Мысли вслух



Как я понимаю свободу во Христе



От редакции:

Открою вам небольшой секрет. Пользуясь друж­бой с педагогами Санкт-Петербургского христианско­го университета, иногда пред­лагаю им дать первокурсни­кам «контрольную на тему», а потом отбираю работы для печати. Те, кто постоянно читает наш журнал, видели такую подборку «Тихое время с Господом» («Мария» №16), где молодежь откровенно при­знавалась, как трудно, при всем желании, находить время для неспешной молитвы. Сужу по себе — это проблемы не только молодежи...

Тема нашей сегодняшней контрольной — «Свобода во Христе». Философы и богосло­вы на эту тему много рассуж­дали и рассуждают. Вспомним хотя бы «Великий инквизи­тор» («Братья Карамазовы») Достоевского, где сатана устами инквизитора убеж­дает, что людям свобода не нужна...

Но, дорогие мои, что же такое «свобода»?

Вседозволенность? Свобода — от чего? в чем? для чего? Мы, верующие, знаем, что освобо­дить человека от рабства гре­ховности может только Бог, силой Своей и силой Жертвы Христа. Но в иных христи­анских церквях порой вводят жесткие церковные правила — человеческие установления, связывая исполнение этих правил с вопросом спасения человека.

Мы, пережившие ветры «перестройки», вначале ра­довались, а теперь горюем: свобода принесла разруху, бес­предел в стране во всем — и в нравственности, и в других сферах. Свобода — бремя? Слишком тяжелое испыта­ние? Непреложным остается предупреждение о широком и узком пути в вечность.

Мои дорогие студенты в своих беглых заметках и не пытались дать полное раскры­тие темы. У некоторых все сводится лишь к проблемам одежды, но для молодых это очень важно. Тем не менее, от­радно, что молодежь думает, спрашивает, сомневается. Давайте с вами ознакомимся с тем, как, устами студентов СПХУ, говорит об этой пробле­ме молодежь наших церквей.


Ольга Колесова



ЕВГЕНИЯ ЧУБ:


«К свободе призваны вы» — радостная весть для грешников, освобождающихся от греховной за­висимости.

«Мы призваны к свободе» — лозунг либеральной молодежи, решившей выйти из-под «законничества» консервативных церквей; революционный лозунг молодых братьев, пожелавших выйти из под­чинения церковному руководству; оправдание тех, кто позволяет себе следовать мирской моде.

Свободу во Христе каждый христианин склонен понимать по-своему. Ее можно использовать как оправдание себя и обличение других или наоборот, а можно просто пони­мать как радостную победу Нового завета над законом Ветхого или как освобождение от рабства греха.

Почему на этот счет так много различных мнений? Я думаю, что это место в Библии многие считают не самым значительным, и потому в церквах редко исследуют эту тему. А что же на самом деле означает этот лозунг из Послания святого апосто­ла Павла к галатам (5:13)?

Я хочу поделиться тем, как я понимаю свободу, которую даровал мне Христос. В Послании Иакова упоминается «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1:25), Павел говорит: «...где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

А Петр пишет о том, что мы должны быть покорны всякому человеческому начальству как свободные (1 Пет. 2:13-16). Вроде бы это противоречит свободе: всем подчиняться и служить? Однако здесь Петр говорит о том отношении к свободе, которое существовало в те времена, существует и по сей день: употребление свободы для оправдания зла. Это те ситуации, когда подчиненные не подчиняются ру­ководству, молодые не подчиняются старшим или считают унизитель­ным для себя служить кому-либо.

Наша же свобода, совершенство ее — в том, что мы действуем так или иначе не потому, что должны, а потому что свободны поступать по желанию своего сердца, которое побуждает нас служить ближним из любви. Мы не обязаны этого делать, но поступаем по свободе, которую даровал нам Христос.

Если же мы стараемся свободу употребить для прикрытия зла, то это означает, что мы не свободны — мы служим злу: своим вожделени­ям, лени, тщеславию. Как учит нас апостол Павел в 5 главе Послания к галатам, наша свобода не должна быть поводом к угождению плоти, а наоборот — поводом к тому, чтобы поступать по духу.



ЛЮДМИЛА ТАРАСЕВИЧ:


Свобода во Христе — это довольно распространенная тема для обсуж­дения. Старшее поколение понимает эту свободу по-своему и, порой, в противовес пониманию молодого поколения.

Нас учат, что свобода во Христе — это быть свободным от мира, от того, что предлагает нам этот мир: богатство, развлечения... Нельзя с этим не со­гласиться, но вести аскетический образ жизни никто из нас не хочет.

Я слышала много проповедей на тему «свобода во Христе», в одних чув­ствовался консерватизм, в других — либерализм. Возьмем простой пример. Когда в церкви появляются неверующие, некоторые из членов церкви берут над ними «шефство». С первых дней их наставляют о правилах поведения, делают намеки о внешнем виде, который необходимо изменить. И незамет­но эти люди, еще не успев познакомиться с Христом, исчезают из церкви.

