Библейские женские образы




Материнское проклятие



Всегда ли образы женщин Библии несут в себе некое положительное, поучительное для нас начало? Поло­жительное не всегда, а вот поучительное — во всех случаях.

Мы пытались понять жизнь, речь, посмотреть в глаза этих жен­щин, заглянуть в их дом и изучить быт. Найти то, что Бог хочет нам сказать, нам, современным женщинам.

Мать... Сколько терпения, кротости, особенной доброты, горя­чей любви в этом слове! Бог доверил ей ведущую роль в судьбе чело­вечества — деторождение и воспитание будущего поколения. Назна­чение женщины— быть матерью — является ореолом всех ее добро­детелей. Мать направляет характер своего ребенка к добру или ко злу, к благословению или проклятию. Рассмотрим образ матери Михи. Время, в которое жила эта женщина, в чем-то схоже с нашим временем. Переходный период, частая смена власти, беззаконие, кор­рупция, растущая преступность, анархия и т.д. Все это происходило и в то время, потому что в Израиле не было царя. Но Бог поставил над израильтянами судей. Однако, как долго жил судья, так долго израильский народ служил Богу. Когда же судья умирал, израильтяне снова отступали от Бога и поклонялись идолам.

В то время, когда правили судьи, каждый делал то, что ему каза­лось справедливым, каждый поклонялся Богу так. как считал нужным. Перед нами семья, которая живет по своему правилу, забыв заповеди Божьи. Из прочитанного отрывка становится ясно, что жили мать и сын вдвоем. Был ли жив отец семейства, или она была вдовой — мы не знаем. Одно ясно — эта мать очень любила своего сына и старалась накопить для него побольше серебра, храня его в своих тайниках. Возможно, она была либо одинокой, либо вдовой. Такая женщина всегда берет на себя заботу о своем возлюбленном чаде. Ей не на кого больше надеяться. Кто же еще позаботится о нем?! Каждый сикль серебра был запрятан далеко-далеко для него, для единственного!

А сын знал ее слабость, что все в доме для него, и потому любил выискивать мамины тайники. Самое главное — не копить детям се­ребро, а научить их честности, взаимному доверию (все,что в доме, в семье, — все наше, все принадлежит всем!) Но есть вещи и ценно­сти, которые принадлежат только родителям. Мы, родители, обязаны научить детей не прятать, а делить с нами вместе и избыток, и лише­ния семьи!

Помню, в детстве у нас была соседка, очень хорошая добрая женщина. Жила она трудно, воспитывала двух детей. Муж находился в тюрьме. Наварит, бывало, варенья и спрячет далеко-далеко. А сы­нишка ее, придя из школы, перевернет весь дом и с дружками съест все от радости, что нашел мамин тайник. Возвратившись с работы и найдя пустую банку, она начинала бранить, стыдить сына и выгова­ривать ему, что, куда бы ни запрятала варенье, этот нехороший маль­чишка все равно найдет!

Эти слова всегда удивляли меня. У нас в семье никогда ничего не пряталось. Меня воспитывали строго, но в то же время все было открыто и доступно. Но я четко знала, что можно брать, что принад­лежит мне, а что родителям, и что можно говорить о нашей семье, а что нельзя. Не из страха, а из любви и повиновения родителям.

Поэтому я часто размышляю над этой библейской историей. В этой семье тоже были тайники, куда мать прятала свои сокровища, а сын старался найти их любой ценой! Это ведь закон: все запретное вызывает любопытство.

В один день мать решила достать свои сокровища, но, к ее ужасу, — большой суммы серебра там не оказалось! И полились брань и проклятия! Однако эта мать прекрасно знала, что проклинать — зна­чит совершать грех, более того, она знала, какие последствия ждут того, кого прокляли. Библия говорит, что проклятие действует до четвертого поколения... Что же влечет за собой материнское про­клятие?

Мне мама еще в детстве рассказала необыкновенную историю. Кто-то в ее роду имел шесть душ детей. Муж — пьяница, большое хозяйство (в те годы они были зажиточными крестьянами). Все это было на женских руках, ее хрупких плечах. Уставшая от пьяницы мужа, хозяйства и детей, она часто повторяла: «Вот у людей умирают дети, а у меня не умирают. А я отдала бы троих разом!»

После рождения последнего ребенка она простудилась, простуда перешла в туберкулез, и через полтора года она умерла, оставив детей сиротами. А через семь лет началась война, во время которой на их дом упала зажигательная бомба и убила троих детей в возрасте 18-ти, 16-ти и 14-ти лет.

