Библейские женские образы



Невеста


Пышное, нарядное бе­лое платье, прозрачная фата, нежные цветы и рядом стройный жених — мечта каждой девочки. И это не порок. Это вложил в нее Сам Господь, потому что брак установлен Бо­гом. Первый брак был зак­лючен в Едемском саду, а первой невестой была Ева, которую привел к Адаму Сам Господь. Адам был очарован ею и сказал: «...вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою...» (Бытие 2:23).

Вступление в брак — одно из самых важных со­бытий в жизни человека. Это начало совершенно новой жизни, когда двое связывают свои судьбы воедино! И если эта связь, осуществлена по воле Господа, она будет благословенной.

Давайте рассмотрим один из библейс­ких браков, чтобы внимательно исследо­вать облик невесты, ее убранство, характер, готовность к этому великому событию. Невеста всегда, во все времена вызывала особый интерес. И до сего дня люди, идя на брачный пир, в первую очередь желают посмотреть на невесту.

Итак, 24 глава Бытия — сватовство Ревекки.

Авраам состарился, овдовел и думает о будущем своего любимого единственно­го сына. Он не хочет, чтобы его обетован­ный сын женился на хананеянке. Авраам и мысли не допускает, что возможно перевоспитать язычницу, чтобы она смог­ла вместе с Исааком от всего сердца слу­жить живому Богу. Бог обещал Аврааму умножить семя его, как песок земной (Бы­тие 13:16), а потому жена Исаака должна быть только из его родной земли, от его народа. Для выполнения этой задачи Ав­раам приглашает раба Елиезера, старшего в доме, и просит поклясться, что тот ис­полнит его желание (Бытие 24:1-4).

Верный, предусмотрительный раб хо­чет знать конкретно, как ему поступить в случае, если женщина не захочет идти с ним (Быт. 24:5). Может, тогда нужно Исаака возвратить на родину Авраама? Авраам решительно возражает: «Берегись, не возвращай сына моего туда» (Быт. 24:6). «Берегись...»! Сколько заботы, отцовской любви, предупредительности в этих словах. Как хорошо было бы, если бы все отцы так переживали и ревновали о том, чтобы их дети не возвращались в мир, а выбирали себе спутников жизни только из Божьего народа! На этот вопрос управ­ляющего Авраам, муж веры, говорит: «Бог пошлет ангела Своего пред тобою, и возьмешь жену сыну моему оттуда... только сына моего не возвращай туда» (Быт. 24:7-8).

Елиезер поклялся и, взяв верблюдов господина своего, пошел в Месопотамию, к брату Авраама Нахору. Поскольку предстоял длинный и долгий путь, был снаряжен целый караван. Сколько дней понадобилось, чтобы пройти этот путь в 1000 км, нам неизвестно, но однажды под вечер Елиезер остановил верблюдов у колодца в то время, когда женщины приходят сюда за водой.

Какой прекрасный урок для нас, женщин, — иметь специальное время, чтобы «черпать» вместе из колодца све­жую живую воду! Именно в это время уставший караван остановился вблизи города. Тяжелый путь пройден, цель достигнута. Вот он — город Нахора! А что же дальше? Как найти ту, единственную, которую Бог предназначил Исааку? Ели­езер, проживший жизнь рядом с Авраамом, научился у своего господина молиться везде и всегда. И в этот ответ­ственный момент, о кото­ром Елиезер думал весь путь, он молча молится, прося Господа, Бога Ав­раама, пемочь ему. Его не смущает «неподходящая» обстановка, ведь он не в храме, а среди верблюдов и незнакомых женщин... «И сказал: Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстре­чу мне и сотвори милость с господином моим Авра­амом... и девица, которой я скажу: "наклони кув­шин твой, я напьюсь", и которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим» (Быт. 24:12,14).

О чем же просит Господа Елиезер? Чтоб избранница была стройной, краси­вой, богатой? Вникнем в каждое слово, сказанное им Богу, и поймем, что этот че­ловек прекрасно знал, какие качества дол­жна иметь будущая жена Исаака! Он про­сит Бога, чтоб она была трудолюбива, дружелюбна, приветлива. Это и есть те самые качества, которые украшают жен­щину.

«Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка... и кувшин ее на плече ее... И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его» (Быт. 24:15, 17-20).

Перед Ревеккой стоял пожилой че­ловек, случайный путник с обветренным, запыленным лицом. Казалось бы, какое ей дело до него и его уставших верблюдов! Думаю, что другая сказала бы отрывисто и грубо: «вот колодец, черпай, сколько угодно тебе и твоим верблюдам! Я спешу, меня ждут дома!» Но слышится ее нежный, кроткий, приветливый ответ: «пей, господин мой...» Она не знает, кто он, но готова послужить этому незнакомому че­ловеку! Человек тот смотрел на нее с изумлением, в молчании, желая уразу­меть, благословил ли Господь путь его или нет. Слов нет, одно изумление оттого, что он увидел и услышал...

«Когда верблюды перестали пить...» (Быт. 24:22). Ревекка не просто налила им воды один раз, из вежливости, а нали­вала, пока они не перестали пить. А ведь верблюдов было десять! Значит, чтобы напоить всех их, нужно было около 300 литров. Источник был внизу, надо было спуститься к нему, зачерпнуть воды и от­нести, вылить в поило. Она все делала ловко, быстро, усердно. Видно было, что эта работа ей не впервые. Это обычный повседневный труд, который она выпол­няет с радостью. Тяжелая работа не пугает ее, а спорится в руках!

Наблюдая молча, Елиезер понял, что Господь ответил ему. В награду он подарил ей золотые украшения. Но в то же время он спешит задать так волновавший его вопрос: «Чья ты дочь?»... Его сердце трепетало, ему немедленно хотелось узнать, кто воспитал такую приветливую, добрую, отзывчивую, трудолюбивую девицу. Кто те люди, которые научили ее уважать старо­го человека, отвечать на его просьбы? «Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору» (Быт. 24:24). «И прекло­нился человек тот и поклонился Господу» (24:26). Елиезер не просто говорит: «Слава тебе, Господи!». Он падает ниц пред Господом, благословляет имя Его! Ибо это истинный Бог, который слышит, отвечает и исполняет желание боящихся Его! Слава Ему! Оказывается, эта девица не только добродетельна, но и гостеприимна! Она с радушием говорит ему о готовности принять его в дом своих родителей (24:25).

«Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего», — сказал Елиезер (24:27). Войдя в дом Вафуила, Елиезер рассказывает, как Господь руко­водил его путешествием, и, услышав их ответ, что от Господа пришло это дело, он поклонился Господу до земли (24:52). Как часто бывает в нашей жизни, когда, получив ответ, мы забываем поклониться Господу неба и земли!

Наутро Елиезер собирается в обрат­ный путь. Он спешит довести дело до конца. Теперь слово за Ревеккой. Скром­ная и смиренная, наблюдая молча за всем и слушая рассказ Елиезера, она своим чут­ким сердцем поняла, что это от Господа. Она видела и слышала молитвы Елиезера, полные благодарности Богу. И потому на вопрос: «Пойдешь ли с этим человеком?» просто ответила: «Пойду». Какие могут быть колебания, сомнения, когда Сам Господь руководит твоей жизнью?! Это счастье, это благословение!

Итак, Ревекка — невеста. Она едет навстречу жениху. Что взяла она с собой, кроме кормилицы (ст. 59), не знаем, но ясно одно — она была готова к замужеству. У нее было прекрасное при­даное от родителей. Из чего же оно состо­яло?

1. Красота. Девица была прекрас­на видом, очень красива. Красота — это дар Божий. А если дар, — значит, никто не может хвалиться, быть высокого мнения о себе. Те, кто гордятся своей физической красотой, как правило, духовно бедны, нищи и пусты. Впрочем, в молодости все — красивы и привлекательны! Красота — это не только лицо и фигура, но и поведение.

