Документ без названия

Библейские женские образы

 

Мария Магдалина

Тысячелетиями поэты и художники были вдохновлены образом этой женщины. Сколько о ней написано, как часто проповедуют о ней в церквях! А какие прекрасные картины созданы! «Явление Христа Марии Магдалине» А. Иванова, «Снятие с креста» П. Рубенса и многие другие.
Еще раз перечитав тексты четырех Евангелий и внимательно изучив их, постараемся извлечь то драгоценное, что полезно для нас, женщин, вступивших в XXI век.
Первый раз мы встречаем ее имя в Евангелии от Луки 8:1-3. Здесь описывается хождение Иисуса по городам и селениям, в которых Он проповедует и благовествует Царствие Божье. С Ним шли и некоторые женщины. Врач по профессии, Лука акцентирует внимание сначала на том, что Иисус исцелил их от болезней и изгнал злых духов, и лишь потом называет их имена. Первым в этом списке стоит Мария Магдалина. Упоминая о ней, Лука подчеркивает, что из нее вышли семь бесов. Магдалиной она названа по названию города Магдала, в котором жила. Город находится на западном берегу Галилейского моря, в пяти километрах от Капернаума.
После чуда насыщения четырех тысяч человек, отпустив народ, Иисус «вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские» (Мф. 15:39). Впервые Он посетил этот город или бывал уже там ранее, мы не знаем. Одно только известно: когда Он был там, Он исцелил Марию от семи злых духов.

До исцеления ее жизнь была ужасной! В те времена одержимые жили вдали от города в гробах (пещерах) среди скал. Их искаженные лица, дикие взгляды и страшные возгласы пугали проходящих. Эти люди сотворены были Богом, но мучимы сатаной. Они терпели сильные мучения от злых духов, духи помрачали им ум и терзали их до того, что одержимые, испуская пену, падали на землю (Лк. 4: 35, 8:27, 9:39). В библейском словаре Э. Нюстрема на стр. 39 сказано: «Бесноватость не была обыкновенной болезнью, это ясно видно из различных подробностей евангельского повествования, в которых заметно отличие бесноватых от больных телом (Мф. 4:24, Мк. 1:32, Лк. 6:18)».
Одной из таких бесноватых была Мария! Вспомним для сравнения историю дочери одной хананеянки (Мк. 7:25), которая была одержима нечистым духом (в румынском переводе: одержима одним нечистым духом). А из Марии Иисус изгнал семь нечистых духов!
Можем ли мы отождествлять ее с женщиной-грешницей из того же города, которая помазала ноги Иисуса? (Лк. 7:37-50). Об этой женщине, с которой часто путают Марию Магдалину, Уильям Баркли говорит: «...Это была пошлая женщина, которая обладала дурной славой публичной женщины. Вне сомнения, она была в толпе народа, слушая Иисуса, и в Нем она увидела руку, которая поможет ей выбраться из позорной жизни. В доказательство любви и прощения она помазала ноги Иисуса миром, ставши позади ног Его. Это было первым помазанием Христа в начале Его служения. Второе — перед погребением — осуществила Мария из Вифании, сестра Лазаря...»; «...Нельзя смешивать это событие с тем, о котором говорится у Луки в 7:36, где в доме фарисея „ V/
кающаяся грешница в доказательство своей любви помазала ноги Иисуса миром...» (Э. Нюстрем).
Когда семь бесов оставили Марию Магдалину, повинуясь властному слову Иисуса Христа, жизнь ее приобрела совершенно иное направление. С этой минуты, счастливая, с сердцем, исполненным благодарности, она не мыслит жизни без Него! Он извлек ее из тьмы к свету, из власти сатаны к Богу! И теперь она неотступно следует за Ним и служит Ему всем своим имением. Слово «имение» по-русски можно понять как большое богатство, а в румынском переводе это звучит так: «...они служили Ему всем, что имели...». Мария Магдалина посвятила себя Господу полностью, и все, что она имела, принадлежало Ему! I
Далее имя Марии
Магдалины встречается в Евангелии от Матфея: «...Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова...» (Мф. 27:55). Я не сомневаюсь, что, следуя за Христом, она видела, как Его бичевали, как Он шел на Голгофу, падая под тяжестью креста... Возможно, она была в той толпе иерусалимских женщин, которые плакали и рыдали о Нем (Лк. 23:27-28, 55). Однако точно нам известно, что она была на Голгофе и у гроба Господня, где полагали Его тело.
Можно лишь представить себе, как разрывалось ее сердце от боли! Тот, Кто освободил ее от злых духов, Кто исцелял слепых, хромых, прокаженных,
— теперь умер позорной смертью на кресте! События этого страшного дня: землетрясение, тьма, Его предсмертные слова
— терзали ее сердце. Она искала всему этому объяснение. Но лишь острая боль пронизывала ее измученное сердце, лишь
одна мысль, одно понимание не оставляли ее: Он умер! И лишь последняя возможность осталась у нее: послужить Ему, помазав ароматами Его мертвое тело!
Но наступала суббота, по закону необходимо было соблюдать покой, а душа рвалась к Его гробу! И в первый же день недели, еще затемно, когда весь город спал, она бежит ко гробу (Ин. 20:1). Ее не пугают жестокие римские воины, стоящие на страже у гроба. Она спешит отдать свой последний долг любимому Учителю!
Взошла заря, и что же она увидела?! Камень отвален, и гроб пуст... Взволнованная Мария бежит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус. Вот что говорит она им: «...Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его...» (Ин. 20:2). Вероятно, она надеялась, что мужчины быстрее найдут Его тело.
Ученики вернулись обратно к себе, а Мария осталась стоять у пустого гроба, рыдая. Когда она решилась заглянуть внутрь, то увидела «двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: женщина! что ты плачешь? Гов'орит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20:11-13). За свою преданную любовь Мария Магдалина была удостоена встречи с ангелами.

