благовестницы

 

«Прежде нежели они воззовут»[1]

 

Главы из книги миссионерки Дженни МЕЙЕР

«Приключения с Богом на свободе и в узах»,

изданной в 1948 г. в Канаде.

Окончание. Начало см. в «Марии» №№26, 27, 30 и 31.

 

В предыдущих главах автор писала о том, как в царское время основала «Дом труда» для бывших каторжников на Сахалине, как в советское время за религиозные убеждения была признана «контрреволюционеркой», как ни на день не прекращалось ее служение Богу в чудовищных условиях советских тюрем и лагерей…

 

…Хотя «одиночка» была наказанием за плохое поведение, я была очень благодарна, что по моему прошению была направлена туда на три месяца. После длительного нахождения в постоянном шуме, смраде и созерцании греховных выходок двух десятков соседок по тесной камере, «одиночка» давала хоть какой-то отдых. Увидев меня там, начальник охраны воскликнул: «Товарищ М.! Как, Вы тут?!» Я объяснила, что по моей просьбе следователь разрешил мне побыть одной.

За три месяца пребывания в этом блоке тюрьмы среди пяти десятков одиночных заключенных, я видела лишь помощника доктора, солдат охраны и начальника тюрьмы, и слышала лишь выплескивающий свою скорбь голос да насвистывание какого-то джазового мотива, день и ночь одного и того же. Это доводило до отчаяния, и даже сейчас я в ужасе вздрагиваю при любом насвистывании дома или на улице.

Что я делала в течение этих месяцев? Благодатная рука Божья была надо мною: мне вернули мой Новый Завет, и я начала заучивать части Евангелий и некоторые из Посланий. В камере не было окна на улицу, но над железной дверью в коридор было два маленьких стеклянных окошка, и в самые светлые дневные часы я могла, высоко подняв к ним свою книгу, читать ее. И читая, повторять, питаясь утешением из Писаний большую часть дня.

За эти месяцы меня часто вызывали, почти всегда около полуночи, к следователю. Это был новый для меня и единственный по-настоящему жестокий следователь, откровенно не желавший мне добра. Он пытался запутать меня, испугать и даже вызвал нескольких моих друзей-меннонитов из Узбекистана, чтобы найти новые причины для обвинений против меня. Но ничего не было найдено, так как все, что я уже рассказала о моих годах евангельского труда в Туркестане, оказалось истинным. Прежний следователь сам сказал, что «товарищ М. всегда говорит правду».

К этому времени я серьезно ослабла и страдала от жестоких головных болей, возникавших от умственного напряжения трех месяцев одиночества и от сырости, так как с бетонных стен моей камеры постоянно капала вода. Ночи были бессонными; не раз начальник, проверявший по ночам камеры, видел меня, сидящую на постели, дрожащую и стонущую от боли. Тогда он входил (грубый человек, его очень боялись заключенные) и спорил со мной о вере в Бога. «Как можете вы, образованная женщина, верить в Бога? Бросьте вы эту чепуху! Просто подпишите бумагу, что вы никогда больше не упомянете Его, и я тут же отпущу вас на свободу… Вы сидите здесь, в этой камере, по своей вине». Подобные слова заставляли меня смеяться с победным ликованием, ведь это Бог был мой Бог, и я была Его, и боль и слабость тут же забывались.

Наконец, в начале мая 1932 года, безо всякой просьбы с моей стороны, меня вернули в общую камеру. Многие из ее прежних обитательниц сменились, и вновь атмосфера шума, дыма, человеческих испарений и беззакония поразила меня при входе.

Камера была переполнена – некуда было ступить даже между двумя железными кроватями с устланными на них голыми досками. За время моего отсутствия в наказание за проступки типа выкриков из окна, к нашему и ко всем выходящим во двор окнам были приделаны железные ставни, поэтому раскаленный на солнце воздух мог проходить лишь через щелочки между ними.

Вместо Елены в камеру явился другой «демон», еще хуже той бедняжки. Повторилось то же самое. Сразу почувствовав, что я принадлежу к «иному миру» и как леди, и как христианка, эта женщина наслаждалась, мучая меня своим развязным разговором и порочным влиянием на молодых сокамерниц. Никто не мог ни отойти, ни укрыться от других, и мы вынуждены были жить, страдать, молиться или проклинать открыто; не было ни уединения, ни стыда. Это было пыткой для моей души. Увидев, что я сижу на краю постели с закрытыми глазами, она приходила в ярость, зная, что я молюсь, и кричала: «Перестань! У тебя вид, как будто тебя распяли!» И другие подобные восклицания.

Но Господь утешал меня, дав в этом унижении несколько душ, нуждавшихся в заботе, и я могла облегчать их страдания пищей и одеждой, являя любовь их бедным заблудшим душам и утешая их словами о Господе; последнее нужно было делать в нескольких словах, от сердца к сердцу, чтобы не спровоцировать беспорядков. Некоторый свет и утешение вошли в их сердца, а когда за ними пришли солдаты, двое из них упали мне на грудь со слезами, а одна, пожилая еврейка, произнесла: «Я вновь нашла моего Бога!» Снова Тот, Кто дал нам труд, его и совершил.

