак, они вместе – Варак и Девора – идут на войну. Сисаре донесли, что Варак собрался воевать с ним и уже находится на горе Фавор. Собрав свои девятьсот железных колесниц и весь свой народ, Сисара направился на равнину к потоку Киссон. Варак же уповал не на мощь оружия и многочисленность своего войска, а единственно на помощь Божью. Девора – женщина, которая всегда слышит Божий голос и повинуется Ему, – знала конец этой битвы и подала сигнал к наступлению: «Встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет перед тобою».

Варак спустился с горы Фавор со своей армией, и Господь привел в замешательство Сисару со всем его ополчением и колесницами, которые, как повествует нам Библия, испугались меча Варакова. Сам Сисара бежал пеший с поля сражения и добежал до шатра Хевера Кенеянина, с которым у царя Иавина был мир. Поэтому Сисара решил, что тут ему будет безопасно (ст.4:17). Жена Хевера, Иаиль, гостеприимно встретила его и пригласила к себе в шатер. Он зашел, и она скрыла его под ковром. Сисара попросил у нее немного воды напиться, она же напоила его молоком. Окончательно доверившись ей, Сисара попросил ее встать у дверей шатра, и если у нее спросят: «нет ли здесь кого?» ответить «нет». От усталости Сисара уснул, а Иаиль тихонько подошла к нему и при помощи молотка вонзила ему в висок кол от шатра так, что пригвоздила его к земле. После чего пригласила в свой шатер Варака, гнавшегося за Сисарой, и указала ему на труп врага. Так исполнилось пророчество Деворы о том, что «в руки женщины предаст Господь Сисару».

Надеясь на свои колесницы и многочисленное войско, гордый Сисара не знал, что войну против него ведет не Варак, а сам Бог Израилев, а впасть в руки Бога живого – очень страшно! Далее, стих 4:23 повествует: «рука сынов израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского».

В тот день воспели Девора и Варак песнь благодарения Богу за победу (5:1-31). В начале своей песни она вспоминает о величии Господа и призывает славить Его за проявление в народе израильском ревности об избавлении отечества от притеснителей. Унижение народа продолжалось, «пока не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле…. Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа!» (ст. 5: 2-9). Воспевая битву израильтян с хананеями, в восторге она говорит, что звезды небесные сражались с Сисарой, т.е. само «небо» участвовало в этой битве, и поток Киссон не остался равнодушным, а уносил своими бурлящими водами часть хананейского войска. Девора дважды благословляет в своей песне Иаиль, поразившую Сисару (5:24-27).

В своей хвалебной песне Девора вспоминает еще одну женщину, изображая надежды и мучительные опасения матери Сисары. (5:28-30): «В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: «Что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?» Она выглядывает и с воплем ждет сына своего с поля битвы. Ее сын – главнокомандующий большой и сильной армии, она знает, каким количеством колесниц он обладает, и пора бы ему уже вернуться домой с победой. Она томится в ожидании вестей… Придворные дамы окружили ее, объясняя, что Сисара одержал великие победы, взял много добычи и занят распределением ее между своими воинами, и потому запаздывает. Они стараются утешить ее тем, что сын привезет ей много шитых золотом одеяний и великолепных драгоценных камней. «Не беспокойся о твоем сыне Сисаре, он вот-вот должен вернуться», – говорят ей. Да и сама она хочет утешить себя этим, но материнское сердце всегда чует близкую беду…

И вот, к замку прибежал запыхавшийся вестник и воскликнул: «Наши бежали, Сисара убит!» Бедная мать, она лишилась чувств! В судорогах она вскрикивает: «Сынок! Ах, сын мой, сын мой! Мой сын, Сисара!» Он ее часть, ее кровь, ее плоть! Как она оберегала его от опасностей, старалась, чтобы он рос здоровым и сильным! А теперь она не может согласиться с тем, что сын ее, такой сильный и смелый, умелый военачальник, достигший такого положения, пал, сраженный врагом! Боль от потери любимого сына смешалась с уязвленной гордостью матери. Смерть сыновей – невыразимая боль всех матерей земли!

Сколько матерей во все времена ждали возвращения своих сыновей с войны! Получив весть о их смерти, они отказывались верить… Всё ждали, надеялись, что это ошибка! Все матери земли, провожая в битву своих сыновей, ожидают добрых вестей о них!

А сколько верующих матерей с грудным молоком вливали в своих сыновей веру в живого Бога, учили их быть верными воинами в борьбе с грехом, предостерегая от смерти духовной, молитвенно провожали их в большую жизнь. Они выглядывают в окна, ожидая возвращения своих сыновей победителями с поля битвы с врагом душ человеческих! Вопиют к Богу и ожидают добрых вестей, ожидают сыновей с христианской победой! Весть о том, что их сыновья пали под ударами греха, была бы для них равносильной смерти. Никто не может их утешить на земле, кроме Господа. И даже если здесь, на земле, они не получают этой доброй вести, то там, на небе, они продолжают ожидать. «О, мама, ты всегда молилась за меня! Скажи, Спаситель, маме, что я Твой…» – так поется в одном христианском гимне. Там, у хрустального окна небес, матери стоят на страже и ждут, когда Ангел принесет им добрую весть о возвращении их сыновей с победой.

Итак, четвертая и пятая главы книги Судей Израилевых повествуют нам о трех женщинах. Первая – Девора – женщина, исполненная силы Святого Духа, обладающая мудростью от Бога и авторитетом. Бог доверил ей служение судьи в израильском народе, и она совершала это служение с материнским духом. Она вдохновляет вождей на войну! Имея такую духовную мать, народ одержал победу над многочисленным войском царя Ханаанского, и земля покоилась без войн сорок лет! О, Господи, пошли и в наше время таких духовных матерей, исполненных силой свыше для народа Твоего!

Вторая – Иаиль – простая женщина, кочевница. Свою силу и умение забивать колья в землю для укрепления шатров, она использовала для уничтожения злейшего врага народа своего. Мужественный и умелый удар Иаили в шатре, а не на поле брани, вызывает похвалу Деворы и Варака. Честь окончательной победы действительно досталась женщине. Господи, как мы нуждаемся в таких простых, но мужественных женщинах в борьбе с врагом душ человеческих!

Третья женщина – мать Сисары. Бог-Творец дал женщине великое счастье материнства. Забота матери – вырастить своих детей. Она воспитывает свое дитя сообразно своей натуре. Например, гордая Агриппина воспитала такого же гордого сына – Нерона. Мать Сисары вырастила жестокого завоевателя и ожидала своего сына с поля сражения с большой добычей, но – потеряла все.

На которую из этих двух матерей похожи мы? Что сделали мы для своего народа? Каких сыновей вырастили мы? Все это знает Бог.

 

Ольга МОКАН

 

назад

Hosted by uCoz