Размышления по поводу



Что мы празднуем?



ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ, БОРОДА ИЗ ВАТЫ...


В те еще времена, когда годы тянулись невообразимо долго и скорей хотелось стать взрослой, была у меня вера. Правда, вера, к истинному Богу отношения еще не имевшая. Знание о Боге было у меня до­вольно смутное: знала, что зо­вут Его Иисус Христос, что Он был распят на кресте, но кем и зачем Он был распят — не зна­ла. Поговаривали, что Его распяли евреи, но никак не могла я понять, за что же не любят евреев современных, ведь они никак не могут отвечать за тех, кто распял «нашего русского Бога» почти две тысячи лет назад! И еще не понимала я, ка­кое отношение имеют ко всему этому те, чьи лики изображены на иконах, и зачем им свечки и лампадки. Слышала я, что, по­ставив свечку, можно загадать желание, однако мой личный опыт доказывал, что оно все равно не сбудется.

А вера моя была такая: если чего-то хотеть очень сильно, на­столько сильно, что просто быть уверенной, что это сбудется, — то сбудется. И для этого никуда ходить не надо, никаких свечек ставить не надо, и обряды ника­кие не нужны. Но если хоть не­много сомневаться будешь — не сбудется, как ни напрягайся. И то, во что я так верила, действи­тельно сбылось в свое время.

А в те времена верила я, что когда-нибудь будет у меня сын, и назову я его Александром, как звали моего любимого дедушку. Верила я также, что детей у меня будет двое, но сомнение на этот счет все-таки было.

Прошли годы, вышла я за­муж, родила сына, (как оказа­лось в дальнейшем, единствен­ного), назвала его Александром. Очень мне с ним повезло. Был он такой красивый, голубоглазый, белокурый, кудрявый — ну про­сто ангелочек, а не ребенок! И к тому же такой говорливый, лю­бознательный, добрый, честный — ну, невозможно не избало­вать! И вера у него была. Верил он мне — каждому моему слову.

Вот уж сыночку три годика, Новый год приближается. Елку купили, наряжаем.

А для чего елочка? — ре­бенок спрашивает.

А Дед Мороз придет в Новый год, и если ребенок хо­роший, послушный — для него подарочек под елочкой оставит.

Вот так в первый раз ему солгала. На душе, правда, оса­док был, но ведь все так говорят детям! Надо сделать ребенку праздник. Зачем нарушать тра­дицию?

Утром 1 января, найдя под елочкой подарки, сыночек очень обрадовался. Обрушил на меня кучу вопросов. Пришлось выкручиваться. Говорила, что Дед Мороз знает, чего хочет каждый ребенок. И если ре­бенок в течение года вел себя хорошо — получит именно то, о чем мечтал.

Целый год мой ребенок ве­рой этой жил. Хорошим был! Послушным! Очень машинку хотел, «Скорую помощь». Такую, как у его дяди, моего брата двоюродного, в коллекции стояла. Которую даже потрогать никому было нельзя, можно было на нее только смотреть.

Много магазинов пришлось мне обегать, но безрезультатно. Потому что времена те были — времена тотального дефици­та. Талоны на сахар, чай, мыло, стиральный порошок, и даже на водку и табак! На игрушки та­лонов не давали. Игрушек хоро­ших не было. Их просто было не достать! Книжек детских тоже. И машинки такой я нигде не могла найти.

А Новый год на носу! Звоню брату — так, мол, и так. Машинка очень нужна. Помоги!

Подумал брат и говорит:

Ну, раз он верит в Деда Мороза, как в Бога, — не могу от­казать. Забирай мою машинку.

Весь следующий год ре­бенок тоже хорошим был. Воспитатели в садике его очень любили. Соседи его конфетками угощали. А он их брал и не ел. Потому что мама не разрешает — аллергия. Он эти конфетки мне отдавал. И делился, о чем в следующий раз хочет попросить Деда Мороза.

Со следующим Новым годом проблем у нас не было. И с по­следующими тоже...

Вырос сын. Друзья ему уже давно растолковывали, что по­дарки не Дед Мороз приносит, а мама с бабушкой. Только он не верил! Он маме своей верил! Мне, то есть. И... Деду Морозу! «Молился» ему, желания свои открывал. А желания станови­лись все более невыполнимыми. Да и узнать о них становилось все сложней. Делиться со мной он стал реже.

Вот нашел он однажды под новогодней елочкой плэйер. Он тогда уже в шестой класс ходил. Задумался. Игрушка, конечно, хорошая, и иметь ее очень при­ятно, только он ее у Деда Мороза не просил! Не думал даже о ней никогда!

А мама тогда уже в насто­ящего Бога верила. В собра­ния ходила по воскресеньям. Библию читала. Узнала, что Бога Дедом Морозом подменять нельзя. И сыну всю правду, ко­торую много лет скрывала, рас­сказала...

Перестал сын быть послуш­ным. Верить маме перестал. Мало того, простить ей не мог того, что столько лет она его обманывала! А со временем и в воскресную школу ходить пере­стал. В собрания ходить стал лишь с условием: если чипсов купишь или денег дашь. А по­том в христианский лагерь съездил — и вовсе от мамы от­махнулся: «надоели вы мне все, христиане»...

Здесь бы точку поставить. Но есть у меня еще кое-что, чем поделиться с вами, дорогие мои, хочу. Однажды на обще­ние сестра принесла ксероко­пию из газеты «Московский Комсомолец». И вот что я там вычитала (цитирую с сокраще­ниями):

«Ель у древних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое де­рево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным си­лам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лес­ного божества, дружба с кото­рым для зависящих от «благо­склонности» леса людей была чрезвычайно важна.

