литературное наследие

 

«Когда великое свершалось торжество…»

 

Голгофа. Насмешки, проклятия, тьма, гроза, землетрясение, – и среди всего этого звучит корот­кое, но такое емкое слово Христа: «Совершилось!».

Совершилось спасение рода человече­ского! «Кто поднимет свой взор на Христа на кресте, тот покой обретет в полноте...». Христос – наша Пасха: ангел-губитель проходит мимо тех, кто с благодарностью принимает спасение, прощение, благодать, жизнь вечную...

Если понимать пасхальную тему широ­ко, не только как непосредственно описа­ние евангельских событий, но как процесс возрождения человека, как тему возвраще­ния блудного сына: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24), – то тогда, пожалуй, вся мировая литература об этом – о воскрешении из мертвых – здесь, на земле, а не только в вечности. Первенец – Христос, за Ним – Христовы...

Есть много книг, где прямо или косвен­но, в притчевой, иносказательной форме описываются те или другие драматические моменты распятия Христа. Это и «Бен-Гур» Уоллеса, и «Плаха» Айтматова, и «Факультет ненужных вещей» Домбровского, и, в какой-то мере, «Мастер и Маргарита» Булгакова, после прочтения которой многие советские люди искали Евангелие, чтобы узнать, «как все было на самом деле».

К теме Пасхи обращались известные поэты. Напере­кор официальному атеизму в послереволюционной России звучат строки Андрея Белого:

В глухих

Судьбинах,

В земных

Глубинах,

В веках,

В народах,

В сплошных

Синеродах

Небес

Да пребудет

Весть:

«Христос

Воскрес!» –

Есть.

Было.

Будет.

Во времена, когда, казалось бы, ломалось все, что есть живого на свете, звучит молитва Сергея Есе­нина:

Господи, я верую!..

Но введи в Свой рай

Дождевыми стрелами

Мой пронзенный край.

Поэты, со своим особым чув­ством сопереживания в то жесто­кое время, когда расстреливали церковных служителей и попира­лись все святыни, провозглашали:

«Христос воскрес!» – поют во храме;

Но грустно мне... Душа молчит:

Мир полон кровью и слезами,

И этот гимн пред алтарями

Так оскорбительно звучит.

Д. Мережковский

Тема возрождения человека, тема возвращения блудного сына – необъятна. Вспомним беглого каторжника Жана Вальжана («От­верженные» В. Гюго) и его преоб­ражение после встречи с еписко­пом, истинным христианином. Покаянные молитвы Робинзона Крузо, Дон Кихота. Вспомним сказки, таинственную живую воду, которая оживляла умерших героев...

Перечитайте последние стра­ницы знаменитого романа Ф. До­стоевского «Преступление и на­казание» – покаяние и радость прощения, воскрешение из мерт­вых Родиона Раскольникова.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы под­хватило его и как бы бросило к ее ногам.Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их гла­зах. Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных ли­цах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила лю­бовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого. Он воскрес, и не знал это, чув­ствовал вполне всем обновив­шимся существом своим...»

Известный роман Л. Толстого «Воскресение» – тоже об этом: о воскрешении из мертвых, о по­вороте к новой жизни Катюши Масловой и Нехлюдова, – что и предопределило название романа.

Сюжет пасхального рассказа Л. Толстого «После бала»: после бала, рано утром, когда герой не мо­жет уснуть, переполненный восторженной влюбленностью в ми­лую Вареньку и ее красавца-отца, молодой человек идет на улицу и попадает на жестокую экзекуцию – солдата забивают шпицрутена­ми... Командует тот самый отец Вареньки, бьет солдата – того, который пожалел умирающего и ударил мимо. Действие происхо­дит в Чистый понедельник, после Прощеного воскресенья. Толстой, со свойственным ему талантом, страстно показывает фальшь об­рядового христианства. Перерож­дение своего героя.

Наверное, нет ни одного писате­ля, кто так или иначе не коснулся бы пасхальной темы. «Студент» А. Чехова, «Фигура» Н. Леско­ва, «Живые мощи» И. Тургене­ва, «Лето Господне» Д. Шмелева, евангельские стихи Б. Пастернака в романе «Доктор Живаго» и мно­гое другое.

Пронзительный, горький рас­сказ А. Солженицына «Пасхаль­ный крестный ход» – о глумлении над верующими. Но все же есть надежда: писатель показывает двух девушек с горящими свечами и светящимися лицами, готовых умереть за имя Господа Иисуса Христа! Голгофа – смерть Сына Человеческого – и великое торже­ство: «Совершилось!»

Я в гроб сойду и в третий день воскресну

И, как сплавляют по реке пло­ты,

Ко Мне на суд, как баржи кара­вана,

Столетья поплывут из темноты.

Б. Пастернак

 

Ольга КОЛЕСОВА

 

назад

Hosted by uCoz