Мысли вслух
Как я понимаю свободу во Христе
От редакции:
Открою вам небольшой секрет. Пользуясь дружбой с педагогами Санкт-Петербургского христианского университета, иногда предлагаю им дать первокурсникам «контрольную на тему», а потом отбираю работы для печати. Те, кто постоянно читает наш журнал, видели такую подборку «Тихое время с Господом» («Мария» №16), где молодежь откровенно признавалась, как трудно, при всем желании, находить время для неспешной молитвы. Сужу по себе — это проблемы не только молодежи...
Тема нашей сегодняшней контрольной — «Свобода во Христе». Философы и богословы на эту тему много рассуждали и рассуждают. Вспомним хотя бы «Великий инквизитор» («Братья Карамазовы») Достоевского, где сатана устами инквизитора убеждает, что людям свобода не нужна...
Но, дорогие мои, что же такое «свобода»?
Вседозволенность? Свобода — от чего? в чем? для чего? Мы, верующие, знаем, что освободить человека от рабства греховности может только Бог, силой Своей и силой Жертвы Христа. Но в иных христианских церквях порой вводят жесткие церковные правила — человеческие установления, связывая исполнение этих правил с вопросом спасения человека.
Мы, пережившие ветры «перестройки», вначале радовались, а теперь горюем: свобода принесла разруху, беспредел в стране во всем — и в нравственности, и в других сферах. Свобода — бремя? Слишком тяжелое испытание? Непреложным остается предупреждение о широком и узком пути в вечность.
Мои дорогие студенты в своих беглых заметках и не пытались дать полное раскрытие темы. У некоторых все сводится лишь к проблемам одежды, но для молодых это очень важно. Тем не менее, отрадно, что молодежь думает, спрашивает, сомневается. Давайте с вами ознакомимся с тем, как, устами студентов СПХУ, говорит об этой проблеме молодежь наших церквей.
Ольга Колесова
ЕВГЕНИЯ ЧУБ:
«К свободе призваны вы» — радостная весть для грешников, освобождающихся от греховной зависимости.
«Мы призваны к свободе» — лозунг либеральной молодежи, решившей выйти из-под «законничества» консервативных церквей; революционный лозунг молодых братьев, пожелавших выйти из подчинения церковному руководству; оправдание тех, кто позволяет себе следовать мирской моде.
Свободу во Христе каждый христианин склонен понимать по-своему. Ее можно использовать как оправдание себя и обличение других или наоборот, а можно просто понимать как радостную победу Нового завета над законом Ветхого или как освобождение от рабства греха.
Почему на этот счет так много различных мнений? Я думаю, что это место в Библии многие считают не самым значительным, и потому в церквах редко исследуют эту тему. А что же на самом деле означает этот лозунг из Послания святого апостола Павла к галатам (5:13)?
Я хочу поделиться тем, как я понимаю свободу, которую даровал мне Христос. В Послании Иакова упоминается «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1:25), Павел говорит: «...где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
А Петр пишет о том, что мы должны быть покорны всякому человеческому начальству как свободные (1 Пет. 2:13-16). Вроде бы это противоречит свободе: всем подчиняться и служить? Однако здесь Петр говорит о том отношении к свободе, которое существовало в те времена, существует и по сей день: употребление свободы для оправдания зла. Это те ситуации, когда подчиненные не подчиняются руководству, молодые не подчиняются старшим или считают унизительным для себя служить кому-либо.
Наша же свобода, совершенство ее — в том, что мы действуем так или иначе не потому, что должны, а потому что свободны поступать по желанию своего сердца, которое побуждает нас служить ближним из любви. Мы не обязаны этого делать, но поступаем по свободе, которую даровал нам Христос.
Если же мы стараемся свободу употребить для прикрытия зла, то это означает, что мы не свободны — мы служим злу: своим вожделениям, лени, тщеславию. Как учит нас апостол Павел в 5 главе Послания к галатам, наша свобода не должна быть поводом к угождению плоти, а наоборот — поводом к тому, чтобы поступать по духу.
ЛЮДМИЛА ТАРАСЕВИЧ:
Свобода во Христе — это довольно распространенная тема для обсуждения. Старшее поколение понимает эту свободу по-своему и, порой, в противовес пониманию молодого поколения.
Нас учат, что свобода во Христе — это быть свободным от мира, от того, что предлагает нам этот мир: богатство, развлечения... Нельзя с этим не согласиться, но вести аскетический образ жизни никто из нас не хочет.
Я слышала много проповедей на тему «свобода во Христе», в одних чувствовался консерватизм, в других — либерализм. Возьмем простой пример. Когда в церкви появляются неверующие, некоторые из членов церкви берут над ними «шефство». С первых дней их наставляют о правилах поведения, делают намеки о внешнем виде, который необходимо изменить. И незаметно эти люди, еще не успев познакомиться с Христом, исчезают из церкви.
