советы врача

О нетрадиционной медицине

 

Меня, как врача, верующие часто спрашивают, как относиться к тому или иному методу нетрадиционной медицины. Какие методы приемлемы, а какие – нет. Что я мог бы посоветовать тому, кому предлагают как панацею от его болезней какой-то «новый» метод целительства?

Я познакомлю вас с принципом оценки разных методов альтернативной, или нетрадиционной, медицины. Данный принцип не является новостью в христианской медицине: он достаточно давно разработан Интернациональным содружеством христиан-медиков. Он практичен, действенен и легок в применении. Назовем его условно «метод фильтра». Два предварительных замечания. Во-первых, методов нетрадиционного лечения огромное множество. О многих из них я даже никогда и не слышал. Я не смог бы никогда ответить на вопрос: приемлемо это или нет, – если бы у меня не было «метода фильтра». Имея его, можно оценить каждый конкретный предлагаемый вам нетрадиционный тип лечения. Во-вторых, для оценки метода лечения нужна как можно более полная информация о нем. Здесь труднее. Распространитель заинтересован скрывать от потенциальных пациентов негативные и настораживающие факты. Помните правило: «зри в корень!» Требуйте полную информацию о предлагаемом вам методе лечения. Помните, что на карту ставятся не только ваше здоровье и деньги, но и душа!

Итак, «метод фильтра» для оценки нетрадиционной медицины – определяем, что приемлемо для лечения и что нет. Каждый видел когда-нибудь фильтр для очистки воды: в него заливает­ся грязная жидкость, а выходит чистая. Почему? Дело в том, что в фильтре стоят слои сорбентов, не пропускающие, задерживающие грязь. В нашем случае такой «грязной водой» является предлагаемый нам метод альтернативной медицины. Кстати, не обязательно, что он плох. Мы желаем получить «чистую воду», то есть, ответ – приемлемо это для меня или нет. Для этого последовательно пропускаем предложение «полечиться нетрадиционно» через все слои фильтра. Что же это за слои? Их четыре: эффективность, необходимость, этичность, оккультность. Через все эти параметры происходит оценка предлагаемого вам метода лечения.

Эффективность. Проверяем, какую пользу приносит данное лечение; христиане не должны тратить средства на то, что неэффективно. Бог спросит за плохое управление деньгами, которые вверил нам. Причем, при оценке эффективности не может служить в качестве доказательства свидетельство кого-то из знакомых о том, что ему или ей помогло. Нас интересует авторитетное медицинское подтверждение эффективности.

Известно, что если в медицинском мире появляется новое лекарство, то для его утверждения должна быть доказана эффективность в 70% случаев. Для оценки используются разные точные методы. Например, берут две группы пациентов: одной дают лекарство, а другой «пустышку». Испытуемые, естественно, об этом не знают. Затем обе группы оцениваются, данные точно фиксируются. Трети пациентов в группе с «пустышками» обязательно станет легче, это называется «плацебо-эффект» – эффект пустышки. Ясно, что для доказательства эффективности этого недостаточно: облегчение состояния основано на психосоматическом воздействии, то есть, «от головы к телу». Считается, что у одного из трех пациентов именно это и срабатывает.

А если собрать три тысячи человек и дать пустышки? Одной тысяче станет, несомненно, хорошо. Целитель соберет их и повезет со свидетельствами по ДК и кинотеатрам, в далекие деревни, снимет про них фильм, раскрутит... Деньги потекут рекой. А между тем, это – обман. Недостаточно 30% исцеленных для подтверждения эффективности.

Но вернемся к нашим группам. Во второй – исследуемое лекарство или метод. Напоминаю, что испытуемые об этом не знают. В этой группе улучшение должно быть не менее чем у 70% больных. Только тогда метод и средство считаются эффективными. Причем, доказывает это не сам целитель, а независимые оценочные структуры. Если несколько сот последователей целителя или метода объединились и назвали себя «Институт», то они не могут подтверждать эффективность данного лечения, нужна независимая оценка. Если ее нет, значит, первую ступень фильтра нетрадиционный метод не проходит. Я не советовал бы вам тратить деньги на пустое и неэффективное.

Второй слой фильтра – необходимость. Совместимо ли данное лечение с состоянием больного, необходимо ли оно ему, уместно ли. Кто убеждает его в необходимости – специалист или шарлатан, не имеющий диплома? Врач обычно учитывает побочные эффекты от лечения, возраст пациента (ведь в одном возрасте одно показано, а другое – нет), сопутствующие заболевания и многое другое. А представитель нетрадиционной медицины часто начинает делать свои манипуляции без учета конкретного состояния и особенностей больного.

Недавно я видел, как в электричке девушка предлагала всем мазь. Она говорила, что эта мазь – от всех болезней кожи, она из 24 особых трав, не имеет никаких побочных эффектов! Это ложь. Как я понял, это было гормональное средство, которое показано далеко не всем: оно имеет сильнейшие побочные действия, хотя и помогает на короткое время. Да и кто убеждал меня в необходимости этого метода? Девушка, не имеющая никакого медицинского образования.

