Мы и наши дети



Бить или не бить?


Многие из нас, родителей, наверняка, неоднократно задава­лись этим почти шекспировским вопросом. И очень хотели бы иметь однозначные инструкции по поводу допустимости телесных наказаний детей, и того, как решать этот вопрос, если у родителей раз­ные позиции. Попробуем осветить проблему с точек зрения телеологии*, социологии, психологии, Слова Божьего и автора данного исследования.


Телеология


В качестве примера рассмотрим семью, где оба родителя — верующие. Как известно, телос* полнос­тью открыт только Богу, и оба родителя стремятся воспитать ребенка для Него, открыть его и сделать тем, кем Бог предназначил ему быть. А значит, нужно добиться, чтобы ребенок почитал и любил Бога и сво­их родителей. Обычное стремление родителей — сде­лать ребенка счастливым, а не превосходно воспитан­ным, и родители-христиане конечной целью для сво­его ребенка видят познание Христа, послушание Богу и освящение.

Каждый ребенок уникален, неповторим. И когда, воспитывая детей, родители руководствуются Духом Святым, воспитание проходит в верном направлении. Но и здесь перед ними возникает вопрос: какой же ме­тод воспитания поможет достичь цели, ведь не все ме­тоды эффективны. Во многих христианских, особенно потомственных, семьях, довлеет консервативный под­ход к решению данного вопроса. Как правило, отец придерживается библейского принципа о допустимо­сти телесных наказаний, а мать предлагает строить про­цесс воспитания на другом библейском принципе — отказа от телесных наказаний. Какие аргументы они могут привести для обоснования своей позиции? Да­вайте вообразим себе диалог этих родителей.

Отец: Вседозволенность приводит к бунтарству.

Мать: Необходимо беречь психику ребенка, т.к. телесные наказания нарушают его психичес­кое здоровье.

Отец: Нужно терпеливо приучать ребенка к по­виновению, ибо именно в раннем возрасте заклады­ваются будущие отношения ребенка к авторитету и власти.

Мать: Нельзя терзать ребенка страхами, ведь это может привести к чувству отверженности, а потом и к враждебности по отношению к родителям.

Отец: Мы должны наказывать, т.к. ребенок не мо­жет воспитывать себя сам.

Мать: Террор помешает осуществить телос в от­ношении ребенка, он будет морально угнетен, не бу­дет испытывать любви и радости.

Отец: Начало мудрости — «страх Господень». Ре­бенок должен благоговейно относиться к Богу, при­нимать Его серьезно, признавать Его право судить за грех и наставлять нас на путь истинный.

Мать: Духовный пример для ребенка — это «де­лай, как я», и он будет сознательно и добровольно, во внутренней свободе, подражать нам.

Вот перед нами два подхода к «проблеме розги». Каждый из них исходит из вопросов: первый — на ос­нове библейского принципа открытости и справед­ливости: будет ли польза, и необходимо ли это; вто­рой — на основе библейского принципа христианской любви: будет ли чуткой данная мера воспитания по отношению к моему ребенку, и как, наказывая, я смо­гу проявить любовь.

Каждый из этих подходов потребует от родите­лей ответственности в принятии верного решения, ко­торое не будет мешать им дойти до конечной цели в воспитании ребенка, и готовности в результате при­нятого решения «заплатить очень дорого».


Социология


Сегодня происходит падение статуса семьи под влиянием жизненных обстоятельств. Это: стремление заработать больше, что сокращает время пребывания родителя в семье; общественные поручения, которые требуют физических и умственных затрат, что неред­ко приводит к усталости и раздражению со стороны взрослых; существование фрустрации «дети ломают мою привычную жизнь», что приводит к отсутствию общения, т.к. родительские заботы о ребенке превра­щаются в нежелательные обязанности.

Статистика представляет нам следующие неутеши­тельные факты:

на общение с детьми у отцов в верующих семьях уходит 37 сек (!) в день;

вся ответственность за воспитание ребенка воз­ложена на женщину, но ее старание не гарантирует правильного решения и хорошего результата;

в условиях роста феминистического движения неработающая женщина ощущает себя неполноцен­ной, в результате чего 50% женщин в России работа­ют, каждая третья мать отдает ребенка на воспитание в детские дошкольные учреждения, что не может не сказываться на психике ребенка.

Итак, социология как наука предупреждает нас, что утрата в последнее время значимости семьи в воспитании ребенка будет мешать нам дойти до конеч­ной цели. Воспитание ребенка — сложная обязанность для обоих родителей. Для формирования личности ре­бенка необходимо совместное участие обоих роди­телей в его воспитании, при этом им следует пребы­вать в единомыслии.


Психология


Психология предоставляет нам страшную статистику:

рост числа убийств детей в возрасте до 1 года (до 51%) в результате «Телесного наказания»;

возросло количество побоев, ожогов, вывихов рук у детей — от 2 млн. случаев в 1986 г. до 4 млн. в 1997 г.;

90% случаев насилия над детьми осуществлялись дома, без свидетелей.

А ведь дом — это то место, где дети должны чув­ствовать себя в безопасности и любимыми!

Итак, мы видим, что психология однозначно ука­зывает на опасность применения телесных наказаний и демонстрирует нам их чудовищные последствия. Правда, данная статистика не учитывает того, какие именно родители совершали подобные издевательства над своими детьми. Библейский принцип христианской любви, построенный на чуткости к нуждам другого, зап­рещает христианину так поступать с «даром Божьим».


Экскурс в историю


Поднятая нами этическая проблема «бить или не бить» не является, как мы все понимаем, проблемой только сегодняшней. В истории Церкви она встреча­лась неоднократно. В различных конфессиях подход к применению розги в отношении мальчиков и дево­чек был различен.

Католическая церковь требовала от родителей обязательного применения телесного наказания «для упорядоченного наставления нравов» (Киприан), для воспитания дисциплины, для направления чувств. Но для мальчиков допускалось более сильное физи­ческое воздействие, чем для девочек. Это объясняет­ся различными задачами в воспитании, ибо родители девочек должны были заботиться об их теле как о «то­варе», чистом и прекрасном. Уродливое, искалечен­ное тело было бы препятствием для будущего заму­жества. Физическое воздействие должно было быть коротким, болезненным, только после словесного замечания, не публичным.

Православная церковь в данном вопросе не раз­деляла мальчиков и девочек. Телесное воздействие считалось фундаментом воспитания ребенка. Церковь рекомендовала: «побранить», «отхлестать», «сокрушить ребра, чтобы в упорстве не вышел из повиновения»; наказание должно было быть долгим, иногда публич­ным, для назидания других. Вышеуказанный метод воспитания особенно практиковался в школах в пе­риод до Октябрьской революции 1917 г.

Протестантская церковь тоже видит пользу в телесных наказаниях, ибо они обучают настоящей мудрости, хорошему поведению, воспитывают хо­рошие привычки, смиряют, дают прощение, дают урок на будущее.


Обратимся к первоисточнику


Таким образом, мы видим, что для всех христиан­ских конфессий вопрос о допустимости «наказания розгой» очевиден, ибо об этом говорит Св. Писание.

Оно указывает нам, как родителям, на следующие обязанности: любить, учить и наставлять; должным об­разом наказывать и воспитывать в учении Господнем. Для чего? «Чтобы научиться через любовь повиновать­ся», т.е. уважать, почитать; научиться послушанию — от послушания родителям до послушания Богу , и за­ботиться о ближнем должным образом.

Библия видит в телесном наказании верное реше­ние умертвить волю нашей плоти. Да, это вызывает у ребенка печаль, но совместная молитва после наказа­ния успокоит его. Главное — не проявлять злобы и гне­ва, ибо «гнев не творит правды Божьей»; облекаться в любовь; искать у Бога мудрости.

Итак, Св. Писание допускает применение наказа­ния розгой как эффективного средства в достижении конечной цели, но требует мудрого подхода, води­тельства Духа Святого.


Тактика применения телесных наказаний


Какие же проблемы могут возникнуть в семье в связи с применением телесных наказаний? Давайте вновь представим себе диалог между супругами:

Мать: Причиняя боль ребенку, мы можем про­будить у него склонность к насилию.

Отец: Необходимо тщательно продумать пра­вила и нормы. Прежде всего, это — отсутствие оз­лобленности и плохого настроения. Такая реакция родителей поможет ребенку научиться владеть со­бой, находить правильные пути в отношении к раз­личным проявлениям как доброжелательности, так и власти.

Мать: Нужно ли наказывать ребенка за каждое проявление непослушания?

Отец: Нет! Это должно быть редко, когда конф­ликт наиболее серьезен.

Мать: Что заменит телесное наказание, если ре­бенок провинился незначительно?

Отец: Терпение, объяснение того, что было сде­лано неправильно, неторопливость в принятии реше­ния. Иногда можно поставить в угол (но ни в коем случае не на горох коленями, ибо это проявление са­дизма), лишить удовольствий (игр, просмотра люби­мых передач и т.д.). Но в случае намеренного непови­новения телесное наказание допустимо — ведь ребе­нок сразу поймет мотивацию наказания, если просту­пок свой он повторил вновь.

Мать: Кто в нашей семье будет телесно наказы­вать ребенка?

Отец: Я! Ибо роль отца - духовное воспитание детей. Физическое воздействие со стороны отца пра­вомерней, чем со стороны матери. Дети должны видеть в ней проявление Божьей любви, милости, защиты. А отец - символ Божьей справедливости, ассоциируется с Судом Божьим, заслуженным и справедливым.

Мать: Как мы будем наказывать ребенка?

Отец: Только по ягодицам и только розгой или ремнем, т.к. рука — это средство выражения любви, лас­ки, нежности. И, кроме того, через руку осуществляет­ся невидимая передача раздражения от себя ребенку.

Мать: С какого возраста начинать и когда пре­кращать телесные наказания?

Отец: С 1.5 лет, но в мягкой форме. С 6 лет наказа­ния должны уменьшаться, в 10 лет физические наказа­ния следует прекратить. Они уже будут мешать дости­жению конечной цели, т.к. мы должны действовать с подростком, учитывая его психологические особенно­сти, — в пользу доброты, прощения, в силе любви.

В постановке подобных вопросов супруги выра­батывают тактику взаимоотношений с ребенком, на­ходя общее решение в вопросах о допустимости фи­зического наказания, о степени этого наказания, о случаях, в которых следует его применять.


Мнение автора


Основная проблема, которую мы попытались раз­решить — расхождение родителей во взглядах на дис­циплинарные методы. Ребенок не должен видеть это­го расхождения, иначе он сам будет решать, кто из родителей прав. Договариваться нужно заранее. Луч­ше — еще до рождения ребенка, чтобы впоследствии избежать споров в его присутствии. Он должен знать, что родители имеют «драгоценную» любовь и благо­дарны Богу за счастье быть родителями. Такая любовь должна научить ребенка повиноваться родителям.

Моя же личная позиция заключена в следующем: телесные наказания не являются единственным спо­собом формирования воли и характера ребенка, не являются они и универсальным способом для всех слу­чаев и для любого возраста. Они требуют индивиду­ального подхода с учетом возрастных, физических и психических особенностей ребенка. Решение об их применении решается в молитвенном предстоянии пред Богом, под Его святым водительством.

Однако следует помнить, что существует опасность неправильного применения телесных наказаний, что приведет не только к бесплодности, но и к вреду из­бранного метода. Если наказание носит случайный ха­рактер — это вызовет у детей сомнение в справедливо­сти родителей. Если наказание слишком мягкое, без­болезненное - оно не будет правильно воспринято ре­бенком. Если ребенок уже вырос из этого возраста — необходимо не физическое наказание, а творческий подход: лишение удовольствий, постановка конкрет­ных условий. Наказание не принесет нужного резуль­тата, если при этом нет обоюдного согласия родите­лей. Когда же у родителей нет уверенности в собствен­ных силах и в выборе метода воспитания, ребенок ста­новится хозяином своих родителей.

Вывод, который я хочу сделать в заключение, ни­кому не покажется новым. Лучшим способом побу­дить ребенка быть послушным является:

проведение как можно большего количества вре­мени вместе с ребенком до возникновения проблем с

дисциплиной;

умение делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;

наличие взаимопонимания, дружбы и любви меж­ду родителями и ребенком;

сбалансированный подход к воспитанию: сна­чала обличение и убеждение, а потом уже, как край­няя мера при неэффективности этих двух — физичес­кое наказание.

Подход должен быть гибким, в пространстве, где дети могут свободно дышать, расти, осознавая, что их любят, и эта любовь «долготерпит, милосерд­ствует, не завидует, не превозносится, не гор­дится, не бесчинствует, не ищет своего, не раз­дражается, не мыслит зла, не радуется не­правде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Да благословит наш Праведный и Справедливый Небесный Отец всех родителей и их детей на путях к Нему!


Татьяна Евина,

регент детского хора,

Санкт-Петербург


*Телеология (от греч. Telos — цель, род.п. Teleos) — учение о целесообразности в природе. В соответствии с этим учением, все процессы и явления в природе признаются произведениями разумной творческой воли (т.е. Бога — прим. Ред.).


**Телос (от греч. Telos — конец, цель) — в древнегреческой философии - конечная цель чего-либо, один из четырех основных принципов бытия в философии Аристотеля.

назад

Hosted by uCoz