Библейские женские образы




Евника и Лоида

(2 Тимофея 1 глава)



«Надежда лицемера погибнет» (Иов 8:13)



Так сложилось, что воспита­нием наших детей занимаемся в основном мы, женщины. Как много известно жизненных историй, когда по молитве ба­бушки или матери дети прихо­дят к Господу! Много примеров дает нам и Библия. Вот одна из таких историй.

Апостол Павел, находясь в заточении в римской тюрьме, пишет «возлюбленному сыну Тимофею» последнее письмо. Как любящий отец, он напо­минает ему, что непрестанно молится о нем и днем, и ночью.

Павел желает видеть Тимофея, чтобы исполниться радостью: «все меня оставили», — дважды повторяет Павел в этом письме (2 Тим. 1:15,4:16).

Он одинок, впереди его ждут страдания, он ищет общения и делится самыми сокровенными мыслями с дорогим его серд­цу учеником. Чтобы убедить Тимофея в искренности этих слов, Павел пишет о своем слу­жении Богу с чистой совестью (1:3). Стремление к служению с чистой совестью было заложено в нем еще прародителями.

Много думая и молясь об этом юноше, Павел вспоминает и о его нелицемерной вере. Эта вера имеет глубокие корни. Павел уверен, что вера, которая обита­ла прежде в бабушке Тимофея Лоиде и матери его Евнике, — обитает и в нем! (1:5).

В Деяниях апостолов в 16 главе написано, что мать Тимофея — уверовавшая иуде­янка, а отец — эллин, то есть язычник. Смешанные браки, очевидно, случались между иудеями в рассеянии. Причем, при обращении в христианство одного из супругов, эти браки не расторгались (1 Кор. 7:12).

Бабушка Тимофея Лоида — благочестивая женщина. Она верила и ждала исполне­ния обетовании Божиих о при­ходе Мессии. Она внушала эту веру дочери Евнике и внуку Тимофею.

В 13 и 14 главах Книги Деяний подробно описывается первое — непродолжительное, но благословенное — миссио­нерское путешествие апосто­ла Павла. После проповеди Евангелия и исцеления хромо­го от чрева матери, в Листре появились ученики (Деян.14: 6-10; 20-21), посев дал большой урожай. Как я понимаю, имен­но тогда эти две благочестивые женщины, услышав проповедь Павла, убедились, что обе­тованный Мессия уже явился! Доказательством этому слу­жат первые стихи 16-ой главы Книги Деяний.

Во время своего второго мис­сионерского путешествия Павел снова в Листре. Хотя в этом го­роде он был побит камнями, но именно здесь он находит учени­ка Тимофея. Павел услышал от братьев из Листры прекрасное свидетельство об этом молодом христианине и потому пожелал взять Тимофея с собой на труд.

Почему же Павел, обраща­ясь к молодому служителю с последними напутствиями и пожеланиями, подчеркивает и указывает на нелицемерную веру его бабушки и матери? Он знает, какой коварный грех — лицемерие, — вроде бы со­всем невинный и незаметный. Павел очень строг к себе и дру­гим в отношении к этому греху. Даже апостола Петра он при всех обличил в грехе лицемерия в посланиях к Галатам (Гал. 2:11-14). Своим обличением Павел не преследовал цели уко­рить Петра, оно было лишь про­явлением искренней братской любви, направленной на то, что­бы помочь Петру и всей церкви преодолеть этот грех.

В Библейском словаре о ли­цемерии сказано: «Лицемерием считается такое поведение человека, при котором слова и поступки не соответствуют вну­тренним убеждениям».

Еще одно из направлений лицемерия — лесть. Лицемер льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближне­му (Прит. 28:23; 29:5). Лестью пред Богом названа в Пс. 77:36 молитва, которая не исходит из глубины сердца. В Новом Завете Иисус строго обличает фарисеев и книжников, называя их ли­цемерами (Матф. 23:27-29). У многих из них первоначальное рвение в служении Господу сме­нилось привычкой и стало лишь внешним выражением благо­честия. Своей напускной набож­ностью они вводили в заблужде­ние не только окружающих, но и самих себя (Матф. 6:2,5).

Под благочестивой внеш­ностью скрывается лицемерие — дух, направленный против Бога. В этом опасность набож­ности, когда, как указано в Библейском словаре, стирается граница между мнимым и ис­тинным благочестием (Матф. 15:7-8; 16:3; Луки 12:1).

Беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе о втором Его пришествии на землю заканчи­вается историей о судьбе злого раба, участь которого — ока­заться с лицемерами, там, где будет плач и скрежет зубов. (Матф. 24:51). Грех лицемерия будет строго наказан.

В одном старом христи­анском журнале написано: «Лицемер всю жизнь работает для сатаны, а ждет награды от Бога». Не потому ли Иов гово­рит: «Надежда лицемера по­гибнет» (Иов 8:13). Мы, Божьи дети, должны избавляться от лицемерия и заменять его ис­тинной любовью и искренней верой, выражаемой в делах.

