На духовные темы



Снимите порчу и сглаз


Дорогая редакция!

Очень часто на церковную кафедру приходят записки с просьбой совершить особую молитву «ос­вобождения от порчи, сглаза». Комментариев на это, как правило, нет. Если ты со Христом, может ли действовать на тебя проклятье? Есть ли разница между порчей и проклятьем? Надо ли бояться действия бесовских сил?

Л. Калитина


Не знаю, как насчет «очень часто приходят», допускаю, что в иных христианских церквах во­обще не приходят записки подобного содержания. Но твердо знаю, что даже если такие молитвенные просьбы утаиваются и не озвучиваются, они реально существуют. Или, во всяком случае, суще­ствует проблема, которую облекают в слова: «порча», «сглаз». Я столкнулась с этим, когда собирала материал для книги «Улыбка Веельзевула», пытаясь понять, что стоит за этой проблемой, выдуманная она или настоящая. Ведь динамитные эти словечки «сглаз» да «порча» хорошо прижились в нашем посткоммунистическом обществе, воспринимаются органично, даже воп­росов не вызывают.

Вот, болеть начал, — говорит один просве­щенный человек другому. — Наверное, кто-то порчу навел.

Собеседник практически без всяких коммента­риев понимает, что произошло, снисходительно и сочувственно пропуская иронию, смягчающую такое значимое сообщение.

Известен и дальнейший сценарий действий «испорченного». Тот, кто хотя бы раз, пусть даже в шутливом тоне заговорил о порче, сделает все, чтобы от обременительной этой штуки избавить­ся. К кому обратиться? К колдуну, целительнице или знахарю, бабушке-шептунье — именно они предоставляют подобного рода услуги. С гаранти­ей. Собственно, магия и различает лишь эти две болезни — порча и сглаз.

Что тут скажешь — мир... Люди, не знающие Бога, чувствуют себя совершенно беспомощными и беззащитными перед силами зла, буквально изнемогая от страха. И небезосновательно. Настоящая, не фальшивая магия способна вызывать демонов, управлять ими для пагубного воздей­ствия на незащищенных в духовном плане людей. Надо признать, что это не фокусы, не обман зрения и слуха, а духовная реальность. Есть великие колдуны и маги, наученные князем бесовским Веельзевулом, которые способны в той или иной степени повелевать силам зла. Выражение «про­давшие душу дьяволу» тоже не лишено основания. Существует категория людей, которые действительно приняли участие в таком товаро­обмене, чтобы иметь власть и могущество совершать колдовство. Им дана возможность вы­зывать чудеса ложные. Апостол Павел указывает на «того, которого пришествие, по действию сата­ны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9).

Но даже в этом случае просто так, беспричин­но, дьявол нападать не может. Милость Христа, жертва Господа, принесенная на Голгофском кре­сте, во многом ограничила круг действия сатаны. Бог хранит и проносит чудесным образом над опас­ностями, связанными с реалиями духовного мира, даже если мы ничего об этом не знаем. Случается, потом нас будто озаряет: так ведь это Господь не дал тогда погибнуть, ведь Бог спас... Действитель­но, Бог хранит, даже если мы в гордыне, неведе­нии и безумном своем противлении воле Божьей не просим Его об этом. Человек должен первым сделать какой-то шаг в сторону темных сил, чтобы лишиться ничем не заслуженного благословения. Таким шагом может быть, например, желание с помощью магии удалить черное пятно из попорченной бесами ауры, ликвидировать сглаз и т.д. Движимые страхом, люди готовы на любую сделку с совестью, лишь бы получить освобожде­ние от временных земных мук.

Ну, а верующие и познавшие любовь Бога? По­чему же они повторяют вслед за изнывающим от страха миром те же слова, автоматически модели­руя в своей жизни те же проблемы? Ведь письмо, если вникнуть, лучшим образом это показывает. Прежде всего, сестра напугана. Отсюда характер ее вопросов: может ли действовать проклятие, если я со Христом? Вопрос риторический. Ответ для тех, кто когда-либо читал Евангелие, один: нет, не может. Отсюда и негодование, и ужас вопрошающей: если проклятие исключено, почему же порча?! Я же со Христом! (Читай — у меня стопроцентная страховка!) Наконец, кульминация: надо ли бояться бесовских сил? По сути, вновь вопрос риторический. Автор, отдает себе отчет или нет, уже боится. Она в смятении и страхе, потому что столкнулась с темной, непонятной для нее областью, будто заглянула в отверстую пропасть, а там — лишь туман клубится...

Беда в том, что затронутая область действи­тельно туманна, полна недомолвок, много в ней не­выясненного. Она относится к тем «тайнам» духов­ного мира, где смутных теорий, догадок и предпо­ложений существовало, и по сей день существует, больше, чем четких ответов. Не каждый пастор или служитель Божий возьмется обсуждать с вами особенности этой духовной сферы, сказав, что лучше вам этого не касаться вовсе. Руководствуясь подобными наставлениями, мы чаще всего боимся действовать по удостоверению собственного ума и сердца — а вдруг окажемся на шаткой болотистой почве? Так недолго и утонуть. Кроме того, суще­ствуют крайности в подходах: одни верующие со­вершенно отрицают явления, называемые порчей и сглазом, другие придают им чересчур большое значение, объясняя все неудачи в жизни исключительно их действием. Но прежде чем попытаться хоть что-нибудь понять в столь сложном вопросе, попробуем дать определение тому, о чем мы говорим, — порче, сглазу. И уже тут нас будут поджидать трудности.

