Библейские женские образы



«ДОЧЬ АВРААМА»



Совершая Свое служение на земле, Иисус учил в храме, учил в синагогах, проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божье, исцеляя больных, творя много чудес. В Евангелии от Луки сказано, что «Он учил в синагогах их и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и стал читать» (Лк. 4:15-16).

Народу израильскому, путешествовавшему по пустыне, Бог повелел устроить скинию, или шатер, для богослужений. Эта скиния называлась также «скинией откровения» и «скинией собрания», потому что народ собирался перед ней для богослужения.

Построив Иерусалимский храм, Соломон повелел поместить внутри него скинию с ее принадлежностями, это место в храме называлось «святое святых». В 588 г. до Р.Х. этот храм был разрушен до основания вавилонским царем Навуходоносором, но через 54 года при персидском царе Кире на его месте был построен новый храм. На протяжении своей пятивековой истории второй храм неоднократно подвергался вражеским набегам и осквернениям, освобождался и вновь освящался, а за 20 лет до Р.Х. при Ироде Великом был снова перестроен. На протяжении всей истории существования Иерусалимского храма израильтяне регулярно приходили туда на богослужения. Наш Спаситель, придя на землю, учил в храме и называл его «Домом Отца Моего» (Ин. 2:16).

Как указано в Библейском словаре Э. Нюстрема, считается, что синагоги возникли после вавилонского плена взамен разрушенного храма Соломона, в них собирался народ израильский слушать слово Божие и исследовать Св. Писание. Иаков, брат Господень, имел основание сказать: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деян. 15:21). Во времена Иисуса Христа синагоги располагались по всей в Палестине, например, в Назарете (Лк. 4:16), в Капернауме (Лк. 7:5), а в Иерусалиме существовало множество синагог для последователей различных учений (Деян. 6:9). Богослужения в синагогах совершались три раза в неделю по три раза в день, во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой; в позднейшее время женщины получили место на хорах.

Наш Спаситель имел обыкновение в день субботний находиться в синагоге. Лука чаще, чем другие евангелисты, показывает Христа, исцеляющего в субботу. Вероятно, Господь выделял день субботний для совершения дел милосердия. Библейская история, о которой мы будем размышлять в этот раз, так и начинается: «В одной из синагог учил Он в субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк. 13:10-13).

Восемнадцать лет эта женщина не могла выпрямиться, расправить плечи! Мирясь со своим недугом, она покорно повиновалась судьбе все эти годы, неся бремя своей тяжкой болезни терпеливо, ни на что не претендуя. Несмотря на свою немощь, она, как и Христос, имела обыкновение каждую субботу приходить в синагогу – ничто не могло удержать ее дома в день богослужения! Где именно в синагоге она находилась в это время – за перегородкой или на хорах – нам неизвестно, но Лука сообщает, что Иисус увидел ее. Она могла не видеть Иисуса, но Он увидел ее!

Немощь мучила ее долгих восемнадцать лет… Мог ли Иисус не обратить внимания на эту несчастную женщину? Ведь Он для того и пришел в синагогу, чтобы исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпускать измученных на свободу! (Лк. 4:18). Обратим внимание, что женщина не просила исцеления, но Сам Иисус, увидев ее, исполнился сострадания и подозвал к Себе, чтобы исцелить. Подобный случай произошел и с Наинской вдовой: «увидев ее, Господь сжалился над нею…» (Лк. 7:13).

Наверное, Его слова вызвали смятение в синагоге, а сердце согбенной женщины трепетало, когда она шла, быть может, через всю синагогу, к Нему, и глаза всех пришедших были устремлены на нее... О чем она думала в эти минуты? Наверное, в страхе пыталась догадаться, что же Учитель хочет сказать ей, зачем зовет?..

И вот она услышала Его ласковый голос: «женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13:12). Он, возложив на нее руки, исцелил ее, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога! Разве могла она молчать, стоя перед всем народом в тот момент, после того как Иисус явил ей Свою милость и освободил от уз сатаны?! Она, дочь Авраама, восемнадцать лет страдавшая своим недугом, – выздоровела, выпрямилась в одно мгновение и воздала хвалу Богу! Может быть, эта женщина так же, как многострадалец Иов или слепорожденный (Ин. 9 гл.), страдала не вследствие какого-то совершенного ею греха, но чтобы через это исцеление могла проявиться слава Божья? И исцеленная прославила Бога, благодарность и ликование полились из ее уст!

Можно представить себе, какой восторженной хвалой огласилась в тот миг вся синагога! «И весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17). Что это за день был в ее жизни! А день этот был суббота, и начальник синагоги негодовал, что Иисус исцелял в субботу. Он повелел всему народу приходить исцеляться в другие дни, а не в субботу. Исцелять людей, по его мнению, значило работать, а работать в субботу закон запрещал; следовательно, Иисус – нарушитель закона. Не принимая совершенного Господом чуда, начальник синагоги призывал и народ к тому же.

Лицемером назвал ему Иисус. Так называл Он и других представителей духовной власти, стоявших на стороне этого начальника, за то, что под видом соблюдения закона о субботе, они хотели посрамить Христа. Иисус ответил, ссылаясь на закон, что если они могут в субботу отвязывать животное и вести его на водопой, то, бесспорно, будет справедливым в глазах Бога освободить эту бедную женщину от духа немощи. Суббота создана для человека, поэтому и в субботу Иисус творил добро, освобождая людей от порабощения сатаной и исцеляя их. Он, «Господин субботы», показал людям, что именно Он есть Тот, Кто приносит истинный Божий покой и исцеление в души и тела в любой день.

Эта коротенькая история, записанная евангелистом Лукой, раскрывает нам особую важность христианского служения: мы не должны пропускать богослужений в нашей церкви, потому что Иисус всегда приходил в синагогу, чтобы учить людей и исцелять их немощи. Никакая суета и работа не должны удерживать нас дома в день богослужений! У многих верующих, как мы знаем из Послания к Евреям, уже вошло в обычай оставлять собрания свои, и потому автор Послания увещевает их не делать этого, так как светлый и радостный день пришествия Христа очень близок для одних и страшен и гибелен для других (Евр. 10:24-27).

Когда на нас давят немощи и болезни, гнут нас к земле, и мы годами ходим согбенные под их тяжестью, не в состоянии поднять взор к небесам, будем помнить, что Иисус всегда в собрании среди любящих Его, Он видит нас, зовет к Себе и у Него для каждого есть особое слово. Он хочет возложить на нас Свои пронзенные руки и исцелить наши больные души и тела. И тогда возвеселится дух наш и польется хвала Господу из наших уст!


Ольга Мокан


назад

Hosted by uCoz