Познакомившись с семьей Тимофея, Павел увидел и по­чувствовал в этих женщинах на­стоящую искреннюю, сильную, нелицемерную веру. Вера, ко­торая жила в их сердцах, теперь укрепилась, укоренилась во Христе и передалась Тимофею. Павел ценил это в Тимофее, зная, что без веры угодить Богу невозможно.

Лоида и Евника жили так, как говорили. Маленький Тимофей слышал и видел, чем они жили. Получив от бабушки и мамы это драгоценное сокро­вище — нелицемерную веру,

теперь молодой служитель хо­чет во всем подражать своему духовному наставнику. В своем прекрасном послании Павел пишет: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии...» (2 Тим. 3: 10-11). Тимофей теперь — вер­ный сотрудник, готовый выпол­нять все поручения апостола.

Несмотря на то, что отец Тимофея — язычник, а мальчи­ки обычно склонны подражать отцу, Лоида и Евника с любовью и терпением внушали ему веру в живого Бога. Совсем не легко ребенку избрать правильный путь в жизни, особенно в семье, где родители, живя под одной крышей, каждый идет своим путем, и ребенок должен делать выбор между мамой и папой.

Я очень хорошо понимаю этого мальчика, т.к. мое дет­ство очень схоже с детством Тимофея. Мой папа, прекрас­ный семьянин, трудолюбивый, честный, уважаемый в обще­стве и на производстве человек, никак не принимал Божьих истин. Он очень любил меня, единственного ребенка, и всегда говорил мне: «Оля, слушай меня и делай то, о чем я тебя прошу». Мама же, будучи еще право­славной, с детства рассказывала мне много церковных историй, а когда покаялась, много моли­лась, и мы вместе читали слово Божье, ходили в церковь. Она не настаивала и не торопила меня с крещением. Никогда не устраивала папе скандалов, когда клеветали на него, будто у него есть женщины, а наоборот,всегда учила меня любить, по­виноваться и почитать его.

В таких семьях только силь­ный жизненный пример влияет на детей. Сколько в наших церк­вях таких семей?

Дорогие сестры, только ис­кренняя, сильная, нелицемер­ная вера поможет нам приобре­сти для Господа наших детей и мужей! А приобретать их нужно без слов (1 Петра 3:1), жизнен­ным примером. Мой папа при­шел к Господу через 29 лет по нашим неотступным молитвам и вере! И стал искренним, бого­боязненным христианином.

Второе, о чем пишет Павел Тимофею: «...кем ты научен...» (2 Тим. 3:14-15). Тимофею ну­жен был мужчина, который за­менил бы ему отца и наставил его. И Павел стал для юного Тимофея духовным отцом. Он, как любящий отец, пишет: «...держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня..., храни добрый залог Духом святым» (1:13-14); «укрепляйся, сын мой, в благо­дати Христом Иисусом» (2: 1); «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2:3); «помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова» (2:8); «юношеских похотей убе­гай, а держись правды» (2:22); «глупых и невежественных со­стязаний уклоняйся» (2:22-23); «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие...» (3: 1). Это воистину отцовские пре­достережения на всю будущую жизнь Тимофея, когда Павла уже не будет с ним!

Я с благодарностью в сердце по сей день вспоминаю пасторов, которые посещали нас, поддер­живали, вдохновляли. Особенно тепло я вспоминаю своего дядю, который был мне духовным на­ставником, заботился о моем духовном росте, увещевал, уте­шал, когда надо мной смеялись, унижали и поносили в школе. По-отцовски заботился обо мне регент хора, в котором я пела с юных лет. О, как нужны духов­ные наставники сегодня! Как много молодых людей мы недо­считываемся в наших церквях, потому что нет духовных отцов и матерей!

И последнее. Павел напоми­нает: «...притом ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (3:15).

«...С детства знаешь...». Павел знает важность этого священного родительского дол­га — учить детей Священному Писанию с раннего детства, читать и рассказывать им би­блейские истории. Тимофея учили этому бабушка и мать. Как передать это детям живо и захватывающе? Как научить их искренно молиться? Только живя, нелицемерно веря в то, чему мы их учим!

Наши дети очень хорошо отличают истину от фальши. Они видят, чувствуют, читают и повторяют нас! А потому, доро­гие бабушки и мамы, проверим себя: похожи ли мы на Лоиду и Евнику? Всегда ли наша вера была нелицемерной, а совесть чиста?

Ведь чистая совесть у Павла — от прародителей, а нелице­мерная вера Тимофея — наслед­ственное сокровище. Чтение Слова Божьего, искренние го­рячие молитвы, нелицемерная вера — принесут плоды! И тогда наши дети и внуки станут мис­сионерами и служителями.

А вы, матери и бабушки, ко­торые только пришли к Господу, не унывайте и живите верой, мо­литесь — и Бог ответит вам!


Ольга Мокан

назад



Hosted by uCoz