К сожалению, сегодня и официально практикующие врачи нередко бывают проводниками и распространителями сомнительных средств и методов. Поэтому поинтересуйтесь, почему врач считает, что вам это необходимо; является ли этот способ лечения общей тактикой ведения подобных больных; не повредит ли вам это впоследствии. Если на подобные вопросы вы не получаете полных ответов, то метод не прошел через этот слой «фильтра».

Третий слой нашего фильтра: этичность. Это требования нравственности. Каждый может решить сам, этично ли то или иное лечение. Сюда входит многое: доброжелательность, беззлобность, ответственность (какую ответственность несет целитель за свой метод), правдивость (предоставлена ли вам полная информация о методе), конфиденциальность (сведения о состоянии пациента не должны разбалтываться всему миру).

Другими словами, врач должен искать самого лучшего для пациента: он проявляет о нем заботу не из-за материальной заинтересованности, а из любви и чувства долга, ведь пациент вверил ему свою жизнь и здоровье. Врач должен придерживаться принципа «не навреди». Требование этичности – слишком высокая планка.

Я вспоминаю случай, когда больной раком долго лечился у экстрасенса. Тот брал с него большие деньги, обещал исцеление. И лишь когда процесс зашел в крайнюю стадию, больной обратился за хирургической помощью. Как вы догадались, было уже поздно. Целители часто советуют, но не несут ответственности за свои слова. Это – неэтично. Они обнадеживают людей, те отказываются от традиционных методов и в результате погибают.

По поводу первых трех «слоев фильтра» согласие достигается как у христиан, так и у нехристиан.

А вот последний слой, оккультность, – имеет значение только для христиан. Если метод проходит первые три слоя, но задерживается на этом – христианин отбрасывает его как неприемлемый, а нехристианин часто идет дальше.

Оккульт (от латинского слова «оккультус» – тайное, сокрытое) – это сфера сверхъестественного, мистического, магического. Это общий термин, который охватывает многие верования. Человек пытается проникнуть в сверхъестественное, чтобы овладеть им и использовать для своих целей. В данном случае – для исцеления. Христианами эта практика считается небиблейской и греховной.

Под термином «оккультизм» понимается: черная и белая магия, астрология, спиритизм, контакт с духами, гадание и многое другое. Оккультизм широко применяется многими целителями и даже официально практикующими врачами.

Например, если вас осматривает врач, простукивает, выслушивает и находит пневмонию – нормальное явление, он пользуется обычными средствами. Если вы приходите к целителю, а он смотрит вам на радужку глаза или водит вокруг вас руками и устанавливает диагноз, это – необычное явление. Библия ставит вопрос: какой силой пользуется целитель? В данном случае, для постановки диагноза и лечения... Оккультизм запрещен Библией: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Вт. 29:29). Даже если побуждение благое – лечить и помогать, Бог запрещает проникать в этот мир! Оккультная практика является тяжелым грехом.

Оккультизм базируется на лжи. Библия полна такими примерами: Симон-волхв привлекал людей, делая чудеса сатанинской властью (Деян. 8 гл.). Окружающие говорили о нем: «великая сила Божия». Апостолы же Христа видели его в «узах неправды», т.е. связанным, оккультно-обремененным. Обращение к оккультизму всегда ведет к очень тяжким последствиям. Царь Саул, например, обратился к аэндорской волшебнице, и это стало одной из причин его ранней смерти.

Вот несколько вопросов, которые помогут вам определить, какое происхождение имеет то или иное лечение. Первый: меняет ли данное лечение наше отношение к миру. Метод может строиться, например, на восточной философии. Вас убеждают, что энергия течет в вашем теле по каким-то каналам, там проецируются органы. Следовательно, туда надо ставить иголки и т.п. Постепенно вы начинаете мыслить критериями этой философии. Ваше мировоззрение меняется.

Далее, используется ли оккультная методика для постановки диагноза. Например, иридодиагностика – постановка диагноза по радужке глаза. Стопроцентное гадание!

Следующий вопрос: использует ли целитель оккультные средства для лечения. Использует ли лекарства с заговором. Например, вы спрашиваете целителя: что в лекарстве помогает. Он отвечает, как в случае с гомеопатией: сила, потенция, информационное поле. Что же это за сила? Кому она принадлежит?

Еще вопрос: создает ли целитель пассивное состояние вашего рассудка. Гипноз, транс, медитация – очень опасны: воля человека отключается, им легко завладеть.

И последнее: пытается ли целитель научить вас самоисцелению. Газеты сегодня пестрят рекламами – за плату вас могут научить методикам исцеления, основанным на магии и парапсихологии. Это очень опасно для души!

Я познакомил вас с принципом оценки альтернативных методов лечения. Мы последовательно пропускаем всю информацию о методе через слои «фильтра»: эффективность, необходимость, этичность и оккультность. Метод либо проходит, либо задерживается на одном из слоев. А нам решать – приемлемо для нас это лечение или нет. Помните, что от наших решений зависит не только состояние здоровья, но и души.

 

Алексей ПИРОГОВ,

Санкт-Петербург

 

назад

Hosted by uCoz