2. Чистота. Дева, которой не познал муж. Бог в Своем Слове все называет своими именами. Когда была молодой, я стеснялась этих слов в Библии. С возрастом поняла, как это важно в жиз­ни. Потому Господь так просто и ясно сказал о Ревекке, чтобы каждая девушка знала, какой она должна быть до свадьбы. Как мало мы говорим о целомудрии. Словно боимся выглядеть «несовремен­ными». В миру это «приданое» не счита­ется богатством, над целомудрием девуш­ки могут даже смеяться, как над «отсталыми» взглядами. Прогресс и цивилизация тут ни при чем, ценности всегда остаются прежними. И всякому жениху хочется быть у невесты первым. И чтобы белое платье новобрачной было действительно символом чистоты и непо­рочности. Сколько упреков и слез потом в семьях — от легкомысленно утраченного девства! Казалось бы, такая «малость»! Но истоки неуважения мужа к жене — очень часто кроются в этой самой «малости». Невинность девушки — ее бесценная собственность, ее сокровище, которое так легко потерять и невозможно возместить. Это — святая красота божественного дара, хранить ее надо, как жемчужину. Потеряв ее, девица становит­ся похожа на уцененный товар с распрода­жи.

3. Доброе воспитание: А) Привет­лива. Это особое украшение души. Ревекка проявила это прекрасное каче­ство при встрече с пожилым человеком, случайным путником. Для нее так думать и поступать — было совершенно есте­ственным, она не делала никакого усилия. От избытка сердца говорят уста...

Б) Трудолюбива и услужлива. Такая женщина — благословение для мужа, цена ее выше жемчугов (31 гл. Притчей). Она охотно делает все своими руками и не ко­мандует мужем. Наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Все умеет делать: ковры, покрывала, одежду, кушанья. С любовью служит всем в доме и не ждет особой благодарно­сти ни от кого. Труд дает ей бодрость и здоровье. Она приносит славу мужу своему. Муж, когда сидит со старейшина­ми у ворот, хвалит ее.

4. Хороший характер. Муже­ственна, решительна. Ревекка поняла, что это сватовство — от Господа. И на вопрос домашних: «Пойдешь ли с этим незнакомым человеком?» храбро ответи­ла: «Пойду!». Ее ответ был проявлением великой веры! Так быстро решиться на то, чтобы уйти в полную неизвестность из любящего родительского дома, где про­шли ее детство и юность! Сколько моло­дых семей разбито оттого, что молодая жена не хочет рвать с привычной обста­новкой, не хочет идти за мужем, потому что ей удобней остаться с мамой. В псалме 44:11 сказано: «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего». Ревекка сделала это, не колеблясь.

5. Скромность. Путь ее до встре­чи с женихом был долгим и трудным. Так бывает в жизни многих девиц. Ревекка, заметив жениха издали, сразу спустилась с верблюда, закрыла лицо. Она знает, что придет день, когда она будет принадле­жать ему, и только он будет наслаждаться ее красотой. Господь сотворил тело де­вушки особенно привлекательным. К со­жалению, как много мы встречаем теперь тех, кто специально рекламирует красоту своего тела и лица... Подобные обольсти­тельницы умеют красиво одеться, раз­деться, говорить, смеяться... — Разве это совместимо с девичьей скромностью? Пожилые люди знают, как быстро конча­ется «век» таких ярких «бабочек», что ле­тят на огонь и думают, что не повредят своих легких крылышек... Что посеешь, то и пожнешь! Господь благословляет толь­ко скромных и смиренных.

И ввел ее Исаак в шатер матери своей, она сделалась ему женою, и он воз­любил ее. Своим нежным, приветливым характером, своей красотой она утешила Исаака в печали по матери его (24:67).

Очаровательная невеста — украшен­ная, приготовленная для мужа своего! Вся слава и достоинство девушки — красота ее внутреннего человека. Этими духовными богатствами была одарена Ревекка.

1. Такой же чистой девой должна предстать пред Христом Его невеста — Церковь. (2 Коринфянам 11:2).

2. "Вся ты прекрасна, возлюблен­ная моя, и пятна нет на тебе" (Песни песней 4:7)

Господи! Да будут дочери наши чисты, невинны, приветливы, скромны и трудо­любивы!

(Продолжение следует: «Ревекка — мать»).


О. Мокан



назад

Hosted by uCoz