Однако она и не предполагает, что видит ангелов! Это можно заключить из того, что она нисколько не удивилась и не испугалась, увидев их. Горе ее было столь велико, что она не поняла, что перед нею не люди, хотя они сидели в блистающих одеждах и великая радость сияла на их ликах. Им непонятен плач Марии, поэтому они спрашивают: «Женщина, что ты плачешь?».

А она? Она убеждена, что тело украдено, и других мыслей не допускает! Оглянувшись в поисках того, кто мог бы помочь ей отыскать тело, она вдруг увидела стоящего Иисуса, но и Его не узнала! Слезы мешали ей разглядеть лицо Господа. И тогда Иисус, видя, что она все еще не узнает Его, спрашивает: «Женщина, что ты плачешь? Кого ищешь?»... Она, все еще не разглядев Его и думая, что с ней говорит садовник, в третий раз спрашивает: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его!» (Ин. 20:15).
Как же велика сила самовнушения! Ни ангелы, ни говорящий с ней Иисус не убедили ее в том, что тело не унесено! Она полагает, что все знают, где тело ее Учителя, особенно садовник, стороживший сад. В чрезвычайной скорби и безмерной любви к своему Господу, она надеется забрать и унести Его тело своими силами! Спаситель, видя ее скорбь, открывает ей Себя. Он зовет ее по имени: «Мария!». Она, узнав голос Господа, в тре-
пете падает к Его ногам. Это Он! О, она хорошо помнит Его голос, которым были изгнаны из нее семь бесов. В эту минуту голос Учителя был нежным, проникающим в самую глубину души. От полноты счастья она не могла говорить, лишь выдохнула одно слово: «Раввуни!». Так, как называла Его всегда — Учитель! (Ин. 20:16).
Узнав своего возлюбленного Учителя, она хотела припасть к Его ногам, крепко обняв их, чтобы никто не смог больше разлучить ее с Господом. Но Христос дает ей поручение: «Иди к братьям и скажи им...». И Мария с готовностью спешит возвестить ученикам, что видела Господа и что Он сказал ей (Ин. 20:17-18).
Свет Божественного Солнца озарил ее любящее сердце, и она исполнила поручение Иисуса с большой радостью. Радость эту невозможно описать — ее надо пережить! Радость эта выражалась не в рукоплескании, не в прыганий или безудержном танце, — она исходила из глубины души Марии и мягким светом разливалась вокруг, согревая каждого. Это была радость, сошедшая с небес, от Самого Господа, радость от Его победы и воскресения! Радость, дарованная первой благовестнице, которая от Самого Иисуса получила поручение возвестить плачущим и рыдающим ученикам о Его Воскресении из мертвых! (Мк. 16:10). И она в точности исполнила данное Господом поручение!
Евангелист Матфей, описывая утро Воскресения, отмечает, что все женщины, следовавшие за Иисусом, рано утром на рассвете были у гроба, и, получив поручение от ангелов, тут же побежали возвестить ученикам Его (Мф. 28:8).
«Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились
Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» (Мф. 28:9-10). Перед ними стоял Учитель — живой, воскресший! Так же, как и ангелы, Он посылает женщин к ученикам.
Мария Магдалина и все женщины, видевшие в то утро Иисуса воскресшим, по сути, являются первыми провозвестницами Воскресения Христова! Они лично от Него получили поручение возвестить миру Благую Весть! Таким образом, исполнились слова из 67-го псалма Давида, который называют «Победной песней Господу Богу»: «Господь даст слово: провозвестниц великое множество» (Пс. 67:12) (в румынском переводе: «Господь говорит, и женщин, несущих добрую весть, будет великое воинство!»).
Можно ли сосчитать то великое воинство женщин, несущих погибающим Благую Весть?! Женщины провозглашали и провозглашают Воскресение Христово по всей земле, во все времена, до сего дня! Сколько прекрасных историй написано о тех, кто, не щадя себя, шли в дальние страны, в холодные или жаркие края, неся людям свет Евангелия! Поклонимся и поблагодарим нашего Небесного Отца за то, что на примере Марии Магдалины Он показал нам Свою любовь, оказал великое внимание и доверие женщине!
Будь милостив к нам, Господи, помоги, чтобы наши слезы не закрывали нам Тебя! Чтобы никакие наши намерения, самовнушения и страхи не заставили нас страдать в поисках Тебя, тогда как Ты всегда рядом и знаешь каждую из нас по имени!


Ольга МОКАН

Назад

 

Hosted by uCoz