Мне более по душе другая церковь. Я знаю пастора, который раньше был панком, носил длинные волосы, и его внешний вид был не совсем опрятным. Ему тоже делали замечания, но он не внимал никаким замеча­ниям и придиркам, пока к его сердцу не проговорил Дух Святой и не побу­дил его измениться.

Многое нам запрещают в наших церквах: туда не ходи, с тем не водись, то не смотри, того не слушай. Критикуют христианские поп-группы, при­водя различные негативные примеры. Но есть и другая сторона медали — люди приходят к покаянию, слушая песни о Христе в тех музыкальных стилях, которые у нас привыкли критиковать. Неверующие привыкли к определенному стилю и ритму жизни, к определенной музыке, и порой то, что мы им предлагаем, кардинально им не подходит.



ЕВГЕНИЯ КУЛИКОВА:


Мне кажется, что в моей церкви никто особо не старал­ся задумываться о свободе во Христе. О таком понятии я за семь лет посещения церкви ни разу не слышала. О ней даже боятся проповедовать. Всего лишь один раз я услышала с кафедры фразу: «мы живем по благодати». И то, сразу же был приведен в пример ветхоза­ветный случай, ветхозаветное высказывание, которое стояло авторитетнее, чем эта фраза. И приводилась она на тот случай, если кому-нибудь вздумается этими словами опровергнуть сказанное в проповеди, чтобы такая мысль и не приходила ни­кому в голову.

Свобода во Христе отходит на второй план после закона. Почему? Да просто потому, что законом легче запугать и лег­че контролировать. Каждого человека, приходящего в цер­ковь, сразу же «запихивают» в определенные рамки, не объ­ясняя даже толком, почему он должен быть именно таким и поступать именно так. Сразу же находятся «убедительные» сло­ва из Писания. А если у кого-то и возникают сомнения, то этот человек попадает под обсуждение общины, и, естественно, никто не захочет к нему прим­кнуть.

С одной стороны, церковь признает, что делами закона че­ловек не спасается, а спасается только верою в Иисуса Христа. Но с другой стороны, если ты не поступаешь по закону церкви, то ты также «не спасешься». Если ты пришла без косынки на служение, то ты (всеобщее мнение постарается) будешь ощущать себя «последней» грешницей.

На разборе Библии тоже всегда разбирается Ветхий за­вет. И все, сказанное в нем, должно применяться в нашей жизни. А Новый завет не раз­бирается, потому что там можно встретить много вещей, проти­воречащих устоям церкви. И их будет трудно объяснить, лучше вообще и не объяснять.

Когда люди боятся не со­блюсти чего-либо из обрядно­сти — они теряют дух любви, а приобретают дух осуждения. Они осуждают людей, которые не выглядят так, как они, и не поступают так, как они. А все потому, что ценностью и при­оритетом в глазах людей явля­ется закон. Люди пребывают не во Христе, а в «свободе», тем самым отпугивая тех, кто при­ходит в церковь. А некоторые даже прийти боятся, зная, ка­кие там требования и порядки.

Встречая члена церкви на улице, ты видишь закон, а не Христа. Эти люди рассуждают так: «Какая может быть лю­бовь к Богу, какое следование Христу, если ты не в длинной юбке и не в одежде с длинны­ми рукавами? Это несовме­стимо, ты еще не возрожден». Рождение свыше понимается как полное изменение жизни, важной деталью которого явля­ется внешний вид.

А сейчас я нахожусь в церк­ви, где не осуждают внешний вид. Я впервые почувствовала любовь без лицемерия, семей­ную обстановку, где тебе ис­кренне рады, где у людей во вре­мя служения радостные лица. В то же время нет беспредела, которого так боятся придержи­вающиеся закона. Вне церкви люди ходят «под Богом», а не под наблюдением других членов церкви. Делаются добрые дела, избегается грех — и все это из любви к Богу.

Христос пришел для того, чтобы явить нам Свой пример любви и служения другим лю­дям. Он больше внимания уде­лял грешникам и не чуждался их, показывая Свою святость. Дух святой, живущий в людях, Сам ведет их к праведности.



ТАТЬЯНА ГОРБУНОВА:


В одной поместной церкви к девушке, которая пришла в церковь и покаялась, сразу же приступили и говорят: брюки носить нельзя, сережки-коль­ца-цепочки нельзя, то можно; то нельзя, одень на голову пла­ток... А то, что ее нужно научить молиться, читать Писание, объяснить, что такое «тихое время» — это почему-то забывают... Молодых братьев, которые в первый раз проповедуют в со­брании, критикуют «старцы»... После этого молодые уходят в другие церкви или садятся в по­следние ряды.

А Бог не смотрит, в чём при­шел человек. Он видит его серд­це, желания, проблемы. Свобода во Христе для меня — когда мне ничего не навязывают, а я иду за Ним, и если мне что-то непонят­но, я спрашиваю.

Бог не жандарм, Он не за­ставляет, Он ждет, когда мы возьмем Его руку и пойдем за Ним.

