Библейская этика

беседа шестнадцатая

 

Заповеди блаженства

 

Кто-то из ранних Отцов Церкви заметил, что в каждом христианине есть нечто от Христа. Конечно, и не может быть иначе! «Каковы мысли в душе его, таков и он сам» (Пр. 23:7). Например, Руфь увидела Бога в Ноемини. А Апостол Павел воскликнул: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»! (Флп. 4:13). В Ветхом Завете человек был уверен, что от нечистого не может родиться чистый, чистота могла быть только ритуальной. Но нас делает чистыми живущий в нас Христос. И Павел имеет все основания писать молодому служителю Тимофею: «Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). И членам Церкви: «...быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме...» (Титу 2:5).

Бог смотрит не на дела, а на сердце, чтобы оно было чистое и в воображении, и в мыслях, и в словах. Чтобы мы были честны, верны, надежны и могли являть людям Христа.

 

Седьмая заповедь:

 

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9)

 

Столетиями это слово стучалось в сердца людей! И часто, казалось бы, напрасно! Люди – это воюющее племя. Достаточно взглянуть на статистику войн, и Библия говорит о том, что эта тенденция будет возрастать к концу времени. Поэтому миротворцы – это благодетели человечества, они очень нужны всегда и везде, и на любом уровне, хоть государственном, хоть семейном. Гибнут лучшие, гибнут ни за что. Гибнут, как это ни парадоксально, ради мира! Войны идут ради мира, справедливости, блага людей, неся с собой неисчислимые бедствия.

Как быть миротворцем? Первый шаг – перестать воевать с Богом! «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:19-20). Бог дал нам слово примирения.

Иисус Христос – Князь мира, Миротворец: Его цель – собрать разрозненных, разобщенных, измученных и дать им мир. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).

Мир и покой – только в Иисусе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею...» (Еф. 2:14). Первые слова, с которыми воскресший Иисус явился Своим ученикам, были «Мир вам!» И все христиане, входящие в чужой дом, приветствуют его обитателей такими же словами, независимо от того, кем являются эти люди. Мир ближним и дальним!

Окружающий мир не может дать покоя нашим душам, этот мир дает лишь иллюзорный покой. «Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: мир! мир! а мира нет» (Иер. 6:14). Или же это ложный покой: «Они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: мир, тогда как нет мира» (Иез. 13:10). По исторической иронии даже попытки дать мир народам называются на нашем человеческом языке «борьбой за мир». Но «взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26:52).

Нам, Своим ученикам, Иисус заповедал нести людям мир, собирать души вместе с Ним: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Все, кто затевает ссору – против Господа. Кто ненавидит – тоже. С кем трудно жить дома, кто вносит разлад в Церковь – те против Христа. А тот, кто несет с собою мир, тот слуга Иисуса Христа, с тем мы в общении. И тот сам в себе испытывает мир Божий! Потому что является сыном Божьим, и так его и называют в вышних мирах!

Имей правильные отношения с Богом, и у тебя будет мир с женой (мужем), мир дома, в обществе, в Церкви, на работе, на международной арене! Миротворец – это прекрасное имя и призвание.

Бог дает мир, но Бог может и отнять его! А вместе с ним – и милость, и сожаление  (Иер. 16:5). В Нагорной проповеди Иисус сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его... И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34-36).

Для гуманистов это был очень неприятный стих! Как приятно было воображать себе всеобщее единение безо всяких требований, всеобщую приятность, при которой можно жить, как хочется. Миротворчество неразрывно связано с требованием сдаться Богу в покаянии перед Ним и затем – служить Ему. Через пророка Иеремию Бог объясняет народу, за что Он изрек на народ такое бедствие: «Вы живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иер. 16:12). Миролюбие никак не распространяется на мир с грехом. Разделение с грехом как раз и является основой всякого миротворчества: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды...» (Ис. 1:16-17).

В притчах нам даны глубокие советы, касающиеся миротворчества. «Честь для человека отстать от ссоры, а всякий глупец задорен» (Пр. 20:3). Если ищешь ссоры, то прочитай здесь свою характеристику! «Не отвечай глупому по глупости его» (Пр. 26:4). То есть, имей сострадание к глупому! «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам» (Пр. 19:11). «Прогони кощунствующего, и удалится раздор» (Пр. 22:10). Всегда есть кто-то, кто хочет «раздуть из искры пламя», нужно удалить его из своего окружения.

Некоторым эта заповедь кажется далекой от их повседневной жизни, даже недостижимой. Однако, как все Божье Слово, она обращена к каждому конкретному сердцу. Нам сказано быть в мире со всеми, если это возможно с нашей стороны. Иногда это – просто промолчать и не ответить на оскорбление, иногда – обнять враждующую сторону. Но чтобы никто из нас не приходил в отчаянье, Сам Бог напоминает нам о свободе выбора, которая является Его даром каждому человеку. Предлагая мир, мы не имеем права насиловать волю другого человека!

Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА

назад

 

Hosted by uCoz