На житейские темы



«Щи да каша – пища наша»?



Сегодня большой популярностью пользуются книги о различных диетах и всевозможных способах похудения.

Как-то я обедал с одной старой знакомой. Она увлекалась различными диетами, всегда давала друзьям массу советов насчет худощавой фигуры. Во время обеда я удивленно заметил, что съедаю одну сдобную булочку, а моя знакомая – сразу две, да и не прочь бы полакомиться третьей. Тогда я спросил ее: «Ты мечтаешь похудеть, мучаешь себя диетами, а потом объедаешься булочками! Почему ты поступаешь так непоследовательно?» – «Я, Алексей, ничего не могу с собой поделать», – ответила он с горечью, жадно протягивая руку за очередной булочкой.

Невоздержание в пище… Где грань между нормальным, здоровым аппетитом, и обжорством, чревоугодием? Думается, дело не столько в количестве еды, сколько в умении владеть своими желаниями, обуздывать «похоть очей». Обстоятельства могут быть самыми разными. Вы набрасываетесь на еду после лыжной прогулки, долгой дороги, после трудного дня. Или наоборот, сидите в гостях и мучаетесь хлебосольством хозяйки, «демьяновой ухой», не знаете, как отказаться от очередной смены блюд, чтобы не обидеть «виновника» праздничного застолья.

Считается, что от стола нужно всегда уходить слегка голодным. И помнить о том, что глаза хотят всегда больше, чем это надо или полезно для организма. Но как быть в тех случаях, когда вы прекрасно понимаете вред переедания, – и для здоровья, и для внутреннего человека, – а ничего не можете с собой поделать?! Говорят, есть люди сильной или слабой воли, – все дело, якобы, в характере. Но это далеко не всегда так. Всякий христианин знает, как обуздывать свои желания и свою «слабую» волю, как подчинить плоть духу, как властвовать над своей плотью. Это вовсе не значит, что христианин должен морить себя голодом, чтобы угодить Богу. От еды или отсутствия еды человек не становится лучше или хуже (Мф. 15:11). Диета есть диета – и нечего больше.

Лев Толстой, как известно, был строгим вегетарианцем, но так и не смог, до самой смерти в преклонном возрасте, смирить бушующие в себе страсти…

Я сейчас оставляю в стороне роль поста, как одного из средств обуздания плоти. Эта тема достаточно велика и глубока. У пророка Исаии в 58 главе прекрасно сказано о смысле поста. Дело не столько в том, что ты ешь и пьешь, или не ешь совсем, а в том, что человек томит свою душу. Томится человек, когда проходит долину страданий. Есть даже такое выражение: «кусок в горло не лезет». До еды ли, когда у тебя переживание и сильная потребность в молитве, в общении с Богом?! Говорится в Библии и о том, что пост, угодный Богу, – это, прежде всего, состояние нашей души, нашей жизни, наша открытость, наша помощь нуждающимся и голодным… Споры же о том, какая пища постная, какая скоромная – ни к чему не ведут.

Один человек ужасно расстроился, когда узнал, что хозяйка по забывчивости положила ему в кашу ложку масла – он согрешил в посте! Но это сокрушение ничуть не помешало ему в этот же день совершить явный грех и не покаяться в нем. Зато про кашу помнил и печалился… Так бывает и у нас. Следим за внешним и не видим себя со стороны.

Хорошая и добрая еда – радость и Божье благословение. И даже наш язык устроен так, чтобы чувствовать вкус пищи, аромат плодов. Наша благодарность перед и после еды – не привычка, не обязанность, но внутренняя потребность. У многих из нас бывали такие ситуации, когда хлеба насущного попросту не было. Такое может случаться не только в ленинградскую блокаду.

Мне кажется, в большинстве своем в наших церквях – люди скромные и небогатые, свободные от грубых проявлений чревоугодия, излишеств. В рестораны мы ходим редко, горячительными напитками «для аппетита» не увлекаемся. Но эти пороки могут напоминать о себе довольно тонко, незаметно. Например, в старости, в одиночестве. Ты вдруг замечаешь, что несвободен. Тянет, например, к сладенькому, или к лекарствам на спирту. Краткое удовольствие… И ты ничего не можешь с собою поделать. Ты уже раб желаний, пусть и безобидных и извинительных. Или – при каких-то медицинских показаниях, когда тебе категорически нельзя ничего сладкого или жирного, а тебе хочется. И ты обманываешь сам себя разными оправданиями… Очень не хочется быть категоричным, жестким, что-то требовать, запрещать, а то и пугать. Но падение, как правило, начинается с малого, безобидного. Проверим самих себя – как мы относимся к пище? При всей ее важности и необходимости.

Чревоугодие по своей сути – скрытая форма идолопоклонства. Пища становится неким центром жизни. Несчастен тот человек, для которого воздержание – нечто незнакомое, невозможное. К тому же, сколько болезней развивается в нашем теле, если мы слишком пристрастны к еде. Выходит, человек сознательно разрушает свое тело – храм Божий! Многие люди, не знающие Бога, живут лишь для того, чтобы есть, пить и веселиться. Нужно наслаждаться жизнью, – бери от жизни все!» – повторяют они вслед за рекламой и фильмами о сладкой жизни.

Чудесно все создано Богом – и природа, и все необходимое для человека. Обед, приготовленный заботливыми женскими руками – язык любви, расположения. Общение за столом – что может быть лучше?

Но можно впадать и в крайности. Относиться к пище с отвращением. Или придавать пище особое значение. Кто желает освободиться от чувственных наслаждений, прислушайтесь хотя бы к голосу своего разума. Полную же свободу, власть над плотью – дает только Бог!

Будем же радоваться, когда на столе щи да каша!


Алексей Пирогов, пресвитер,

редактор Трансмирового радио,

Санкт-Петербург


назад

Hosted by uCoz