Свидетельство
Сеется семя
Все, что может рука твоя делать, по силам делай
(Еккл. 9:10)
Вместе с сестрами и братьями я работаю в дневном приюте для уличных детей при Доме Молитвы на Поклонной горе. Общаясь с беспризорниками и вникая в их страшные своей обыденностью жизненные истории, отчетливо понимаешь, что мир обезумел и неумолимо катится в пропасть.
О взаимоотношениях с родителями подростки зачастую рассказывают с улыбкой, маскируя таким образом свои чувства. Больше всего в этих историях меня потрясает то, что частой причиной ухода детей из дома является именно мать, которая предназначена Богом быть хранительницей домашнего очага, источником любви и тепла. Причина банальна: алкоголизм со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Долгое время дети, попавшие в такие обстоятельства, терпят, по-своему любя и жалея непутевую маму, не умея что-либо изменить в жизни. Когда же они достигают подросткового возраста, то начинают искать вне родных стен то, чего им не хватает — дружеских отношений, любви, заботы, помощи, защиты. Находят же обычно лишь суррогат всего этого...
О том, какие чувства испытывают ребята, вскользь упоминая о родителях, можно только догадываться. Антон, например, однажды со смехом сказал, что мама, когда он был маленький, предлагала прохожим купить его за бутылку водки. Вадик категорически заявил, что домой ни за что не вернется, потому что мать в порыве гнева чуть не задушила его ремнем. Маша, смущаясь, поведала, что ребята дразнят ее «бомжихой», потому что мама зачастую валяется в пьяном виде на улице. Катя на одном из библейских уроков, темой которого была заповедь «почитай отца своего и мать», сказала: «А я маму бью, потому что она меня не слушается» . Увидев недоумение на наших лицах, объяснила: «Когда мама напьется, я укладываю ее в постель, но она слезает с кровати и ползет ко мне на кухню. Тогда я бью ее и тащу обратно».
Не менее болезненно ударяет по юным душам и потеря матери по любой другой причине. Мама Светы, Вовы и Саши была лишена родительских прав и уехала в другой город. Отец стал пить и не заботился о детях. Один за другим они сбежали из дома. Через несколько лет старшая дочь Света стала наркоманкой, подрабатывающей на жизнь проституцией; Вову убили в подвале, когда он там спал; Саша сидит в тюрьме. Элю мама родила в 15 лет и, видимо, не имела большой привязанности к дочке. Через несколько лет развелась с мужем и ушла, оставив ему девочку. Эля рано начала сбегать из дома, «дышать» клеем, а в 13 лет стала проституткой. Два брата, Рома и Алеша, после смерти матери ушли от отца, спасаясь от его пьяных выходок, и несколько лет жили в люке теплотрассы. Когда они подросли, их пути разошлись. Рома стал «панком», наркоманом и алкоголиком, несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.
Алеша, младший, более мягкий по характеру и уверовавший в Бога, пробовал жить с отцом и мачехой и даже устраивался на работу, но через некоторое время все бросал и вновь уходил на улицу. «Тянет к друзьям», — виновато объяснял он.
Многих ребят изгоняют из дома сами родители за ту или иную провинность. Катя не объяснила нам причины, по которой ей пришлось оставить семью. Через несколько месяцев бродячей жизни девочка забеременела. Родители, узнав о ее положении, остались непреклонны в своем решении не пускать дочку домой, а ей было всего 15 лет!
Сбегают из дома и те подростки, которые не желают подчиняться разумным требованиям домашних. Лера и ее младший брат Гена приехали в наш город из Москвы. По словам ребят, их «достал» отец, который требовал, чтобы они возвращались домой не позже 11 часов вечера. Гена вскоре исчез в неизвестном направлении, а Лера, обитая на улице, вкусила все прелести «свободной жизни».
Размышляя над всеми этими историями, я поняла, что сейчас у детей нет того страха перед улицей, какой был еще лет 10—15 назад, раньше они старались удержаться дома, несмотря на тяжелые обстоятельства.
К сожалению, всех детей, покинувших родительское гнездо, ждет одна незавидная участь: жизнь в подвале или на чердаке, пагубные пристрастия, подорванное здоровье, неуравновешенная психика, асоциальное поведение, потребительское отношение к окружающему миру и нежелание прилагать усилия для изменения сложившейся ситуации. Девочек вовлекают в проституцию, некоторых мальчиков — в гомосексуальные связи. Беспорядочные ранние половые связи обеспечены всем.