Через месяц, очень трудный, меня перевели в крепостную тюрьму Метех. Это была моя последняя, восьмая тюрьма. Она значительно отличалась от предыдущих семи: здесь заключенные могли свободно передвигаться по помещениям и некоторым дворам. Большая тюремная церковь царских времен была перестроена под камеры для политических заключенных женщин. К моему прибытию их было двадцать шесть. Молодые грузинки, женщины и девушки, большей частью из троцкистов или меньшевиков. Рядом с этим светлым и просторным зданием было тюремное здание с темными узкими камерами для уголовниц, которых было около сотни. Охраняли нас тоже женщины, но мы едва видели их.

В Метехе заключенные могли работать по желанию, за небольшую плату – 15 рублей в месяц или больше, в зависимости от способностей. Сразу по прибытии я выбрала себе место около больших, хорошо освещенных окон церковного купола на верхнем этаже, и тут же отправилась на работу. Это было наслаждением – свободно проходить через тюрьму и работать ежедневно по восемь часов. Я мотала шерсть для ковровщиц, душой и телом наслаждаясь работой, молчанием, дисциплиной в цеху. О, как это отличалось от пытки предыдущих заключений! Скудная горячая каша или макароны съедались после работы с большим аппетитом, а вечерние часы можно было проводить в маленьком дворе, беседуя с подругами, обсуждая книги из тюремной библиотеки или же отдыхая и слушая два огромных громкоговорителя, вещавших с раннего утра до полуночи.

Нам позволялось посещать уголовниц и говорить с кем мы хотели. За религиозные убеждения кроме меня сидели еще шесть русских монахинь, которых я сразу посетила в камере ниже этажом. Поначалу они отказалась видеть во мне родственную душу: не будучи православной, я «не могла иметь никакой благодати». Но вскоре, как это часто бывает, личные отношения, искренне дружелюбные, преодолели все барьеры, и за многие месяцы нашего пребывания в тюрьме мы пришли к признанию друг друга детьми одного Отца по благодати нашего Господа Иисуса Христа. У них не было никого, кто мог бы приносить им передачи, и они стали моими регулярными «столующимися».

Мои друзья через верную сестру миссис Ховве посылали мне все, что могло быть полезным. Снисходительность начальства и охранников давала мне возможность проводить свободные после работы часы за постоянным благотворительным трудом для моих соседок-уголовниц. Они большей частью были бедными, взятыми на улицах за какие-то правонарушения, многие слабые, иные – больные. Помощь и забота, которые я могла проявить к ним, привлекали их ко мне и открывали возможность обращаться к их душам. Я могла «сеять драгоценное семя» и совершать труд Господа Иисуса по Его примеру. Я имела свободу говорить здесь о Евангелии и даже читать его. Начальство знало об этом и не одобряло моего служения, выражая это открыто, но Господь удерживал их от прямого запрета.

По воскресеньям я, как и монахини, отказывалась от работы. У меня было сладостное воскресное богослужение для самой себя, позже к нему присоединилась молодая гречанка, которая тоже нашла Бога. Я ходила по маленькому тюремному дворику, на котором в царское время казнили преступников. Высокие стены, вдоль них узкий помост для виселиц, и солдат, стоящий на страже с ружьем наизготове – все это напоминало о том, что здесь тюрьма. Однако я чувствовала свободу, небо высоко надо мною и радость в сердце. Я начинала свое богослужение с громкого пения. В сердце была благодарная радость, я чувствовала Божье присутствие, Его расположение. День за днем я черпала у Него силу для жизни в узах, способная по Его милости оставлять свое свидетельство в сердцах ближних.

Приближалось Рождество 1933 года. Я была занята приготовлением картофельного супа в большой кастрюле для больных и слабых сокамерниц, которые столовались у меня, – и в этот момент вошел охранник и закричал мне: «Товарищ М., собирайтесь и следуйте за мной, вы свободны». Я не поверила: «Нет, нет, я не свободна, вы ошиблись!», – но он настаивал, и я повиновалась. Попрощавшись со всеми, я последовала за ним.

Годы тюрьмы кончились… но свободы так и не настало. Я заночевала в городе у друзей, а утром им сообщили, что произошла ошибка, и что ОГПУ в Москве осудило меня еще на пять лет лагерей. Но, ввиду моего пожилого возраста, суд изменил этот жестокий приговор на пять лет ссылки на север Урала. И снова благодатная рука Божья была надо мною –  ГПУ Тифлиса изменило мне место ссылки на более теплые места, около Крыма, на границе с Мелитополем. После нескольких дней отдыха у друзей я двинулась к своему «новому пристанищу» и прибыла туда в январе 1933 года.