Дух жил, разумеется, не в каждой елке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобостраст­ные древние, дабы задобрить духа, получить у него «благо­словение» на следующий год.

Задабривать в старину умели только одним способом — принесением жертв. Когда-то это были человеческие жерт­воприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних елочных игрушек.

Впоследствии магические ритуалы претерпели измене­ния. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украша­лось дарами — яблоками, ку­сочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобрело и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «наме­кали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы полу­чить в следующего году...

Персонаж, без которого невозможно представить себе Новый год, это Дед Мороз. Этот образ также имеет древнее и не­ожиданное происхождение.

В старину зима ассоциирова­лась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных слу­чаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнце­стояния этого персонажа также было необходимо задобрить.

В мистериях друидов при­сутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к де­реву, где и замерзала, что свиде­тельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знако­мая нам... Снегурочка, в сопро­вождении которой приходит на праздник наш Дед Мороз.

Интересно, что у индейцев навахо сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это — одно из имен... дьявола.

Появление Деда Мороза с мешком подарков также истол­ковано не совсем верно. Да, это — мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей...»



РОЖДЕСТВО


И еще один любопытный от­рывочек из газеты, на этот раз касающийся не Нового года, а ритуалов, связанных в нашей стране с Рождеством, хочу я, дорогие читательницы, пред­ставить вашему вниманию. Это из газеты «Аргументы и факты» за 1995 год (тоже с со­кращениями):

«Ни в одном из четырех ка­нонических Евангелий о дате рождения Иисуса Христа не упоминается. И отнюдь не по забывчивости Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дело в том, что христианство первоначально развивалось как одна из «ере­тических сект» иудаизма, иудеи же день рождения не отмечали, считая, что в нем «начало и вина всех скорбей и страданий чело­века» (см. Еккл. 7:1 — прим. О.М.). Лишь в начале III века в Египте, в христианской общине Александрии стали праздновать Рождество, а также Крещение и Богоявление Христово, и делали это 6 января. Праздник был пол­ностью заимствован у древних египтян.

С незапамятных времен по всему побережью Нила в ночь с 24 на 25 декабря проходила ны­нешняя мистерия, во время ко­торой из храмов выносили ста­тую Исиды с младенцем Гором — сыном ее и Осириса, этот обряд полностью перекочевал в рождественский «крестный ход». Из ила жрецы лепили фи­гурки Осириса и втыкали в них зерна ячменя. Через двенадцать дней, когда зерна прорастали, фигурки с криками: «Осирис воскрес!» — бросали в Нил. Прибавьте двенадцать дней к 25 декабря, и получится 6 января: двенадцать было священным числом у египтян...

Дата, считающаяся у всех христиан священной, подска­зана самой природой. Именно в эти дни — 21-25 декабря — на­ступает зимнее солнцестояние, после чего поворачивает «солн­це на лето». Праздник Солнца пышно отмечали древние пер­сы. От них культ Митры проник в Рим, и император Аврелиан даже объявил этого чужеземно­го бога покровителем римлян. Они охотно восприняли новше­ство, тем более что вслед за днем рождения Митры — 25 декабря — начинались 12-дневные са­турналии — время безудержно­го и всеобщего веселья.

В 354 году отцы Церкви про­сто перенесли день рождения Христа с 6 января на 25 дека­бря. Что же касается нашего отечественного православия, то, поскольку оно все еще поль­зуется юлианским календарем, который отстает от григориан­ского на 13 дней, праздник пере­двинулся на 7 января...»


Только, дорогие сестры, не поду­майте, что я против волшебных ска­зок, праздников, подарков и сюрпризов! Добрые сказки нужны — они развива­ют воображение ребенка, обогащают его внутренний мир, насыщают его эмоциями, учат отличать добро от зла, радоваться с радующимися и пла­кать с плачущими. Но нельзя делать подмены!

Давайте просить у Господа му­дрости, чтобы мы могли научить своего малыша отличать сказку от реальности. Чтобы он точно знал: Дед Мороз — понарошку, а Бог — по-настоящему! Чтобы он понимал, что подарок от Деда Мороза нужно про­сить у родителей, и получив, благода­рить Бога, а того, что просишь у Бога, можно и не получить, но это не зна­чит, что Бог — понарошку! Ребенок не должен путать Бога со сказочной до­брой феей или волшебной палочкой. И если, рассказывая малышу сказку про Деда Мороза, мы манипулируем им, суля подарки за хорошее поведение, то не надо удивляться тому, что когда время сказок кончится, он станет манипулировать нами!

Так что давайте праздновать Рождество и Новый год не с обряда­ми и традициями, а с благодарным Господу сердцем за то, что Он прод­лил еще наши дни здесь, для того чтобы мы могли возрастать в Духе, воспитывать правильно наших детей и свидетельствовать о Нем ближним.

О Его непостижимой любви к нам, к каждому падшему грешнику. О том, что более двух тысяч лет назад Сын Божий пришел в этот мир доброволь­но отдать Себя в Жертву для нашего оправдания. О том, что Он пролил Свою святую кровь, для того чтобы стать Дверью в Царство Небесное для всех тех, кто в слезах покаяния оста­вит свой грех у подножья Голгофского креста, признав лично себя вино­вником в Его пролитой крови. О том, что самый последний грешник, поверивший в спасение через Иисуса Христа, при покаянии получает новое рождение — рождение свыше.

С Рождеством вас, дорогие!


Ольга Матросова


назад