Библейская этика
беседа шестнадцатая
Заповеди блаженства
Кто-то из ранних Отцов Церкви заметил,
что в каждом христианине есть нечто от Христа. Конечно, и не может быть иначе!
«Каковы мысли в душе его, таков и он сам»
(Пр. 23:7). Например, Руфь увидела Бога в Ноемини. А Апостол Павел воскликнул:
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе
Христе»! (Флп. 4:13). В Ветхом Завете человек был уверен, что от нечистого
не может родиться чистый, чистота могла быть только ритуальной. Но нас делает
чистыми живущий в нас Христос. И Павел имеет все основания писать молодому
служителю Тимофею: «Храни себя чистым»
(1 Тим. 5:22). И членам Церкви: «...быть
целомудренными, чистыми, попечительными о доме...» (Титу 2:5).
Бог смотрит не на дела, а на сердце,
чтобы оно было чистое и в воображении, и в мыслях, и в словах. Чтобы мы были
честны, верны, надежны и могли являть людям Христа.
Седьмая заповедь:
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами
Божиими» (Мф. 5:9
Столетиями это слово стучалось в
сердца людей! И часто, казалось бы, напрасно! Люди – это воюющее племя.
Достаточно взглянуть на статистику войн, и Библия говорит о том, что эта
тенденция будет возрастать к концу времени. Поэтому миротворцы – это
благодетели человечества, они очень нужны всегда и везде, и на любом уровне,
хоть государственном, хоть семейном. Гибнут лучшие, гибнут ни за что. Гибнут,
как это ни парадоксально, ради мира! Войны идут ради мира, справедливости,
блага людей, неся с собой неисчислимые бедствия.
Как быть миротворцем? Первый шаг –
перестать воевать с Богом! «От имени
Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:19-20). Бог дал нам
слово примирения.
Иисус Христос –
Князь мира, Миротворец: Его цель – собрать разрозненных, разобщенных,
измученных и дать им мир. «Мир оставляю
вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце
ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Мир и покой –
только в Иисусе: «Он есть мир наш,
соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив
вражду Плотию Своею...» (Еф. 2:14). Первые слова, с которыми воскресший
Иисус явился Своим ученикам, были «Мир
вам!» И все христиане, входящие в чужой дом, приветствуют его обитателей
такими же словами, независимо от того, кем являются эти люди. Мир ближним и
дальним!
Окружающий мир не может дать покоя нашим
душам, этот мир дает лишь иллюзорный покой. «Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: мир! мир! а мира нет»
(Иер. 6:14). Или же это ложный покой: «Они
вводят народ Мой в заблуждение, говоря: мир, тогда как нет мира» (Иез.
13:10). По исторической иронии даже попытки дать мир народам называются на
нашем человеческом языке «борьбой за мир». Но «взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26:52).
Нам, Своим ученикам, Иисус заповедал
нести людям мир, собирать души вместе с Ним: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Все, кто
затевает ссору – против Господа. Кто ненавидит – тоже. С кем трудно
жить дома, кто вносит разлад в Церковь – те против Христа. А тот, кто
несет с собою мир, тот слуга Иисуса Христа, с тем мы в общении. И тот сам в
себе испытывает мир Божий! Потому что является сыном Божьим, и так его и
называют в вышних мирах!
Имей правильные отношения с Богом, и у
тебя будет мир с женой (мужем), мир дома, в обществе, в Церкви, на работе, на
международной арене! Миротворец – это прекрасное имя и призвание.
Бог дает мир, но Бог может и отнять его!
А вместе с ним – и милость, и сожаление
(Иер. 16:5). В Нагорной проповеди Иисус сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом
его... И враги человеку – домашние его» (Мф. 10:34-36).
Для гуманистов это был очень неприятный
стих! Как приятно было воображать себе всеобщее единение безо всяких
требований, всеобщую приятность, при которой можно жить, как хочется.
Миротворчество неразрывно связано с требованием сдаться Богу в покаянии перед
Ним и затем – служить Ему. Через пророка Иеремию Бог объясняет народу, за
что Он изрек на народ такое бедствие: «Вы
живете каждый по упорству злого сердца своего, чтобы не слушать Меня» (Иер.
16:12). Миролюбие никак не распространяется на мир с грехом. Разделение с
грехом как раз и является основой всякого миротворчества: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды...»
(Ис. 1:16-17).
В притчах нам даны
глубокие советы, касающиеся миротворчества. «Честь для человека отстать от ссоры, а всякий глупец задорен» (Пр.
20:3). Если ищешь ссоры, то прочитай здесь свою характеристику! «Не отвечай глупому по глупости его» (Пр.
26:4). То есть, имей сострадание к глупому! «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него –
быть снисходительным к проступкам» (Пр. 19:11). «Прогони кощунствующего, и удалится раздор» (Пр. 22:10). Всегда есть
кто-то, кто хочет «раздуть из искры пламя», нужно удалить его из своего
окружения.
Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА