Библейские женские образы



Ревекка-мать


Дорогие читатель­ницы! В прошлом номере мы рассмат­ривали 24 главу книги Бытие, где подробно описывается сватов­ство Ревекки Исааку. Вымоленная у Бога невеста едет навстречу своему жениху. Встреча состоялась в поле, куда Исаак вышел поразмыслить. Их глаза встретились — и они полюбили друг друга с первого взгля­да. Это была чистая, небесная любовь, которая излилась в их сердца по молит­вам отца Исаака — мужа веры Авраама, а также его верного слуги Елиезера.

Итак, милая, услужливая, не­винная, скромная Ревекка стала женой Исаака. Она вошла в семью Авраама — родоначальника еврей­ского народа, отца всех верующих. Исаак возлюбил ее без предвари­тельных знакомств и тайных сви­даний, даже первая их встреча со­стоялась в присутствии Елиезера. Как это красиво, чисто и благосло­венно в Божьих глазах!

И утешила Исаака в печали по матери его. Своей нежностью, доб­ротой Ревекка утолила его сердеч­ную тоску. А ведь ему было уже сорок лет (Быт. 25:20) — зрелый мужчина со сформировавшимся характером. Добродетельная жена умеет утешать, ободрять, поддер­живать мужа в тяжелую минуту. Живя в шатре Сарры, в котором Ре­векка ничего не изменила и не выб­росила ради своего любимого мужа, затаив дыхание, она слуша­ла о чудных Божьих обетованиях и о том чуде, которое совершил Гос­подь над ним однажды на одной из гор в земле Мориа (Быт. 22:2), и о многом другом. Восхищаясь их ве­рой и благословениями, она вновь и вновь благодарила Бога, что именно для нее Он сохранил Исаака — этого верой ждали его родители 25 лет!

Интересно, что Авраам, овдо­вев, не торопил сына жениться, как это часто делаем мы, родители, ука­зывая своим сыновьям (и даже дочерям) на возраст и говоря, что им уже «пора». Он молился — и Гос­подь чудесным образом ответил в назначенное Им время.

Исаак и Ревекка знают и по­мнят Божьи обетования, данные Аврааму: «...Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:5-7). Но вопреки всем Божьим обетованиям — Ревекка неплодна. Опыт родителей научил Исаака обо всем просить у Бога. «И молился Исаак Господу о жене своей... и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Быт. 25:21). Давая нам обетования, Господь хочет научить нас полагаться на Него с верой и ждать. Господь ус­лышал Исаака — и новая эра начи­нается в этой семье. Господь верен — Он исполнил Свое обещание. Через двадцать лет бездетного бра­ка Ревекка становится на путь ма­теринства (стих 26). Мы видели ее юность, смиренное начало семей­ной жизни, а теперь рассмотрим ее как мать.

Господь дал женщине познать счастье материнства. Адам назвал свою жену Евой (Быт. 3:20). Ева — жизнь. Женщине дано вынашивать новую жизнь в себе. Бог сказал ей в Эдемском саду: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Первая беременность для женщи­ны — и радость ожидания, и тревога, и переживание, и страдание. Как ждала Ревекка это­го долгие годы! А теперь, почув­ствовав в себе жизнь, которую дал ей Сам Господь, и поняв, что дети в утробе уже бьются, она сказала: «если так будет, то для чего мне это?» (Быт. 25:22). Видимо, она представляла себе радость мате­ринства по-другому, а когда все произошло именно так, как хотел Бог, она говорит: «для чего мне это?»

О, как мы порой похожи на Ревекку! Прося чего-то у Бога, мы заранее представляем себе, каким должен быть ответ, и, не получив его таким, говорим Богу: «Если это так, то для чего мне это»? Вспомним Марию, мать Иисуса: имея нелегкую беременность, она смиренно сказала, что она раба Господня, и исполняла волю Отца небесного без ропота и сомнения.

А Ревекка, уже зрелая женщина, испугалась, что детей будет двое, и минутная слабость побуди­ла ее к молитве. Она знает, что нужно делать, когда путь, которым ведет тебя Господь, неясен тебе: «И пошла вопросить Господа» (стих 22). Для Него нет маловажных дел, и Он ответил ей: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается силь­нее другого, и больший будет слу­жить меньшему» (Быт. 25:23). Это было Божье откровение, пророчество о будущем ее детей.