Мне более по душе другая церковь. Я знаю пастора, который раньше был панком, носил длинные волосы, и его внешний вид был не совсем опрятным. Ему тоже делали замечания, но он не внимал никаким замечаниям и придиркам, пока к его сердцу не проговорил Дух Святой и не побудил его измениться.
Многое нам запрещают в наших церквах: туда не ходи, с тем не водись, то не смотри, того не слушай. Критикуют христианские поп-группы, приводя различные негативные примеры. Но есть и другая сторона медали — люди приходят к покаянию, слушая песни о Христе в тех музыкальных стилях, которые у нас привыкли критиковать. Неверующие привыкли к определенному стилю и ритму жизни, к определенной музыке, и порой то, что мы им предлагаем, кардинально им не подходит.
ЕВГЕНИЯ КУЛИКОВА:
Мне кажется, что в моей церкви никто особо не старался задумываться о свободе во Христе. О таком понятии я за семь лет посещения церкви ни разу не слышала. О ней даже боятся проповедовать. Всего лишь один раз я услышала с кафедры фразу: «мы живем по благодати». И то, сразу же был приведен в пример ветхозаветный случай, ветхозаветное высказывание, которое стояло авторитетнее, чем эта фраза. И приводилась она на тот случай, если кому-нибудь вздумается этими словами опровергнуть сказанное в проповеди, чтобы такая мысль и не приходила никому в голову.
Свобода во Христе отходит на второй план после закона. Почему? Да просто потому, что законом легче запугать и легче контролировать. Каждого человека, приходящего в церковь, сразу же «запихивают» в определенные рамки, не объясняя даже толком, почему он должен быть именно таким и поступать именно так. Сразу же находятся «убедительные» слова из Писания. А если у кого-то и возникают сомнения, то этот человек попадает под обсуждение общины, и, естественно, никто не захочет к нему примкнуть.
С одной стороны, церковь признает, что делами закона человек не спасается, а спасается только верою в Иисуса Христа. Но с другой стороны, если ты не поступаешь по закону церкви, то ты также «не спасешься». Если ты пришла без косынки на служение, то ты (всеобщее мнение постарается) будешь ощущать себя «последней» грешницей.
На разборе Библии тоже всегда разбирается Ветхий завет. И все, сказанное в нем, должно применяться в нашей жизни. А Новый завет не разбирается, потому что там можно встретить много вещей, противоречащих устоям церкви. И их будет трудно объяснить, лучше вообще и не объяснять.
Когда люди боятся не соблюсти чего-либо из обрядности — они теряют дух любви, а приобретают дух осуждения. Они осуждают людей, которые не выглядят так, как они, и не поступают так, как они. А все потому, что ценностью и приоритетом в глазах людей является закон. Люди пребывают не во Христе, а в «свободе», тем самым отпугивая тех, кто приходит в церковь. А некоторые даже прийти боятся, зная, какие там требования и порядки.
Встречая члена церкви на улице, ты видишь закон, а не Христа. Эти люди рассуждают так: «Какая может быть любовь к Богу, какое следование Христу, если ты не в длинной юбке и не в одежде с длинными рукавами? Это несовместимо, ты еще не возрожден». Рождение свыше понимается как полное изменение жизни, важной деталью которого является внешний вид.
А сейчас я нахожусь в церкви, где не осуждают внешний вид. Я впервые почувствовала любовь без лицемерия, семейную обстановку, где тебе искренне рады, где у людей во время служения радостные лица. В то же время нет беспредела, которого так боятся придерживающиеся закона. Вне церкви люди ходят «под Богом», а не под наблюдением других членов церкви. Делаются добрые дела, избегается грех — и все это из любви к Богу.
Христос пришел для того, чтобы явить нам Свой пример любви и служения другим людям. Он больше внимания уделял грешникам и не чуждался их, показывая Свою святость. Дух святой, живущий в людях, Сам ведет их к праведности.
ТАТЬЯНА ГОРБУНОВА:
В одной поместной церкви к девушке, которая пришла в церковь и покаялась, сразу же приступили и говорят: брюки носить нельзя, сережки-кольца-цепочки нельзя, то можно; то нельзя, одень на голову платок... А то, что ее нужно научить молиться, читать Писание, объяснить, что такое «тихое время» — это почему-то забывают... Молодых братьев, которые в первый раз проповедуют в собрании, критикуют «старцы»... После этого молодые уходят в другие церкви или садятся в последние ряды.
А Бог не смотрит, в чём пришел человек. Он видит его сердце, желания, проблемы. Свобода во Христе для меня — когда мне ничего не навязывают, а я иду за Ним, и если мне что-то непонятно, я спрашиваю.
Бог не жандарм, Он не заставляет, Он ждет, когда мы возьмем Его руку и пойдем за Ним.