Почему у нас в церквях так много обрядов, обычаев? Почему отсутствует гостеприимство, почему мы не замечаем этого?



ОЛЕГ КРАСНИКОВ:


От того, как мы понимаем сво­боду во Христе, зависит вся наша жизнь, наш духовный рост, взаимо-. отношения в семье, друг с другом, в церкви. И конечно же, самое главное — наши взаимоотношения с Самим Христом.

Иногда я встречаюсь с такими вы­сказываниями: «в этой церкви одни законники», «у них дух религии», «фарисейство сплошное». Да, в этих выражениях есть истина. Не будем судить тех людей, которые сказали это, а то сами станем фарисеями.

Многие церкви поражены духом законничества: традиции, сложив­шиеся в ходе истории церкви, так сильно укореняются, что теперь по­пытки поступить иначе считаются грехом. Оно так и есть — люди соз­дают для себя рамки из традиций, а потом попытки выйти из этих рамок считаются грехом.

Но мы не призваны создавать рамки, у нас один ориентир: слово Божие, и если следовать ему, находя в нем цели, к которым мы должны стремиться, то мы будем успешны в наших действиях. Поймите, есть большая разница между функцией (что нам надо делать) и формой (как нам этого достичь).

У нас была проблема с законничеством: нам не давали свободы, не разрешали использовать электроги­тары, рукоплескать, что-то менять в ходе служения, молиться сидя — нам не хватало этой сладкой свободы. Но теперь мы столкнулись с другой стороной медали (в частно­сти, я) — неправильное понимание свободы во Христе. Мы добились своего: делай, что хочешь, но это не свобода. Можно играть на гитаре и танцевать, но быть таким законни­ком, каких не было и во времена Иисуса.

Свобода, я думаю, — это когда мы можем выбирать. В Послании к галатам Павел очень хорошо опи­сывает свободу христианина. Быть свободным во Христе — это значит жить по духу (Гал. 5:16-18). Рабство для христианина — это жизнь по плоти. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

Когда Христос руководит нами, тогда приходит свобода, тогда па­дают рамки традиций, разногласия между старшим и молодым поколе­ниями, тогда Христос начинает ца­рить, а не наши традиции и не наши «свободные» выходки.



ПАВЕЛ МАРЖАВИН:


«Христианская» вечеринка. После просмотра одного из блок-бастеров — обсуждение фильма. Играет музыка Depeche Mode. В углу — ящик с пивом. «А что, ты в самом деле считаешь, что пить пиво — грех?..» И правда, может ли грех скрываться в напитке? Ведь он — в сердце человека, не так ли? «А мы свободны от греха!»

К сожалению, в этой вечерин­ке, кроме участников, нет ничего христианского. Пропагандируется свобода: «все нам разрешено!» А в сердце то и дело покалывает: «Нет, что-то не так, что-то неправильно...»

Свобода опьяняет. Это известно каждому. И свобода, в действитель­ности, тесно граничит с зависимос­тью. «Зависим от своей свободы» — как вам это? А так и получается, что, поверив во вседозволенность, христиане начинают верить, что им необходимо со свободным сердцем совершать поступки, рабами кото­рых они некогда были.

Свобода же означает, что грех нами не владеет. То есть, теперь мы свободны делать правильный выбор, свободны переоценить свою жизнь, отказаться от каких-то привычек. Верно, что грех таится в сердце чело­века, — он не в бутылке. Но свобода никогда не может служить оправда­нием зависимости. Потому что последняя исключает реальность первой.

У каждого есть своя наболевшая тема, относительно которой никак не получается разобраться: можно это или нет. Можно попытаться расположить возможные грехи по степени их опасности, но это будет ошибкой: мы примем во внимание лишь то, насколько грех заметен и насколько осуждается обществом. Что хуже: покуривать или употре­блять спиртное? Подтрунивать над ближним, надеясь на его понимание и прощение, или участвовать в «кис­лотных» дискотеках?

В обществе пришли к выводу: твоя свобода не должна ущемлять прав других обывателей. Отчасти применимо это и в христианстве. С одним «кроме». Помимо прав и свободы наших братьев и сестер, мы ставим под вопрос авторитет суве­ренного Бога, Святого и Праведного. Не сказано ли, что мы теперь — рабы для Бога? Мы свободны — но во Христе. Покидая Его, мы лишаемся и свободы. Не пытайтесь выкрасть эту свободу у Бога — она не выдер­жит духовного вакуума отделения от Христа. Наша свобода — в Боге.

А потому нужно снова и снова вопрошать себя: не начинает ли что-то из этого мира властвовать надо мной? Не становлюсь ли я рабом обычаев, традиций, своих привычек, желаний, предпочтений, высоких устремлений, прекрасных идеалов?

Большой ответственностью ста­новится эта свобода. Но и она сама дана нам не для того, чтобы мы от этой свободы зависели. Свобода во Христе — это право избирать верный путь. И этим правом надо бы достой­но распорядиться.


назад