Ценность как своей, так и чужой жизни, резко снижена. Некоторые бездомные дети без всякой бравады заявляют, что не боятся смерти, так как им уже надоело жить. Антон, бывший детдомовец, узнав, что убили его друга, очень расстроился и сказал с сожалением: «Лучше бы вместо Вовки убили меня. Все равно я никому не нужен». Другой Антон, 13-летний миловидный, небольшого роста мальчик, скитался по подвалам несколько лет из-за жестокого отчима. За это время он стал алкоголиком, употреблял героин. Увещевая его, мы с грустью и болью в душе говорили: «Антон, если не остановишься на этом пути, очень быстро погибнешь!». Тот ответил с глубоким равнодушием: «Ну и что! Мне все равно». С таким же легкомыслием и жестокостью относятся они и к другим людям. Однажды группа подростков, собираясь на очередную «разборку», намеревалась взять в качестве оружия металлические прутья. На наш вопрос: «А вдруг кого-нибудь убьете?» — ответили спокойно: «Убьем, так убьем...».
Цинизм и извращенность разума беспризорников ужасает. Однажды на уроке мы обсуждали, как Бог относится к греху. Услышав от нас, что возмездие за любой грех, будь то воровство или убийство — смерть, несколько человек заявили: «Если это все равно, тогда лучше «замочить».
Почти все уличные дети, чтобы не погибнуть от голода, воруют. Один юноша, самый старший из всех, как-то со вздохом сказал:
— Если бы вы знали, как я устал воровать! Хочется жить дома, работать и быть нормальным человеком!
— Что же тебе мешает, Вова?
— Если вернусь домой, вдруг меня милиция схватит и «пришьет» какое-нибудь дело?
— А ты начни жизнь сначала. Приходи в церковь на богослужение. Дух Святой коснется твоего сердца, ты покаешься, и больше не будешь воровать.
— Как это: утром украсть, а вечером пойти в церковь? Я так не могу!
— А ты попробуй в этот день не воровать.
— Так ведь кушать хочется!
Подобные оправдания находятся всегда, лишь бы ничего не менять в своей жизни. Привычка воровать у некоторых ребят настолько сильна, что они не брезгуют красть и в приюте, и в церкви: пропадали у нас сумочки, фотоаппараты, мыльницы для жидкого мыла, зеркала. Обнаружив очередную пропажу, вспоминаешь лица ребят, их глаза, улыбки, прощальные реплики и недоумеваешь: «Кто же из них мог это сделать?». На душе становится тяжело и гадко, ведь даже собака не кусает руку, которая подает ей пищу. Обычно беспризорники не выдают воришку, но большинство из них все же не одобряют таких поступков.
Не менее серьезной проблемой уличных детей является токсикомания. Почти все беспризорники, особенно младшего школьного возраста, «дышат» клеем, краской, морилкой и толуолом, причем спектр этих веществ постоянно расширяется. Стойкая зависимость развивается очень быстро. Они рассказывали нам, что утром выпрашивают деньги на клей, днем — на еду, а вечером — снова на клей. Немудрено, что зачастую они приходят к нам в одурманенном состоянии, причем с дьявольской хитростью стараются соблазнить и других. Мы всячески боремся с этим злом и не допускаем таких детей на наши общения. Видя их, дрожащих от холода и интоксикации, перемазанных краской «Карат» и источающих резкий специфический запах, чувствуешь одновременно острую жалость к ним и собственное бессилие. Ведь вера — от слышания Слова Божьего, а их затуманенное сознание с трудом воспринимает что-либо серьезное!
Удивительно, как Господь действует и через этих ребят. Несколько лет назад, накануне Рождества, мы навестили уличных детей возле одной станции метро. Заметив новенького мальчика, грязного и оборванного, мы покормили его, а потом спросили:
— Ты знаешь, Кто такой Иисус Христос?
Он сразу же, не задумываясь, ответил:
— Спаситель!
— Откуда ты об этом узнал?
— Лёлик рассказал!
А Лёлик — десятилетний Алеша, вечно чумазый уличный мальчуган, не расстающийся с тюбиком клея, все же иногда посещал нас в трезвом виде. За это время Господь смог вложить в его жаждущее спасения сердечко Благую весть и даже сделал миссионером среди дикого племени уличных детей!
Лень и потребительство — неотъемлемые черты характера наших питомцев. Андрей после смерти матери решил устроиться на работу, но оказалось, что у него нет паспорта. Мы предлагали свою помощь, пытаясь подтолкнуть его к действиям, но прошла неделя, вторая..., месяц, а сдвигов так и не было, как нет их до сих пор!
Очень небрежно беспризорники относятся к своей одежде: она быстро пачкается, рвется, теряется, либо воруется своими же товарищами по несчастью. Да и как сохранить ее чистой, живя в подвале? Почти каждый день кто-нибудь из них прибегает в трескучий мороз без куртки или шапки, поэтому приходится срочно доставать необходимое. Самое главное слово, которое мы слышим от них — «дайте!». В этом году на Рождество мы подарили каждому ребенку по две пары теплых носков и по вязаной шапочке. На следующий день выяснилось, что лишь небольшая часть детей воспользовалась подарком по назначению, остальные же — кто продал, кто потерял, а у кого все украли... Что же делать — в наказание за небрежность больше ничего из одежды не давать? Но как смотреть спокойно на мучения замерзающего ребенка? И все продолжается дальше...
