Библейские женские образы
Невеста
Пышное, нарядное белое платье, прозрачная фата, нежные цветы и рядом стройный жених — мечта каждой девочки. И это не порок. Это вложил в нее Сам Господь, потому что брак установлен Богом. Первый брак был заключен в Едемском саду, а первой невестой была Ева, которую привел к Адаму Сам Господь. Адам был очарован ею и сказал: «...вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою...» (Бытие 2:23).
Вступление в брак — одно из самых важных событий в жизни человека. Это начало совершенно новой жизни, когда двое связывают свои судьбы воедино! И если эта связь, осуществлена по воле Господа, она будет благословенной.
Давайте рассмотрим один из библейских браков, чтобы внимательно исследовать облик невесты, ее убранство, характер, готовность к этому великому событию. Невеста всегда, во все времена вызывала особый интерес. И до сего дня люди, идя на брачный пир, в первую очередь желают посмотреть на невесту.
Итак, 24 глава Бытия — сватовство Ревекки.
Авраам состарился, овдовел и думает о будущем своего любимого единственного сына. Он не хочет, чтобы его обетованный сын женился на хананеянке. Авраам и мысли не допускает, что возможно перевоспитать язычницу, чтобы она смогла вместе с Исааком от всего сердца служить живому Богу. Бог обещал Аврааму умножить семя его, как песок земной (Бытие 13:16), а потому жена Исаака должна быть только из его родной земли, от его народа. Для выполнения этой задачи Авраам приглашает раба Елиезера, старшего в доме, и просит поклясться, что тот исполнит его желание (Бытие 24:1-4).
Верный, предусмотрительный раб хочет знать конкретно, как ему поступить в случае, если женщина не захочет идти с ним (Быт. 24:5). Может, тогда нужно Исаака возвратить на родину Авраама? Авраам решительно возражает: «Берегись, не возвращай сына моего туда» (Быт. 24:6). «Берегись...»! Сколько заботы, отцовской любви, предупредительности в этих словах. Как хорошо было бы, если бы все отцы так переживали и ревновали о том, чтобы их дети не возвращались в мир, а выбирали себе спутников жизни только из Божьего народа! На этот вопрос управляющего Авраам, муж веры, говорит: «Бог пошлет ангела Своего пред тобою, и возьмешь жену сыну моему оттуда... только сына моего не возвращай туда» (Быт. 24:7-8).
Елиезер поклялся и, взяв верблюдов господина своего, пошел в Месопотамию, к брату Авраама Нахору. Поскольку предстоял длинный и долгий путь, был снаряжен целый караван. Сколько дней понадобилось, чтобы пройти этот путь в 1000 км, нам неизвестно, но однажды под вечер Елиезер остановил верблюдов у колодца в то время, когда женщины приходят сюда за водой.
Какой прекрасный урок для нас, женщин, — иметь специальное время, чтобы «черпать» вместе из колодца свежую живую воду! Именно в это время уставший караван остановился вблизи города. Тяжелый путь пройден, цель достигнута. Вот он — город Нахора! А что же дальше? Как найти ту, единственную, которую Бог предназначил Исааку? Елиезер, проживший жизнь рядом с Авраамом, научился у своего господина молиться везде и всегда. И в этот ответственный момент, о котором Елиезер думал весь путь, он молча молится, прося Господа, Бога Авраама, пемочь ему. Его не смущает «неподходящая» обстановка, ведь он не в храме, а среди верблюдов и незнакомых женщин... «И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом... и девица, которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт. 24:12,14).
О чем же просит Господа Елиезер? Чтоб избранница была стройной, красивой, богатой? Вникнем в каждое слово, сказанное им Богу, и поймем, что этот человек прекрасно знал, какие качества должна иметь будущая жена Исаака! Он просит Бога, чтоб она была трудолюбива, дружелюбна, приветлива. Это и есть те самые качества, которые украшают женщину.
«Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка... и кувшин ее на плече ее... И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт. 24:15, 17-20).
Перед Ревеккой стоял пожилой человек, случайный путник с обветренным, запыленным лицом. Казалось бы, какое ей дело до него и его уставших верблюдов! Думаю, что другая сказала бы отрывисто и грубо: «вот колодец, черпай, сколько угодно тебе и твоим верблюдам! Я спешу, меня ждут дома!» Но слышится ее нежный, кроткий, приветливый ответ: «пей, господин мой...» Она не знает, кто он, но готова послужить этому незнакомому человеку! Человек тот смотрел на нее с изумлением, в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет. Слов нет, одно изумление оттого, что он увидел и услышал...
«Когда верблюды перестали пить...» (Быт. 24:22). Ревекка не просто налила им воды один раз, из вежливости, а наливала, пока они не перестали пить. А ведь верблюдов было десять! Значит, чтобы напоить всех их, нужно было около 300 литров. Источник был внизу, надо было спуститься к нему, зачерпнуть воды и отнести, вылить в поило. Она все делала ловко, быстро, усердно. Видно было, что эта работа ей не впервые. Это обычный повседневный труд, который она выполняет с радостью. Тяжелая работа не пугает ее, а спорится в руках!
Наблюдая молча, Елиезер понял, что Господь ответил ему. В награду он подарил ей золотые украшения. Но в то же время он спешит задать так волновавший его вопрос: «Чья ты дочь?»... Его сердце трепетало, ему немедленно хотелось узнать, кто воспитал такую приветливую, добрую, отзывчивую, трудолюбивую девицу. Кто те люди, которые научили ее уважать старого человека, отвечать на его просьбы? «Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору» (Быт. 24:24). «И преклонился человек тот и поклонился Господу» (24:26). Елиезер не просто говорит: «Слава тебе, Господи!». Он падает ниц пред Господом, благословляет имя Его! Ибо это истинный Бог, который слышит, отвечает и исполняет желание боящихся Его! Слава Ему! Оказывается, эта девица не только добродетельна, но и гостеприимна! Она с радушием говорит ему о готовности принять его в дом своих родителей (24:25).
«Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего», — сказал Елиезер (24:27). Войдя в дом Вафуила, Елиезер рассказывает, как Господь руководил его путешествием, и, услышав их ответ, что от Господа пришло это дело, он поклонился Господу до земли (24:52). Как часто бывает в нашей жизни, когда, получив ответ, мы забываем поклониться Господу неба и земли!
Наутро Елиезер собирается в обратный путь. Он спешит довести дело до конца. Теперь слово за Ревеккой. Скромная и смиренная, наблюдая молча за всем и слушая рассказ Елиезера, она своим чутким сердцем поняла, что это от Господа. Она видела и слышала молитвы Елиезера, полные благодарности Богу. И потому на вопрос: «Пойдешь ли с этим человеком?» просто ответила: «Пойду». Какие могут быть колебания, сомнения, когда Сам Господь руководит твоей жизнью?! Это счастье, это благословение!
Итак, Ревекка — невеста. Она едет навстречу жениху. Что взяла она с собой, кроме кормилицы (ст. 59), не знаем, но ясно одно — она была готова к замужеству. У нее было прекрасное приданое от родителей. Из чего же оно состояло?
1. Красота. Девица была прекрасна видом, очень красива. Красота — это дар Божий. А если дар, — значит, никто не может хвалиться, быть высокого мнения о себе. Те, кто гордятся своей физической красотой, как правило, духовно бедны, нищи и пусты. Впрочем, в молодости все — красивы и привлекательны! Красота — это не только лицо и фигура, но и поведение.
