литературное наследие
«Когда великое свершалось торжество…»
Голгофа. Насмешки, проклятия, тьма, гроза, землетрясение, – и среди всего этого звучит короткое, но такое емкое слово Христа: «Совершилось!».
Совершилось спасение рода человеческого! «Кто поднимет свой взор на Христа на кресте, тот покой обретет в полноте...». Христос – наша Пасха: ангел-губитель проходит мимо тех, кто с благодарностью принимает спасение, прощение, благодать, жизнь вечную...
Если понимать пасхальную тему широко, не только как непосредственно описание евангельских событий, но как процесс возрождения человека, как тему возвращения блудного сына: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24), – то тогда, пожалуй, вся мировая литература об этом – о воскрешении из мертвых – здесь, на земле, а не только в вечности. Первенец – Христос, за Ним – Христовы...
Есть много книг, где прямо или косвенно, в притчевой, иносказательной форме описываются те или другие драматические моменты распятия Христа. Это и «Бен-Гур» Уоллеса, и «Плаха» Айтматова, и «Факультет ненужных вещей» Домбровского, и, в какой-то мере, «Мастер и Маргарита» Булгакова, после прочтения которой многие советские люди искали Евангелие, чтобы узнать, «как все было на самом деле».
К теме Пасхи обращались известные поэты. Наперекор официальному атеизму в послереволюционной России звучат строки Андрея Белого:
В глухих
Судьбинах,
В земных
Глубинах,
В веках,
В народах,
В сплошных
Синеродах
Небес
Да пребудет
Весть:
«Христос
Воскрес!» –
Есть.
Было.
Будет.
Во времена, когда, казалось бы, ломалось все, что есть живого на свете, звучит молитва Сергея Есенина:
Господи, я верую!..
Но введи в Свой рай
Дождевыми стрелами
Мой пронзенный край.
Поэты, со своим особым чувством сопереживания в то жестокое время, когда расстреливали церковных служителей и попирались все святыни, провозглашали:
«Христос воскрес!» – поют во храме;
Но грустно мне... Душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Д. Мережковский
Тема возрождения человека, тема возвращения блудного сына – необъятна. Вспомним беглого каторжника Жана Вальжана («Отверженные» В. Гюго) и его преображение после встречи с епископом, истинным христианином. Покаянные молитвы Робинзона Крузо, Дон Кихота. Вспомним сказки, таинственную живую воду, которая оживляла умерших героев...
Перечитайте последние страницы знаменитого романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» – покаяние и радость прощения, воскрешение из мертвых Родиона Раскольникова.
«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам.Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого. Он воскрес, и не знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим...»
Известный роман Л. Толстого «Воскресение» – тоже об этом: о воскрешении из мертвых, о повороте к новой жизни Катюши Масловой и Нехлюдова, – что и предопределило название романа.
Сюжет пасхального рассказа Л. Толстого «После бала»: после бала, рано утром, когда герой не может уснуть, переполненный восторженной влюбленностью в милую Вареньку и ее красавца-отца, молодой человек идет на улицу и попадает на жестокую экзекуцию – солдата забивают шпицрутенами... Командует тот самый отец Вареньки, бьет солдата – того, который пожалел умирающего и ударил мимо. Действие происходит в Чистый понедельник, после Прощеного воскресенья. Толстой, со свойственным ему талантом, страстно показывает фальшь обрядового христианства. Перерождение своего героя.
Наверное, нет ни одного писателя, кто так или иначе не коснулся бы пасхальной темы. «Студент» А. Чехова, «Фигура» Н. Лескова, «Живые мощи» И. Тургенева, «Лето Господне» Д. Шмелева, евангельские стихи Б. Пастернака в романе «Доктор Живаго» и многое другое.
Пронзительный, горький рассказ А. Солженицына «Пасхальный крестный ход» – о глумлении над верующими. Но все же есть надежда: писатель показывает двух девушек с горящими свечами и светящимися лицами, готовых умереть за имя Господа Иисуса Христа! Голгофа – смерть Сына Человеческого – и великое торжество: «Совершилось!»
Я в гроб сойду и в третий день воскресну
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
Б. Пастернак
Ольга КОЛЕСОВА