Часто хитроумные подростки стараются обмануть нас, выпрашивая жетоны или деньги на проезд, например, к «Врачам мира», убеждая, что эта поездка крайне необходима. Уступаешь их натиску, а позже выясняется, что жетоны были проданы, а деньги потрачены на клей. В следующий раз смотрят в глаза еще более честно и уговаривают еще более горячо, и опять мучаешься сомнениями: «Дать или не дать? Может быть, в этот раз они не обманут?».
Сердца уличных детей — твердая почва. Посеянное нами семя, образно говоря, требует длительного ухода, обильной поливки, постоянного рыхления почвы, защиты от сорняков и вредных насекомых, способных быстро загубить слабые росточки. К сожалению, уходя от нас, где они слышат о добром, чистом и вечном, беспризорники возвращаются в ту среду, где действуют совсем другие законы: жестокие, циничные и безнравственные. Именно поэтому их путь к Богу так долог. Некоторые из наших ребят попали в СИЗО за совершенные преступления.
Самое важное для уличных детей — проявление к ним безусловной любви, в которой они так нуждаются! В спокойной, радушной обстановке ребята успокаиваются и сами стараются относиться к нам уважительно, открывают свои проблемы, начинают доверять. Если же возникает конфликт, то это чаще бывает с теми, кто пришел в нетрезвом виде или «дышал» клеем. Сколько требуется мудрости и такта, чтобы не вызвать с их стороны вспышки гнева и непредсказуемой агрессии и в то же время оставаться строгим и непреклонным по отношению к данному греху!
Радостные дни частенько чередуются с днями огорчений. После спектакля «Дитя Любви», показанного для молодежи на Рождество, ребята пришли в класс вдохновленные и в хорошем настроении. Вова от избытка чувств даже подпрыгивал на месте. Мы от всей души радовались за них и благодарили Бога за действие Духа Святого. На следующий день и Вова, и все его друзья пришли, уколовшись героином после полугодового воздержания... И тут же Господь для нашего ободрения послал радость: в этот день впервые помолился десятилетний Дима, который почти ежедневно «дышал» краской. В молитве он поблагодарил Бога за то, что Андрей подарил ему носки. Было вдвойне приятно слышать это!
Мы благодарим Бога за те маленькие радости, которые имеем в своем труде. Разве не удивительно, что эти сорванцы сидят за партами и читают Библию, задают вопросы по теме, поют любимые христианские гимны, помогают в уборке территории молитвенного дома? Мы радуемся, что некоторые из них вернулись домой и продолжают учиться. Несколько человек стали посещать богослужения и молодежные общения. Радует и то, что ребята, переписываясь с попавшими в СИЗО друзьями, советуют им верить в Иисуса Христа и не возвращаться больше в прежнюю компанию. Один мальчик написал: «Антон, пустырь, где мы собирались, теперь закрыт: там строят дом. Но ты не волнуйся: когда выйдешь на волю, всех нас найдешь в церкви»!
В нашем дневном приюте мы продолжаем помогать беспризорникам, чем можем, по нашим силам и средствам: кормим их, помогаем одеждой, лечим раны, ободряем, назидаем и вместе читаем Слово Божие. Молитвенная группа в церкви молится о каждом конкретном ребенке, братья и сестры приносят нам по расположению сердца одежду, обувь и варенье, жертвуют деньги.
Те, кто работает с беспризорниками, заключенными и бомжами в ночлежках, наверное, испытывают примерно те же переживания, что и мы в своем дневном приюте — перед нами словно «черная дыра»: посев делается, а жатвы нет — одно потребительство, использование доброты и терпения верующих людей... С детьми видеть это — особенно горько и больно. Вопрос «Сколько можно прощать?» возникает снова и снова, как во времена апостола Петра...
Иногда огорчаешься до такой степени, что не хочется идти снова на труд. Потом попросишь у Господа терпения, искренней расположенности, жалости... Понимаешь, что другой альтернативы нет: что может доброго делать рука твоя — делай! Жатва — не наше дело. Результативность, сводки, бодрые рапорты о числе покаявшихся и крещенных — не наш удел. Кто из нас может предвидеть: у кого из наших воспитанников, когда, при каких обстоятельствах, пусть хоть при смерти — мелькнет строчка из Евангелия, христианской песни... «Сеется семя на голой скале, сеется семя, хоть слезы блестят...».
Антонина Симусёва,
воспитатель приюта
«Луч надежды» при Доме
молитвы на Поклонной горе,
Санкт-Петербург