женщины Библии

«Дерзай, дщерь!»

 

В мире, который Бог сотворил изначально, не было ни болезней, ни страданий. Вследствие греха человек подвергся Божьему суду и оказался во власти смерти (Быт.2:17; 3:19). Утратив свободу, он познал страдание. Человек рассматривается в Библии как создание, глубоко страдающее, и – сознательно или нет – стремящееся к избавлению.

В страданиях человек может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Отк. 16:9), либо признать, что страдания посланы ему Богом (Пс. 38:12; Евр. 12:6) и что именно они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь.

Давайте, дорогие читательницы, поразмышляем вместе о женщине, двенадцать лет страдавшей от тяжелой болезни. О ее исцелении написано в трех Евангелиях: Матфея (Мф. 9:18-26); Марка (Мк. 5:25-34) и Луки (Лк. 8:41-56). Описывая этот случай, Евангелия дополняют друг друга. Марк описывает эту историю так: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние»

Двенадцать лет! Несколько дней – это так утомительно и долго, а она страдала двенадцать лет!.. Как легко в таком состоянии стать раздражительной, недовольной, потерять всякую надежду. Особенно женщине, у которой всегда много хлопот и работы по хозяйству, которая к тому же должна наблюдать за своими домашними, неумело и не вовремя исполняющими свои обязанности. Все это – настоящее испытание. Может быть, она не была прикована к постели, однако ее болезнь была тяжелой. В представлении иудеев не было более ужасной и унизительной болезни, чем та, от которой страдала эта женщина.

Кроме того, Марк говорит, что эта женщина побывала у многих врачей и немало настрадалась от их методов лечения. Лука написал, что, «издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена» (Лк. 8:43). Будучи врачом, Лука понимал, что такое заболевание было неизлечимо. В отчаянных попытках обрести здоровье женщина растратила все свое имение и превратилась в нищую! Но вместо улучшения ей становилось все хуже и хуже… Наконец, она убедилась, что обречена…

Кроме неудобств и страданий, которые испытывала женщина все двенадцать лет, ужас заключался еще и в том, что эта болезнь делала ее нечистой. В законе сказано: «Если у женщины течет кровь многие дни не во время очищения ее, или если она имеет истечение долее обыкновенного очищения ее, то во все время истечения нечистоты ее, подобно как в продолжение очищения своего, она нечиста; всякая постель, на которой она ляжет во все время истечения своего, будет нечиста…; и всякая вещь, на которую она сядет, будет нечиста…;  и всякий, кто прикоснется к ним, будет нечист...» (Лев. 15:25-27).

Итак, по закону, женщина с кровотечением была нечистой, и всякий человек, к которому она прикасалась, становился нечистым. Все избегали ее, даже ее домашние. Ей нельзя было бывать в синагоге, в храме и даже в женском дворе храма. Она была полностью изолирована от общества и богослужений. Одинокая, отверженная на протяжении двенадцати лет!

Но вот однажды она услыхала о другом враче (Мк. 5:27). Люди с изумлением рассказывали о Пророке, который восстал в Израиле и творил великие чудеса! Говорят, что еще не было случая, чтобы Он не мог помочь. Лечит так, как никто до Него не лечил, а главное – без денег. Даром! Бедная женщина, истощенная, худая, бледная, обессиленная, разочаровавшаяся во врачах, она всем сердцем стала прислушиваться к каждой такой истории. От услышанного в ней зарождалась вера; но тут же в ее сознании появлялась пронзительная мысль: я нечиста! мне нельзя!!!

Но слухи усиливались. Хромые ходят, глухие слышат, слепые прозревают, немые говорят! Среди исцеленных были даже те, которых она знала лично. Вера женщины в чудотворные способности Иисуса стала расти, и она уверовала, что для исцеления ей будет достаточно лишь прикоснуться к Его одежде. Приняв решение, она идет к Нему за помощью, зная, что только Он может помочь ей! Притом сделает она это совершенно секретно, чтоб никто не увидел: ведь ей нельзя появляться в толпе и тем более – касаться кого-то. Из-за болезни она могла сделать нечистым всякого, к кому прикоснется.

В страхе и трепете женщина смешалась с толпой и, стараясь остаться никем не замеченной, подкралась к Нему сзади, протянула дрожащую от страха руку и прикоснулась к краю Его одежды! По ее непоколебимой вере источник крови иссяк сразу же, внезапно! Она ощутила это в своем теле: она исцелена! Что за счастливое мгновение! Двенадцать лет болеть – и в один миг стать здоровой! Ей хотелось благодарить Его громким голосом, сердце, казалось, выскочит из груди от радости, переполнявшей ее. Но если она вымолвит хоть слово, вся толпа узнает ее тайну. Нет, она не имеет права этого делать, она должна радоваться молча и как можно скорее удалиться. Она готова уже уйти незамеченной, как вдруг слышит Его голос: «кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30).