«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее» (стих 24). Сколько радости было в семье пат­риарха Авраама, когда исполни­лось обещание Господне в этих двух мальчиках! Именно они продолжат этот святой род: старший — Исав, меньший — Иаков. Ревекка поня­ла, что обетование принадлежит Иакову. Она помнит это все годы и следит за этим.

«Дети выросли...» (Быт. 25:27). Исав стал искусным охотником и много времени проводил в полях и лесах. Иаков больше находился дома в обществе матери и деда, Авраама. Стих 28 открывает нам отрицательные черты характеров Исаака и Ревекки — долгожданные дети не соединили, а разделили их! Кажется, от нежных добрых отно­шений не осталось и следа — семья разделилась надвое: Исаак любит Исава, Ревекка любит Иакова. По­явились «мой» и «твой», «папин» и «мамин». Отцы обычно любят и гордятся сильными, смелыми, му­жественными сыновьями. Слабые, домашние — это «маменькины сынки». Могли ли при таких условиях развиваться братские чувства и сердечность между этими детми? Нет! А жизнь продолжает­ся, и ошибки родителей, как снежный ком, разрастаются все больше с каждым днем.

Очень интересен еще один факт: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его...И сварил Иаков кушанье...» (Быт. 25:28-29). Удивительно, но каждый в этой семье готовит себе то, что ему по вкусу! Мать перестала заботиться о пище для всей семьи, особенно к приходу детей. Может быть, поэтому уста­лый, измученный Исав, не найдя в тот день ничего покушать, отдает свое первородство Иакову за чече­вичную похлебку? (стих 34). Как несчастна та семья, в которой каждый готовит только для себя: один жарит яичницу, другой варит макароны, третий еще что-то... Но только семейную, совместную тра­пезу благословляет Бог! Как счастлива мать, когда вся семья вместе, и хотя едят самую скромную пищу, но с благословением Господним!

Следующий факт приносит семье еще больше горя: Исаак со­старился, притупилось его зрение, и он собирается умирать, а потому решает срочно благословить стар­шего сына Исава по закону перво­родства. Притупилась ли память Исаака, как и зрение, или вкусная пища, которую готовил ему любим­чик, пленила его, но он забыл обе­тование Божье, что больший будет служить меньшему. И, призвав Исава, он просит: «приготовь мне кушанье, какое я люблю, и прине­си мне есть, чтобы благословила тебя душа моя...» (Быт. 27:4).

Что делает в этот момент Ревек­ка? Зорко наблюдая за мужем и старшим сыном и подслушав их разговор, она понимает намерение Исаака. Помня обетование Божье, она, тем не менее, не спешит воп­росить Его, как при беременности, а быстро принимает свое решение. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки — даже слова мужа о его скорой смерти не тронули ее сердца и не изменили ее намерений! Разве пожилой Исаак не послушал­ся бы ее слов, если бы она с любо­вью напомнила ему Божье обетова­ние об их детях? Разве он не поже­лал бы ожидать того времени, ко­торое назначил Бог, если бы Ревек­ка предложила ему? Но нет! Ревек­ка не хочет вопрошать Бога, не же­лает советоваться с мужем — он для нее не авторитет, у нее нет времени ждать. Она стала своевольной, дес­потичной матерью. Она решает все сама!

«Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе» (Быт. 27:8). Она не просит, не советует — приказывает! И сама готовит Исааку кушанье, какое он любит. Иаков пе­реживает, боится обманы­вать отца, боится прокля­тия (стихи 11-12). А что же говорит Ревекка? «На мне пусть будет прокля­тие твое, сын мой; только послушайся слов моих...» (стих 13). Какой ужас, ка­кие страшные слова! Она ослеплена — не боится ни лжи, ни проклятия; она думает, что цель освящает сред­ства достижения ее... Но даже доб­рая цель не оправдывает и не улуч­шает скверных способов ее дости­жения!

