Библейская этика

беседа пятнадцатая

 

Заповеди блаженства

 

        Пятая заповедь:  «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» Мф. 5:7

 

Это заповедь, самая изыскивающая сердце и его осуждающая. Она ставит нас на колени, и мы молим: «Господи, будь милостив ко мне, грешному!»

О милости говорят, что она – это «капли с неба». Как быть милостивыми? Милость – это нечто глубоко внутреннее. Это – прощающий, милосердный и сострадательный дух. Это расположение души, причем не временное, эмоциональное, под влиянием обстоятельств или «особой минуты», нет, это отношение Христа к грешным, отверженным, страдающим и глубоко, безнадежно неправым! Это то, что великий поэт, по велению Божьего Духа в нем, назвал «милостью к падшим», относя к последним и себя самого.

Милостивый отказывается носить в себе обиду! Изгоняет из сердца гнев, как нечто проклятое. Он дает, служит, прощает. Если мы хотим стать милостивыми, нам надо вспомнить о собственной нужде в милости! История донесла до нас диалог Джона Весли со своим другом. Тот кричал:

– Я никогда этого не прощу!

– Значит, вы надеетесь никогда не грешить?..

Милостивый способен принимать милость, поэтому он и будет помилован. Нельзя быть милостивым без Божьей помощи: когда Бог прощает, Он дает человеку новое сердце, полное любви. Но это сердце невозможно получить, пока мы привязаны к старому сердцу, полному ненависти. Бог не может простить непрощающего. Есть вещи, которые в силу Своей святости Он не может сделать! Это все та же история с полным стаканом, в который ничего нельзя налить.

Быть милостивым – это значит быть добрым в своих суждениях: искать лучшего, а не худшего в своих собратьях. Искать обстоятельства смягчающие, а не доказывающие вину. «Всякий человек да будет скор на слушание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:19). И все это не по долгу и не потому, что так надо поступать, а по любви и внутреннему расположению.

Мы плохо знаем тех, кого судим. Мы можем видеть их нужду, но не знаем, в каких глубинах она коренится: «Помыслы в сердце человека – глубокие воды» (Пр. 20:5). Но есть нужды явные, социального характера, поэтому для милостивого открывается особое поприще – служение милосердия, служение «доброго самарянина». Это особое служение! Христос служил и больным, и прокаженным, и бесноватым, но никогда это не было Его целью!

В Евангелии от Луки мы часто встречаем слово «сжалился»: «Увидев ее (Наинскую вдову), Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь»... (Лк. 7:23). И воскресил ее единственного сына. Самарянин, как Христос, увидев израненного, сжалился и «подойдя, перевязал ему раны» (Лк. 10:33-34).

Цель у Христа была иная, о ней говорится в том же Евангелии от Луки 4:18: «...исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».

Это милосердие привело нашего Спасителя на крест, где Он одержал окончательную победу над грехом, мучающим людей. Это Божественное милосердие мы видим в Евангелии от Матфея 9:36: «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря...» И к этому же главному труду милосердия Христос призывает и всех Своих учеников: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою... Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте...» (Мф. 9:37-38; 10:7-8).

В притче о блудном сыне написано и об индивидуальном нашем милосердии. Отец из этой притчи (тоже, как Христос) «сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его...» (Лк. 15:20).

Христианство – это приход ко Христу, возвращение домой. Кто получил милость от Бога, так счастлив, что может иметь такую способность быть милостивым к другим. И за эту полученную от Бога способность он же еще и еще будет помилован! Чуден наш Господь милосердный! Все от Него, Им и к Нему.

 

Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА

 

назад

Hosted by uCoz