Одежда всех набожных иудеев по краям была украшена кистями (Чис. 15:37-40; Вт. 22:12). Каждый раз, когда иудей одевался, кисти должны были напоминать ему, что он принадлежит к избранному народу и обязан выполнять закон Божий. Иудеи и сегодня соблюдают этот обряд и носят кисти с синей нитью на шалях, которые накидывают на голову во время молитвы. Во времена Иисуса кисти носили на верхней одежде. К одной из них и прикоснулась больная женщина, как говорит нам Ульям Баркли.

«В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» (Мк. 5:30). Он ожидал ответа. Вопрос Христа показался ученикам нелепым, и Лука так описывает этот момент: «Когда же все отказывались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лк. 8:45-46). А Марк продолжает: «Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это»! (Мк. 5:32)

Иисус смотрел вокруг пронизывающим взглядом, Он мог отличить прикосновение с верой от непроизвольного, случайного касания. В мгновение сердце женщины затрепетало, от страха она молчала. Услышав Его вопрос, бедняжка смертельно испугалась. Она готова была провалиться сквозь землю, но, в то же самое время, она одна во всей толпе понимала смысл слов Христа. Сейчас ее тайна обнаружится, и вся толпа узнает, что она нечиста. Какой позор! Что скажет Он ей?.. А Он все смотрел вокруг, чтоб увидеть ее! Женщина, понимая, что не утаилась, в страхе и трепете подошла. Толпа расступилась, а она, падши пред Ним на глазах многочисленной толпы, призналась Ему.

Сколько слепых, прокаженных, больных, расслабленных исцелил Христос за три с половиной года Его хождения по земле! Но никто не боялся подойти к Нему со своей нуждой. Он спрашивал их: «Чего ты хочешь от Меня?», больные отвечали, и Он исцелял их.

Стыд, страх и трепет женщины основывались на том, что, будучи по закону нечистой, она не имела права касаться Его одежды. Иисус задал вопрос не по неведению, а чтобы вывести женщину из толпы и дать ей возможность прославить Бога за то, что произошло с ней. Именно ей Он уделил теперь все Свое внимание. Потому и задал этот мучительный для нее вопрос, на который так тяжело, страшно и стыдно было отвечать ей. Нет, Он не мог отпустить ее просто так. Он знал ее и знал, что она исцелилась, но хотел, чтобы она, поборов стыд и страх, рассказала всем о своем исцелении. Ожидая Его осуждения за нарушение закона, она вдруг слышит: «Ободрись, дочь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» Он не осуждал ее за то, что она коснулась Его, а похвалил за сильную веру, которая спасла ее!

Я думаю, что она замерла от Его ласковых слов, произнесенных с любовью и добротой. Он назвал ее дочерью, ободрил и пожелал ей мира! Услышав Его полные сочувствия слова, она подняла голову и взглянула на Него. Сколько любви и сострадания было в Его глазах! Никто из лечивших ее врачей не разговаривал с ней так.

Несмотря на то, что Христа торопил начальник синагоги Иаир и усиленно просил Его прийти и исцелить его умирающую дочь, Он остановился, чтобы дать исцеление и спасение этой измученной телом и душой женщине. Он никогда не спешил, но никогда и не опаздывал помочь страдающим людям. Ее признание и публичное заявление Иисуса нужны были, чтобы вся толпа услышала, что она исцелена, спасена и закон уже не имеет над ней силы.

«Много сотворил Иисус пред учениками своими и других чудес, о которых не написано в книге сей», – пишет  Иоанн (Ин. 20:30). Свидетельство о чудном исцелении этой женщины оставлено на страницах трех Евангелий, чтобы мы, женщины, помнили и знали, что конец закона – Христос и что Он дал нам право прикасаться к Нему даже тогда, когда мы нечисты, чтобы получить исцеление и прощение. Он знает каждую из нас, наши страдания и болезни, Он хочет видеть в нас сильную веру и ждет нашей искренней исповеди. Он готов каждой из нас сказать: «Дочь моя, вера твоя спасла тебя…» Только Он один может простить и исцелить твою душу. Спеши к Нему навстречу!

 

Ольга МОКАН

 

назад

Hosted by uCoz