 

Мелитополь

По дороге в Мелитополь я навела справки, где в этом городе собираются русские евангельские верующие. Прибыв туда, я увидела полный зал людей, пришедших прославить Бога в Новый год. Мне разрешили, хоть и с некоторой опаской, остановиться в маленьком доме дворника, и я пробыла там до апреля, пережив тяжелую и долгую болезнь легких и сердца.

Когда я обрела способность снова двигаться, местное ГПУ разрешило мне поехать в соседнюю меннонитскую деревню для восстановления подорванного здоровья. С какой же радостью я узнала там в медицинском центре своего старого друга! Двадцать лет назад мы жили вместе в одном городке на севере Афганистана. Как трогательна была эта новая забота дорогого Господа! Я оставалась в этой деревне девять месяцев, пока офицер ГПУ не заподозрил меня в благотворительном труде среди бедных, и я вынуждена была вернуться в Мелитополь к Рождеству 1934 года. Там последовали два года спокойной жизни у крестьянской четы, с которой, как и в Уфе, я делила их глинобитную лачугу, но этого было достаточно для моего скромного образа жизни. Крестьяне были добры ко мне и открыты для Божьего Слова.

Вскоре моя жизнь заполнилась участием в жизни русской евангельской общины. Мы могли свободно жить христианской жизнью, проводя богослужения каждый вечер. Единственным ограничением было то, что проповедник не имел довольствия от церкви и должен был зарабатывать себе на жизнь, как и все остальные. Запрещались также собрания любого рода по домам, не разрешалось присутствовать на собраниях детям и молодежи до 18 лет, запрещалось влиять на них в религиозном отношении. У меня появились друзья, но в те годы я старалась не посещать их дома, чтобы не компрометировать и не быть скомпрометированной.

В июле 1935 года от моего поверенного из Москвы неожиданно пришла новость, что я освобождена и в любой момент могу прибыть в Москву и оттуда отправиться в Европу. Много позже, уже в Швейцарии, я узнала, что неизвестные друзья из Англии, знавшие меня как миссионерку, нашли способ связаться со Сталиным и просить его о моем освобождении. Их просьба была удовлетворена, и мне нужно было лишь прибыть в Москву, чтобы получить освобождение. Но местное ГПУ в Мелитополе наложило свое «вето» и заявило, что меня продержат в «поселенцах» еще два года. Я не возражала, понимая, что покидая Россию сейчас, я оставляю ее навсегда, а это было очень тяжело принять. Россия была моим домом с детства, все долгие годы моего служения Богу и людям. Я была узницей вместе с Россией. Вне России для меня не было дома.

Я написала заявление о переводе в Сибирь, чтобы жить и умереть там. Но по настоятельному зову одной родственницы, просившей помочь ей в организации медицинского служения, я решилась обратиться ко второму после Сталина человеку, главе ОГПУ Ягоде, с просьбой о немедленном освобождении. Получив согласие, в декабре 1935 года я покинула Россию и уехала в Швейцарию. В мае 1936 года я отправилась в Палестину, чтобы получить там гражданство, а через два года я получила также британский паспорт и уехала в Канаду, где живу по сей день, в дружеском общении со многими Божьими детьми.

 

Перевод М.С. Каретниковой

 

 

Послесловие

 

Недавно в издательстве «Библия для всех» вышла книга американского историка Шерил Коррадо, аспирантки Иллинойского университета, занимающейся исследованием истоков протестантского движения на о. Сахалин. Книга называется «Евгения Майер и Сахалинский дом трудолюбия». (Наша героиня, имя которой по-английски звучит как  Дженни Мейер, по советским архивным документам проходит как Евгения Майер.)

Согласно историческим исследованиям Шерил Коррадо, Евгения Майер родилась в 1865 г. в семье действительного стат­ского советника Карла фон Майера, выдающегося врача и основате­ля Санкт-Петербургского евангельского госпиталя. Евгения учи­лась сначала в Петербурге, потом в Берлине, где стала первой жен­щиной, допущенной к изучению анатомии головного мозга. В 1893 г. она поступила в университет Лозанны, где продолжила изучение анатомии, физиологии и эмбриологии, позже проводила исследования в лабораториях Франции и Британии.

В 1895 г. Евгения Майер обратилась к Господу и приняла решение стать миссионеркой. Спустя некоторое время, находясь в Швейцарии, она почувствовала призыв отправиться в Сибирь к преступникам. Вскоре, после прочтения книги А.П. Чехова «Остров Саха­лин», она поняла, что должна благовествовать именно на этом острове. О последующих событиях ее героической жизни веры мы знаем из прочитанных глав ее книги.

Как мы же знаем, в 1935 г. Евгения Майер эмигрировала в Канаду. Там написала воспоминания, изданные дважды на английском языке, а также в немецком и французском переводах.

Скончалась наша героиня в Торонто в 1948 г. в возрасте 83 лет.



[1] Ис. 65:24

 

назад

Hosted by uCoz