Библейские женские образы



Саломия, ученица Христа



Апостол Иоанн заканчивает свое Евангелие словами: «Многое другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг…» (Ин. 21:25).

Столько добрых дел, чудес и знамений сотворил Иисус, живя на земле, что описать всего невозможно! Не потому ли так кратко запечатлена история Его рождения? Да и о детстве – всего несколько предложений, а о дальнейшей жизни Марии и Иосифа – вообще ничего. О жизни учеников Иисуса тоже упоминается очень кратко. Лишь несколько предложений в Евангелии повествует о семье двух братьев-рыболовов Иакова и Иоанна, о которой мы и поговорим в этой статье.

Они были одними из первых учеников, призванных Иисусом следовать за Ним. Ответив на призыв Христа, братья оставили все: отца, сети, лодку, работников – и пошли за Ним (Мф. 4:21; Мк. 1:19-20). Евангелие повествует нам, что отцом их был Зеведей, а матерью – Саломия.

В ту пору профессию не выбирали – она была семейным делом и обычно передавалась по наследству. Профессия Зеведея была не из легких, требовала мужества, сил, здоровья. Он – почти постоянно в море, а рыба ловится, в основном, ночью, случаются и штормы, и бури, и неудачная ловля. Наличие работников свидетельствует о том, что Зеведей был не бедным человеком (Ин. 18:19-20). Конечно же, тяжелый рыбацкий труд занимал у него большую часть времени – на семью почти не оставалось.

На хрупких плечах Саломии лежала забота о муже, о детях, о доме, о работниках. Она разделяла с Зеведеем радости и печали его жизни. Вероятно, она помогала и продавать рыбу: ведь это скоропортящийся товар.

Сыновья подросли и вместе с отцом стали ходить в море. Конечно же, они были радостью и гордостью родителей.

В ту пору Иисус ходил по всей Галилее, проповедуя Евангелие Царствия Божия. Люди удивлялись Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжник (Мк. 1:22). Это новое учение резко отличалось от учения книжников, гордившихся знанием священных книг. А Иисус имел абсолютную власть, проявлявшуюся как в делах, так и в словах.

Иаков и Иоанн, следуя за Ним, видели и слышали все это и рассказывали о Его учении в своем доме. И мать решила тоже идти за Ним. Воспитавшая двух прекрасных сыновей, умевшая управлять своим домом, Саломия, следуя за Иисусом со многими другими женщинами, служила Ему своим имением (Лк. 8:3). В семье, наверное, часто беседовали о Нем и Его учении, размышляли и над Его словами о Царстве небесном (Мф. 19:28).

Восходя в Иерусалим, Иисус говорил ученикам о предстоящих Ему вскоре страданиях (Мф. 20:17-19). Но Саломия, занятая размышлениями о Его Царстве, не услышала и не поняла Его слов о предстоящей Ему смерти в Иерусалиме, хотя Он говорил им об этом уже в третий раз. Мысли о Царстве не давали женщине покоя, и она решила сама поговорить об этом с Иисусом: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него» (Мф. 20:20). Слово «тогда» дает нам понять, что она с нетерпением ждала окончания Его речи.

«Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21). Чтобы обратить особое внимание Иисуса именно на своих детей, она подчеркивает: сии два сына мои… Ее сыновья – сильные, смелые, трудолюбивые, послушные, красивые – ее радость и гордость! Разве может кто-то другой сравниться с ними? Ее дети – самые достойные, чтобы занять места по правую и левую сторону царя!..

Христос – кроткий и мудрый Учитель, Он не укоряет и не унижает ее перед толпой, но пытается достичь материнского сердца, не знающего чего просит. И задает ее сыновьям жгучий вопрос: «…можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф. 20:22). Зажженные любовью и честолюбием матери, они отвечают: можем! О, ее горячие, задиристые, храбрые сыновья! Они все могут!..

А Христос? Он, предсказывая их будущее, объясняет матери: чтобы сидеть на престоле в Его Царстве, ее сыновья должны быть готовыми испить чашу страданий. Страдания и скорби – путь, которым входят в Царство Божье (Деян. 14:22). И еще: Он полностью подчиняется Своему Отцу Небесному и не считает себя вправе делать что-либо без Отца (Мф. 20:23).