Когда моя мама вспомнила слова этой женщины, ее охватил ужас! Что несут материнские слова — благословение или проклятие?! О, матери, думаем ли мы о том, что и как говорим?!

А сын! Я как сейчас вижу его ухмылку и самодовольный вид! Он спокойно ей отвечает: «Тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его! (Судей 17:2).

То, что он украл, его не пугало, не тревожило, видно, это было не впервые, а вот ее проклятия его испугали. Он ведь знал, что записано в книге Левит 5:1. Разве мог он не вернуть ей ее достояние, слыша страшные проклятия в свой адрес?

Мне кажется, что от этих сыновних слов ее сердце должно было застыть, остановиться, но она тут же находится и говорит: «Благо­словен сын мой у Господа!»

Как необдуманно, легко она повторяет имя Господа! Хотя знала заповедь — не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его всуе! И, кроме того, она выдает свою сердечную тайну, которую давно вынашивала — для чего копила серебро: «Это серебро я от себя посвятила Господу для сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир» (Судей 17:3). А Господь говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения...» (Исх. 20:4-7).

О, этот язык, не имеющий костей, который воспламеняется от геенны огненной! Какую великую иаину об этом маленьком члене в нашем теле говорит Иаков в 3 гл., 8-11 стихах!

Как строги мы должны быть к своим словам. И все же, будем честны пред Богом: в нашей жизни бывают ситуации, когда мы бра­нимся и сетуем на какой-то скверный детский проступок, но как только узнаем, что это сделали наши дети, вмиг стушевываемся — становимся добрыми, мягкими, прощающими, всепокрывающими, а может быть, благословляющими?! Господи, научи нас всегда следить за своей речью, ибо за каждое слово дадим отчет пред Тобой! Но вернемся в дом Михи.

Сын считает своим долгом вернуть матери украденное, хотя она и объясняет ему, что это серебро посвящено Господу для него. Сын настаивает и возвращает ей серебро, а она, взяв из него двести сиклей, отдала их плавильщику. Тот сделал из них истукана и литый кумир, который будет находиться в доме Михи.

Мать истратила много средств, чтобы в доме ее был образ исту­кана, которому она с сыном будет поклоняться. Кроме того, Миха сам, по примеру матери, сделал ефод и терафим. Более того, он одного из своих сыновей сделал священником и пригласил левита, который за десять сиклей серебра, одежду и пропитание должен был служить священником при идолах. Это было отступничеством от Господа. И примером Михе была мать! Не узнаете ли вы в образе этой женщины тех, кто искренне «поклоняется» Богу в храме, а выйдя за пределы его, продолжает жить «как все»?

В 4 книге Царств 17:24-33 записана история о переселенцах из Вавилона, которых царь ассирийский поселил в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. Вот об этих людях сказано в 32 и 33 стихах: «Между тем чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю наро­дов, из которых выселили их».

Хотя прошло так много времени с тех пор, но мир не изменился. Люди и Бога чтят, и идолам служат! Если мы, матери-христианки, только устами чтим Господа, а силы, здоровье и средства тратим на истуканов и кумиров, которых ставим в наших домах, то благослове­ния, которого мы очень жаждем для наших детей, не получим.

Мы, матери, порой забываем, что дети — наше повторение. Они подражают нам! В этой же главе 4 книги Царств 41 стих говорит: «...Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их».

Мать-идолопоклонница научила этому и сына! Но история той семьи не заканчивается на этом. Прочитав следующую, 18 главу, мы поймем, что истукан Михи был передан сынам Дановым («...И имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме»). Грех передается не только от матери к детям, но и от народа к народу. Разве мы не свидетели этому в наше время: каким потоком грязи прибыли к нам с Запада наркомания, сексуальная распущенность, терроризм и т.д.!

Итак, дорогие сестры, эта история, которая случилась в то вре­мя, когда в стране была анархия, предупреждает и учит нас:

быть честными, открытыми перед нашими детьми, без тайни­ков в доме и сердце;

благословлять детей;

следить очень строго за своей речью; любить Господа всем сердцем и всею душою;

посвящать средства Господу, а не кумирам и истуканам.

Только так поступая, мы исполним великое и прекрасное поруче­ние Бога — вырастить достойных сыновей и дочерей для Царствия Божьего. Это самое главное и важное дело, порученное нам — матерям!


Ольга Мокан

назад

Hosted by uCoz