Четких однозначных определений не суще­ствует. Порчей называют и последствия колдовского воздействия, и некий «пробой» энергетической системы человека, произошедший вследствие проклятия, и так называемые родовые проклятия. Внешне это выражается в привязчивых неизлечимых болезнях, сухотке, бесконечной череде неприятностей, безбрачии, пристрастии к дурным привычкам — алкоголизму, наркомании, азартным играм, сексуальным извращениям и т.п. Под сглазом понимают положение дел, когда удача вдруг отворачивается от человека, за что бы он ни взял­ся — ничего не выходит. Считается, что из-за сгла­за может измениться характер и нрав человека (был веселый, стал мрачный и угрюмый), ребенок неожиданно становится непослушным, отноше­ния в семье между мужем и женой разлаживают­ся, возлюбленная непонятно почему уходит к другому и т. д. Причину всему этому видят в зависти к везунчикам и счастливчикам, которую испытывают и определенным образом выражают недобрые люди. Бытует мнение, что сглазить мож­но и самого себя, если будешь чрезмерно хвалить­ся своими достижениями и успехами. Но в основ­ном порчу и сглаз насылают всякие черные маги и колдуны через заклинания и магические ритуалы. Именно черные, потому что есть еще и белые, которые якобы существуют для того, чтобы ликвидировать страшные последствия черного колдовства.

Так или иначе, можно заметить одну весьма важную для нашего понима­ния порчи и сглаза особен­ность — это уве­ренность в том, что негативное воздействие при­ходит извне как духовная агрес­сия врага. Вся вина за мои беды и несчастья ле­жит на других. Есть я — невин­ная жертва, и есть враги, ко­торые на меня покушаются, ищут моей погибели. Я со Христом, всегда хороший, светлый и чистый. Враги, понятное дело, все время замышляют и тво­рят против меня свои черные дела, насылая одно проклятие за другим. И тогда сам собой в полный рост встает недоуменный вопрос: что ж Христос не защищает? Обещал ведь: «не оставлю тебя и не по­кину тебя» (Евр. 13:5), а я страдаю. Почему стрелы вражеских заклинаний достигают меня?

Думается, что такая картина жизни и такое представление о причинах собственных бед явно искажены, если смотреть на происходящее через Евангелие. Как это ни парадоксально, мы, назы­вающие себя христианами и твердо декларирую­щие свою веру в Иисуса Христа, нередко очень плохо знаем своего Господа, а потому в ответствен­ные минуты жизни заходим в тупик и теряемся в догадках, что же ждать нам от Него, а на что надеяться не можем, не имеем права. Личность Христа для нас туманна и загадочна, и это вопрос не столько веры (человек действительно искренне верит в Иисуса), сколько познания Господа и собственного духовного возрастания. Когда за каждым новым поворотом и изгибом нашего зем­ного пути мы будем видеть фигуру Христа, Его руку, указующую путь, мы вряд ли заблудимся. Но чаще всего, хорошо зная, что Господь есть, мы, будто не замечая склонившегося к нам в любви Бога, желаем сами искать выход из лабиринта. Мы говорим: я со Христом — и одновременно потоки гнева обрушиваем на своих братьев и сес­тер. Христос же осудил гнев в гораздо большей степени, чем убийство. Мы говорим: я люблю Христа — и одновременно не можем простить невестку или зятя, тещу или родного брата. Кля­немся, обещаем — и не держим своих обещаний сплошь и рядом. Не творим милости. Раздража­емся, завидуем, бываем корыстны и эгоистичны, нисколько не хотим терпеть, радуемся неправде, но не сорадуемся истине. И многое, многое другое. Так с кем мы в таком случае? Неужели со Хрис­том, Который сказал так не поступать?

В результате мы бываем так же далеки от Гос­пода любви, как земля от неба. Значит, проблема прежде всего в нас самих, в наших испорченных сердцах и нашей весьма больной совести.

Если окунуться в Евангелие и постараться ус­лышать голос Христа, а не собственных предубеж­дений, то ничего иного мы не услышим, кроме обращений прежде всего к нашим собственным сердцам. Господь говорит: посмотри Моими глаза­ми, что происходит лично с тобой, а не с кем-то другим. Пойми, в какой переделке нуждаешься прежде всего ты сам, и когда осознаешь это, когда раскаешься и захочешь избавиться от того, что отделяет тебя от Меня, — Я исправлю тебя. Нигде и ни при каких обстоятельствах Христос не учит искать врагов вне вашего сердца. Ведь именно там, а не на каких-то мифических территориях, совершается та самая духовная брань, которую. подразумевают, когда говорят о порче и прочих демонических нападках.