2. Чистота. Дева, которой не познал муж. Бог в Своем Слове все называет своими именами. Когда была молодой, я стеснялась этих слов в Библии. С возрастом поняла, как это важно в жизни. Потому Господь так просто и ясно сказал о Ревекке, чтобы каждая девушка знала, какой она должна быть до свадьбы. Как мало мы говорим о целомудрии. Словно боимся выглядеть «несовременными». В миру это «приданое» не считается богатством, над целомудрием девушки могут даже смеяться, как над «отсталыми» взглядами. Прогресс и цивилизация тут ни при чем, ценности всегда остаются прежними. И всякому жениху хочется быть у невесты первым. И чтобы белое платье новобрачной было действительно символом чистоты и непорочности. Сколько упреков и слез потом в семьях — от легкомысленно утраченного девства! Казалось бы, такая «малость»! Но истоки неуважения мужа к жене — очень часто кроются в этой самой «малости». Невинность девушки — ее бесценная собственность, ее сокровище, которое так легко потерять и невозможно возместить. Это — святая красота божественного дара, хранить ее надо, как жемчужину. Потеряв ее, девица становится похожа на уцененный товар с распродажи.
3. Доброе воспитание: А) Приветлива. Это особое украшение души. Ревекка проявила это прекрасное качество при встрече с пожилым человеком, случайным путником. Для нее так думать и поступать — было совершенно естественным, она не делала никакого усилия. От избытка сердца говорят уста...
Б) Трудолюбива и услужлива. Такая женщина — благословение для мужа, цена ее выше жемчугов (31 гл. Притчей). Она охотно делает все своими руками и не командует мужем. Наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Все умеет делать: ковры, покрывала, одежду, кушанья. С любовью служит всем в доме и не ждет особой благодарности ни от кого. Труд дает ей бодрость и здоровье. Она приносит славу мужу своему. Муж, когда сидит со старейшинами у ворот, хвалит ее.
4. Хороший характер. Мужественна, решительна. Ревекка поняла, что это сватовство — от Господа. И на вопрос домашних: «Пойдешь ли с этим незнакомым человеком?» храбро ответила: «Пойду!». Ее ответ был проявлением великой веры! Так быстро решиться на то, чтобы уйти в полную неизвестность из любящего родительского дома, где прошли ее детство и юность! Сколько молодых семей разбито оттого, что молодая жена не хочет рвать с привычной обстановкой, не хочет идти за мужем, потому что ей удобней остаться с мамой. В псалме 44:11 сказано: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего». Ревекка сделала это, не колеблясь.
5. Скромность. Путь ее до встречи с женихом был долгим и трудным. Так бывает в жизни многих девиц. Ревекка, заметив жениха издали, сразу спустилась с верблюда, закрыла лицо. Она знает, что придет день, когда она будет принадлежать ему, и только он будет наслаждаться ее красотой. Господь сотворил тело девушки особенно привлекательным. К сожалению, как много мы встречаем теперь тех, кто специально рекламирует красоту своего тела и лица... Подобные обольстительницы умеют красиво одеться, раздеться, говорить, смеяться... — Разве это совместимо с девичьей скромностью? Пожилые люди знают, как быстро кончается «век» таких ярких «бабочек», что летят на огонь и думают, что не повредят своих легких крылышек... Что посеешь, то и пожнешь! Господь благословляет только скромных и смиренных.
И ввел ее Исаак в шатер матери своей, она сделалась ему женою, и он возлюбил ее. Своим нежным, приветливым характером, своей красотой она утешила Исаака в печали по матери его (24:67).
Очаровательная невеста — украшенная, приготовленная для мужа своего! Вся слава и достоинство девушки — красота ее внутреннего человека. Этими духовными богатствами была одарена Ревекка.
1. Такой же чистой девой должна предстать пред Христом Его невеста — Церковь. (2 Коринфянам 11:2).
2. "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе" (Песни песней 4:7)
Господи! Да будут дочери наши чисты, невинны, приветливы, скромны и трудолюбивы!
(Продолжение следует: «Ревекка — мать»).
О. Мокан