Почему у нас в церквях так много обрядов, обычаев? Почему отсутствует гостеприимство, почему мы не замечаем этого?
ОЛЕГ КРАСНИКОВ:
От того, как мы понимаем свободу во Христе, зависит вся наша жизнь, наш духовный рост, взаимо-. отношения в семье, друг с другом, в церкви. И конечно же, самое главное — наши взаимоотношения с Самим Христом.
Иногда я встречаюсь с такими высказываниями: «в этой церкви одни законники», «у них дух религии», «фарисейство сплошное». Да, в этих выражениях есть истина. Не будем судить тех людей, которые сказали это, а то сами станем фарисеями.
Многие церкви поражены духом законничества: традиции, сложившиеся в ходе истории церкви, так сильно укореняются, что теперь попытки поступить иначе считаются грехом. Оно так и есть — люди создают для себя рамки из традиций, а потом попытки выйти из этих рамок считаются грехом.
Но мы не призваны создавать рамки, у нас один ориентир: слово Божие, и если следовать ему, находя в нем цели, к которым мы должны стремиться, то мы будем успешны в наших действиях. Поймите, есть большая разница между функцией (что нам надо делать) и формой (как нам этого достичь).
У нас была проблема с законничеством: нам не давали свободы, не разрешали использовать электрогитары, рукоплескать, что-то менять в ходе служения, молиться сидя — нам не хватало этой сладкой свободы. Но теперь мы столкнулись с другой стороной медали (в частности, я) — неправильное понимание свободы во Христе. Мы добились своего: делай, что хочешь, но это не свобода. Можно играть на гитаре и танцевать, но быть таким законником, каких не было и во времена Иисуса.
Свобода, я думаю, — это когда мы можем выбирать. В Послании к галатам Павел очень хорошо описывает свободу христианина. Быть свободным во Христе — это значит жить по духу (Гал. 5:16-18). Рабство для христианина — это жизнь по плоти. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).
Когда Христос руководит нами, тогда приходит свобода, тогда падают рамки традиций, разногласия между старшим и молодым поколениями, тогда Христос начинает царить, а не наши традиции и не наши «свободные» выходки.
ПАВЕЛ МАРЖАВИН:
«Христианская» вечеринка. После просмотра одного из блок-бастеров — обсуждение фильма. Играет музыка Depeche Mode. В углу — ящик с пивом. «А что, ты в самом деле считаешь, что пить пиво — грех?..» И правда, может ли грех скрываться в напитке? Ведь он — в сердце человека, не так ли? «А мы свободны от греха!»
К сожалению, в этой вечеринке, кроме участников, нет ничего христианского. Пропагандируется свобода: «все нам разрешено!» А в сердце то и дело покалывает: «Нет, что-то не так, что-то неправильно...»
Свобода опьяняет. Это известно каждому. И свобода, в действительности, тесно граничит с зависимостью. «Зависим от своей свободы» — как вам это? А так и получается, что, поверив во вседозволенность, христиане начинают верить, что им необходимо со свободным сердцем совершать поступки, рабами которых они некогда были.
Свобода же означает, что грех нами не владеет. То есть, теперь мы свободны делать правильный выбор, свободны переоценить свою жизнь, отказаться от каких-то привычек. Верно, что грех таится в сердце человека, — он не в бутылке. Но свобода никогда не может служить оправданием зависимости. Потому что последняя исключает реальность первой.
У каждого есть своя наболевшая тема, относительно которой никак не получается разобраться: можно это или нет. Можно попытаться расположить возможные грехи по степени их опасности, но это будет ошибкой: мы примем во внимание лишь то, насколько грех заметен и насколько осуждается обществом. Что хуже: покуривать или употреблять спиртное? Подтрунивать над ближним, надеясь на его понимание и прощение, или участвовать в «кислотных» дискотеках?
В обществе пришли к выводу: твоя свобода не должна ущемлять прав других обывателей. Отчасти применимо это и в христианстве. С одним «кроме». Помимо прав и свободы наших братьев и сестер, мы ставим под вопрос авторитет суверенного Бога, Святого и Праведного. Не сказано ли, что мы теперь — рабы для Бога? Мы свободны — но во Христе. Покидая Его, мы лишаемся и свободы. Не пытайтесь выкрасть эту свободу у Бога — она не выдержит духовного вакуума отделения от Христа. Наша свобода — в Боге.
А потому нужно снова и снова вопрошать себя: не начинает ли что-то из этого мира властвовать надо мной? Не становлюсь ли я рабом обычаев, традиций, своих привычек, желаний, предпочтений, высоких устремлений, прекрасных идеалов?
Большой ответственностью становится эта свобода. Но и она сама дана нам не для того, чтобы мы от этой свободы зависели. Свобода во Христе — это право избирать верный путь. И этим правом надо бы достойно распорядиться.