женщины Библии

 

И ВСПОМНИЛИ ОНИ… (Луки 24:8)

 

«А может быть, нам нужно вспом­нить, откуда мы ниспали, что мы при­няли, что мы слышали, хранить это и покаяться? Не забудем, что в аду тоже будут воспоминания, но слишком поздние» k.16 :25).

«И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыд­но тебе...» (Иез. 16:61).

Евангелист Лука происходил из язычников, из всех авторов Нового Завета он один не был иудеем. Человек образованный (по профессии Лука был врачом), он связывает свое повествование с современными ему историческими событиями, причем утверждает, что написал его «по тщательном исследовании» (Лк. 1:3).

«Достопочтенный Феофил», к которому он обращается, был, видимо, чиновником высокого ранга в римском правительстве. Вне сомнения, Лука написал эту книгу, чтобы поведать серьезному интересующемуся человеку как можно больше об Иисусе Христе. И преуспел. В его Евангелии нет ничего, что язычник не мог бы осознать и не понял бы. Именно поэтому Евангелие от Луки читается легче всех других. Лука писал не для иудеев, а для таких людей, как мы.

Лука, будучи врачом и человеком прекрасной души, прочувствовал беспредельность любви Божьей к страдающему человеку. Из его Евангелия мы узнаем о Закхее, о кающемся разбойнике, об исцелении слуги римского сотника, о добром самарянине и знаменитую притчу о блудном сыне.

Кроме того, Лука отводит особое место женщинам, хотя в Палестине женщина занимала второстепенное положение. Только у Луки мы читаем благоговейную историю о Благовещении Ангелом Марии. Рассказ о рождении Иисуса ведется с точки зрения Девы Марии. Именно у Луки читаем о Елизавете – матери Иоанна Крестителя, об Анне-пророчице, о вдове из Наина, о женщине-грешнице, помазавшей ноги Иисуса миром в доме Симона-фарисея. Лука дает нам яркие портреты Марфы, принявшей Иисуса в своем доме, и о ее сестре Марии, которая сидела у ног Его, внимая каждому Его слову. Лука повествует о Марии Магдалине, исцеленной от семи бесов, о Иоанне и Сусанне и многих других. Не потому ли некоторые называют Евангелие от Луки Евангелием для женщин?

Описывая воскресение Спасителя, только Лука говорит, что женщины приготовили ароматы. Понимая строгость закона о соблюдении субботы, евангелист написал, что, хотя женщины и очень спешили, чтобы успеть все сделать до захода солнца, они все-таки успели приготовить дорогие ароматы. Придя рано утром к гробнице, женщины искали не воскресшего Иисуса, а Его мертвое тело, чтобы отдать последний долг дорогому умершему и бальзамировать Его тело ароматами. Они ожидали чего угодно, но не Воскресения Иисуса Христа.

Найдя отваленный камень и увидев двоих мужей в блистающих одеждах, они очень испугались и наклонили свои лица к земле. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее…», – сказали им ангелы (Лк. 24:5-6). Что же нужно было вспомнить женщинам? А вспомнить нужно было о том, что Он говорил им неоднократно: «что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки человеков грешников, и быть распятым, и в третий день воскреснуть» (стих 7).

Сколько раз Иисус, будучи с ними, предупреждал о том, что должно произойти с Ним в Иерусалиме. Всякий раз, когда Он говорил о распятии, Он говорил и о Воскресении. Он знал, что Его отдадут на поругание, на распятие, но был уверен в том, что Его ожидает слава. Он знал, на что способна человеческая злоба, но также знал и о том, что может совершить сила Божья. Он знал, что без креста не может быть и венца. Идя в Иерусалим (Лк. 17:11), Он говорил ученикам, что произойдет с Ним. Женщины, следовавшие вместе с учениками из Галилеи до Голгофы и не раз слышавшие эти слова, должны были помнить их. Потому-то Ангелы и напоминают им: «вспомните, как Он говорил вам»!