Можно, конечно, вспомнить: «Берегитесь лже­пророков...» (Мф. 7:15); «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение...» (Лк. 21:8); «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей...» (Флп. 3:2). Так ведь «берегитесь» — это прежде всего нежность и любовь Христа, Его предостережение, указание на то, что все будет на пути Его учеников: и злые делатели, и лжепророки с фарисеями, и соблазны всевозможные. Но не искать всего этого призывает Христос, а знать, что будут, встретятся на пути такие опасности. И быть готовыми к этой опасной встрече.

Разве нет врагов? Разве нет тех, кто проклина­ет и гонит верующих во Христа? Никто не отрица­ет, что они были, есть и будут. Все дело в нашем отношении к ним. И победа или поражение наши от этого зависят. Если мы со Христом, то слышим Его голос: «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Нам заповедано не искать врагов вне собственной души, не озираться по сторонам в предчувствии внешних опасностей, не бояться вообще того, что снаружи, а лишь благотворить внешним, благословлять внешних и молиться за них. Рефрен всей Благой, то есть Ра­достной, Вести: ничего не бойтесь, потому что Я с вами! «Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).

Кто не боится? Ответьте сами себе.

Если быть честными, то для очень многих из нас заповеданное Христом — недосягаемые духов­ные высоты. Но дело в том, что только там, на этой духовной высоте, мы можем чувствовать себя в полной безопасности. Там действительно стопро­центная страховка, и ни одна раскаленная стрела лукавого не коснется нас. Если уходим — удаля­емся из сияющей области Христовых пожеланий, превращаемся в мишени для лукавого и получаем множество поражений. И никто не застрахован от них — таков путь любого христианина, который много раз оступается и падает, удаляясь с пути Христа, чтобы после мучений и мытарств возвращаться на него вновь и вновь. В этом случае, согласитесь, не остается никакого места порче или сглазу в том их значении, о котором говорилось выше. Поэтому считаю неуместным применять подобные понятия к жизни людей, отдавших себя Христу. Они из другой области, где живут по законам мира сего.

Я уверена, что никакое колдовство не может распространяться на тех, кто действительно Хри­стов. Все заклинания и магические ритуалы самой высшей пробы бессильны против Христа в нас. Но даже христиане своим непониманием личности Бога, в которого верят, Его благой воли относи­тельно нас, недостатком веры — могут навлечь на себя проклятие и наказание Божье, которое обще для всех.

Никто не отменял Божьих благословений и проклятий. Никто не упразднил силу слов Божь­их: «Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно ис­полнять все заповеди, то... придут на тебя все благословения сии, и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор. 28:1-2). Важно слышать голос Христа, нашего Господа, чтобы быть благословенными. Соответ­ственно, если не слышим Его голос, лишаемся благословений, попадая под проклятия, которых тоже никто не отменял. Перечень их при желании можно освежить в памяти, обратившись к книге Второзаконие 28:16-68.

Увы, чаще всего мы, обретя дар веры, действу­ем как противники Бога, причем даже яростные, навлекая на себя Его гнев. По дремучему заблуж­дению, неосознанно и, конечно же, непреднаме­ренно, но это не упраздняет действия Божьей спра­ведливости. Ведь нет никакой другой возможнос­ти обличить нас в неправде, кроме скорбей и страданий, которые и получаем в полной мере. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказа­ния Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6).

Во времена апостолов не зря так много чудес свершалось именем Иисуса Христа. Все для того, чтобы раз и навсегда показать верующим, что «пред именем Иисуса преклонилось всякое коле­но небесных, земных и преис­подних» (Флп. 2:10). Задача же дьявола всегда была в том, чтобы уп­разднить одер­жанную Иису­сом победу и, не­смотря на нее, за­ставить людей падать и прекло­нять колена пе­ред князем бе­совским, тем самым признавая его власть. И когда мы начина­ем бояться колдовских чар, сил, воздействия какой бы то ни было магии, ког­да открываем свое сердце для страха — мы таким образом даем место или местечко дьяволу. Страх, если это, конечно, не страх Божий, имеющий со­вершенно другую природу, — верный признак того, что мы в чем-то поддались лукавому обольстителю, дали ему соблазнить себя. Сердце наше, трепещущее в боязни, свидетельствует, что где-то мы перед Богом неправы.

Важно не оставлять это без внимания. Нельзя задвигать такое чувство вглубь и никак не реаги­ровать на него. Страх от дьявола, которому, надо признать, поддаются и христиане, разрушителен, он калечит и убивает наши души. Важно также знать, нет ничего такого, что верующему челове­ку нельзя было бы исправить с Господом, прибе­гая к Его милосердию, любви в раскаянии и мо­литве. И помня апостольское наставление: «Толь­ко живите достойно благовествования Христова... подвизаясь единодушно за веру евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников; это для них есть предзнаменование погибели, а для нас — спасения. И сие от Бога...» (Флп.. 1:27-28).


Галина Сульженко,

христианский журналист


назад

Hosted by uCoz