Далее описано, как они обману­ли старого отца, обложив руки и шею Иакова кожей козлят. Исаак сомневается и удивляется, как мог Исав так скоро найти дичь. А Иаков, по примеру матери, оправдывает свой поступок ложью, не боясь для убедительности упо­мянуть Самого Бога! И говорит отцу: «потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» (Быт. 27:20). Как страшно творить грех, защищая свою ложь именем Бога! Исаак сомневается и, чтобы удосто­вериться, что это Исав, ощупывает Иакова. Он говорит: «голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы» (стих 22). Сколько печали в этих словах... Разве может отец перепутать голоса своих детей? Но он обманут, обманут любимой женой и сыном! Нет ничего больнее, чем обман от самых дорогих и близких тебе людей!

Как только Исаак благословил Иакова, пришел Исав с ловли своей (Быт. 27:30-31). Он приготовил ку­шанье, принес отцу и просит благо­словить его. Исаак спросил: «кто ты?» Он ответил: «я сын твой, пер­венец твой, Исав... И вострепетал Исаак весьма великим трепетом...» (стихи 32-33). И сказал ему Исаак: «брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое» (стих 35). «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? Благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал... И возненавидел Исав Иакова за благословение, ко­торым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова, брата моего» (стихи 38, 41).

Когда Ревекке пересказаны были слова Исава, она сказала Иакову: «встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда. Для чего мне в один день ли­шиться обоих вас? »(Быт. 27:43-45). Вот так закончилось то «благо­словение», которое Ревекка отвое­вала для сына обманом. Братья ста­новятся врагами, Иаков бежит из родного дома и скрывается 20 лет в Харране. Там он пожинает то, что посеял. Он обманул отца и брата, — за это сам будет обманут десять раз (Быт. 31:41). А как жестоко обманут его сыновья, про­дав Иосифа в рабство! (Быт. 37:18-28). Никогда жизненное благополучие не строится на лжи. Обещание Ревекки забрать Иакова не исполнилось. Вернувшись через двадцать лет, он не нашел своей лю­бимой матери, а Исаак, который собирался умирать, все еще жил.

Хотя нигде в Библии Господь не порицает Ревек­ку за ее действия, как и Сарру за Агарь, но это уроки для нас, чтобы мы на их примере научились, как нам не должно поступать. Сколько горя и сердечной боли пережили Ревекка и Исаак из-за вражды между их сы­новьями, а ведь это было по их собственной вине! Прекрасная, нежная, любящая жена Исаака, став ма­терью, совершает много ошибок, показав нам, что не начало спасает, а конец.

Итак, первая ошибка: каждый из них имеет лю­бимчика; вторая ошибка: нет совместной семейной трапезы; третья ошибка: мать подслушивает разговор отца и сына; четвертая ошибка: она пре­небрегает авторитетом мужа и не желает совето­ваться с ним; пятая ошибка: ослепленная любовью, учит сына лгать, посеяв вражду в собственном доме; шестая ошибка: советует Иакову бежать из родного дома. В результате — рождение детей не скрепило их любовь, а разделило их и принесло этой семье много горя.

Позже премудрый Соломон напишет: «Благосло­вение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22). Сколько печали принесло Ревекке это ворованное «благословение»! Она лиши­лась любимого сына и никогда больше не видела его, хотя обещала забрать его (Быт. 27:45), она не рада была жизни от жен Исава (Быт. 27:46). Как страдала эта уже немолодая женщина — ее жизнь стала просто невы­носимой! Возможно, эти страдания смирили ее и привели к Богу. Может быть, от этой тоски и неизвес­тности она ушла из жизни раньше Исаака?

Господь предсказал благословение Иакова, но как это должно было произойти, мы не знаем, потому что Ревекка решила собственными силами осуществить Его план. О, матери, сколько горя причиняем мы себе и детям своей слепой материнской любовью! Кто-то сказал: «Назначение женщины как матери до высшей степени важно и серьезно». Жизнь, которую дает нам Господь и которую мы носим под сердцем, требует самой большой заботы! И самой важной задачей мате­ри является воспитание детей. Не потому ли апостол Павел пишет: «спасется через чадородие, если пребу­дет в вере, любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15)?

Влияние матери сильно проявля­ется в жизни детей; то, что она дела­ет для них, даже если это не кажет­ся особо важным на первый взгляд, проявится однажды в вечности. Гос­поди, исполни нас Святым Духом, научи нас верить и любить, чтобы в чистоте и святости воспитать достой­ное поколение для Царствия Твоего!


Ольга Мокан

назад

Hosted by uCoz