Дело в том, что женщины даже не задумывались над тем, что Он говорил им. Они думали только о своих планах на будущее. Женщины надеялись, что Иисус, придя в Иерусалим, примет власть и силу и сотрет с лица земли Своих врагов. Он будет Царем того Царства, о котором часто говорил им, а некоторые из них уже выбирали места по правую и левую сторону от Него. Ни о чем другом им не хотелось думать. Даже после воскресения Иисуса, когда Он давал им последние напутствия, женщины опять спрашивают Его: «не в это ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Как глубоко укоренилось в их сердцах их собственное представление о царствии Христа на земле! А потому вспомнить о том, что Иисус говорил им, было очень трудно.

Но Ангелы побуждают их вспомнить. И Лука пишет: «И вспомнили они слова Его»! (стих 8). Воспоминание о Его словах восстановило их веру, дало им радость, и они побежали поделиться этой радостью с учениками. Какое счастье и благословение от Господа – иметь возможность вспомнить и исправиться! И женщинам дано было время и возможность для этого. Возвратившись от гроба, они возвестили все это одиннадцати и всем прочим.

И показались ученикам «слова их пустыми, и не поверили им» (стих 11). В этом вся наша человеческая трагедия: мы принимаем лишь то, что хотим слышать. В глубине сердца нам хотелось бы думать, будто услышанная неприятная новость не является истиной, а то, что нам не желательно – вовсе и не осуществится. Остальное мы не слышим и не помним. Человек должен всегда бороться с желанием слышать лишь то, что он хочет слышать.

Что говорит нам этот короткий стих, записанный только у Луки? Этот стих предупреждает нас быть особенно внимательными к слышанному, чтобы нам не отпасть – так пишет апостол Павел во 2-ой главе послания к Евреям. Сохраняем ли мы Божьи истины и воспроизводим ли их в нашем сознании, в нашей памяти? Как слушаем мы, женщины, слова Христа сегодня? Может быть, Он повторяет нам, как и тем женщинам, слова Свои, но мы слышим лишь то, что ласкает наш слух? Помним ли мы новую заповедь, которую дал нам Христос: «Да любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»? (Ин. 13:34, 15:12). Помним ли мы Его пример смирения, когда Он умывал ноги учеников, и многое другое, чему учит нас наш Учитель?

На память мне пришел один случай. Однажды мой муж спросил нашего старца-дьякона об одном месте из Писания (в то время не было у нас Симфоний). Он ответил: «Старые люди жалуются на память, а у меня память отличная: если кто-то даст мне пощечину или скажет плохое обо мне, буду помнить всю жизнь, а вот место из Писания теперь вспомнить не могу, хотя я 44 раза прочел Библию. Вот какова наша человеческая память».

Не потому ли еще издревле Господь постоянно повелевал своему народу помнить, что они были рабами в Египте, помнить весь путь, которым Господь вел их, помнить то, что сделал Господь Бог с фараоном и всем Египтом… «Помни», – заповедал Господь народу своему. Значит, помнить все, что Господь говорит и чему Он учит нас – это Божья заповедь! И мы должны стараться исполнять ее.

Народ Израильский вспоминал, что Бог – их прибежище, и Бог Всевышний – Избавитель их, и только тогда, когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу (Пс. 77:35). А может быть, нам нужно вспомнить, откуда мы ниспали, что мы приняли, что мы слышали, хранить это и покаяться? Не забудем, что в аду тоже будут воспоминания, но слишком поздно (Лк. 16:25). «И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе…» (Иез. 16:61).

Вспомним, как мы горели первой любовью к Господу. Ни трудности, ни гонения не могли разлучить нас со Христом. Если мы ослабели и устали на пути, не будем ждать наказаний, чтобы вспомнить, как когда-то народ Израильский. Пока есть время, вспомним и исправим свои пути. Вспоминая весь путь, которым вел Господь Свой народ, будем внимательны к словам Господа и будем исполнителями, а не забывчивыми слушателями…

Слова Христа и сегодня звучат так же, как звучали они для женщин-мироносиц, напоминая нам: «Помните слово, которое Я сказал вам!» (Ин. 15:20).

 

Ольга МОКАН

 

назад

Hosted by uCoz