Молодость и пылкость этих юношей были известны Христу. Не потому ли Он дал им имя «сыны громовы» (Мк. 3:17)? Ведь это они, наделенные силой от Бога, однажды готовы были истребить самарянское селение! «…Иаков и Иоанн сказали: Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их…?» Иисус же «…запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать…» (Лк. 9:52-56). Тогда они еще не знали, для чего им дана была сила от Бога, еще не умели сострадать и с легкостью относились к гибели других. Это свидетельствовало об их тогдашнем эгоизме. Просьба же Саломии к Иисусу была еще более эгоистичной! Но, ослепленная любовью к своим детям, она не видит и не понимает этого…

Мы, матери-христианки, заботясь о благополучии своих чад, часто просим у Бога на самом деле даже не зная чего. Своей эгоистичной просьбой Саломия унизила и оскорбила других учеников. Не удивительно, что все они вознегодовали на Иакова и Иоанна (Мф. 20:24). В их сердцах появились ревность и зависть. Чтобы между ними не возникла ссора, Иисус объясняет им: «…вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою…» (Мф. 20: 24-26). И все-таки спор о том, кто из них больший, продолжался вплоть до Тайной вечери. А поводом к этому были слова Саломии.

Предсказания Христа о чаше страданий ее сыновей, Его пример готовности быть слугой ближнему, открыли Саломии иной взгляд на свое предназначение. Слова же Христа о Его чаше (Мф. 20:23), как острый меч, проникли до глубины ее души и духа, осудили помышления сердечные, обличили ее. Но она не разочаровалась, как богатый юноша, не ушла. А, приняв Его слова, с глубоким смирением продолжала следовать за Ним из Галилеи до самой Голгофы, где совершает служение сострадания (Мф. 27:55-56; Мк. 15:40-41). Она стоит у подножия креста рядом с Марией – Матерью Иисуса. Она плачет с плачущими, переживает, как мать, вместе с Марией.

Иисус, пригвожденный к кресту, запекшимися устами говорит Марии: «Се сын твой! А Иоанну: Се матерь твоя! И с того времени ученик взял ее к себе» (Ин. 19:25-27). Нигде не нашлось более уютного места для Марии, чем в доме Зеведея. Иисус знал, что в этой семье преисполнены любви и будут нежно заботиться о ней. Только им он мог доверить Свою Мать.

Саломия продолжает свое служение жертвенностью (Мк. 16:1). Купив дорогие ароматы, вместе с другими женщинами она приходит ко гробу при восходе солнца (Мф. 27:56; Мк. 16:1). И, о чудо! – все они встречаются с воскресшим Спасителем (Мф. 28:8-10). Саломия становится благовестницей, рассказывает ученикам о воскресшем Спасителе (Лк. 24:9-10). Теперь она не просто следует за Христом – она Его преданная ученица. Своей любовью и делами всей жизни она хочет быть верной Ему!

Следуя за Иисусом день за днем, слушая Его слова, мы бываем исполнены эгоизма, гордости, себялюбия и просим у Бога чего-либо из корыстных целей. Саломию, как каждую из нас, заботил вопрос о будущем ее сыновей. Иисус же терпеливо работал над этой семьей, нежно удаляя их гордость, самоуверенность, надменность…

Плотской характер Иоанна побуждал его к жестокосердным действиям. Он запрещал другим действовать именем Христа лишь потому, что те не ходили за ними (Мк. 9:38); хотел свести огонь с неба, чтобы истребить самарян (Лк. 9:54); стремился получить для себя лучшее место в Царстве Мессии (Мк. 10:35-37). Иоанн изменился не сразу, но смягчился сердцем и силою благодати постепенно сделался святым. Точно так же преобразилась и его мать Саломия.

Каждую склоненную перед Ним мать Иисус спрашивает: «Чего ты хочешь?». В свете истории этой библейской семьи проверим и свои материнские желания. Чего мы хотим для своих сыновей? Какое будущее готовим им? Спросим себя о главном. Чисты ли и святы наши желания? Учим ли мы наших детей скромности, братолюбию, жертвенности? Или же возвышаем их до царственного пьедестала, унижая и оскорбляя детей других матерей? Ведь, стараясь возвысить своих чад над другими, мы просто не замечаем, что на самом деле унижаем, в первую очередь, именно их и себя.

Научились ли мы сострадать матерям, которые переживают неудачи, болезнь, смерть своих детей? Умеем ли стоять рядом с ними или осуждаем их? Есть ли в нашем сердце, да и в доме, место для этих людей? Научились ли мы жертвовать свое время и средства во имя Христа? Несем ли плачущим и рыдающим весть о Воскресшем?

Саломия, приняв верой Его слово, распяла свое гордое «я», свои эгоистичные желания, отдала своих детей Богу для служения Ему. Она была хорошей женой, матерью, хозяйкой, а затем и верной ученицей Христа! А мы?


Ольга Мокан


назад

Hosted by uCoz