Женские образы библейских времен



Сонамитянка

(4 Цар. 4:6-37)


Интересный эпизод из жизни бо­гатой женщины из Сонама начина­ется так: «В один день пришел Ели­сей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, все­гда заходил туда есть хлеба» (4 Цар. 4:8).

Сонам — небольшой город, рас­положенный вблизи горы Кармил, — любимое место пребывания пророка Илии. Помните, по его мо­литве пал с неба огонь и пожрал жертвоприношение?.. После воз­несения Илии его ученик и преем­ник Елисей отправился на эту же гору (4 Цар. 2:25), а затем в близле­жащий город Сонам. Увидев его, одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба... Так Библия знакомит нас с этой женщиной, имени которой, к сожалению, мы не знаем. Но с первых же слов мы узнаем о том, что она:

Богатая женщина.

Хозяйство у нее в полном достат­ке, много слуг, готовых в любой момент выполнить ее приказание (4 Цар. 4:22-24). Я думаю, что мы — женщины, живущие в пост­социалистическом пространст­ве, — не до конца понимаем это, но все же представляем себе, что она могла жить в рос­коши, наслажда­ясь жизнью. Но нет, она — трудо­любивая женщи­на, и «она наблю­дает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Пр. 31:27). Когда богатство приобрета­ется собственным трудом, оно не расточается (вспомните блудного сына), а употребляется с мудро­стью и бережливостью. Своим уме­нием и трудолюбием она умножала богатство дома своего, умело рас­поряжалась им и щедро делилась с нуждающимися. Потому и упроси­ла пророка Елисея зайти в ее дом и есть хлеба. И это было не один раз — когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.

Она внимательна и богобояз­ненна.

Наблюдая внимательно за про­ходящими мимо нее людьми, заме­чает Божьего слугу — и распознает в нем Святого. Дух Божий откры­вает ей эту тайну об Елисее, кото­рая была сокрыта от других жите­лей Сонама. «И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой» (4 Цар. 4:9,). «Тайна Господня — боящим­ся Его» — так написано в Псалме 24, стих 14. Такая умная, богобояз­ненная, чуткая душа думает не о себе, а о других, и потому просто накормить хлебом столь необыкновенного человека — для нее очень мало, и она говорит мужу: «Сдела­ем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда» (4 Цар. 4:10).

Почитает мужа как главу се­мьи.

Имея ведение от Господа об Ели­сее, она не действует сама, а отдает предпочтение мужу. Хотя между ними большая разница в возрасте (стих 14), она почитает его как гла­ву и своими благими намерениями делится с ним. А он уверен в ней (Пр. 31:11) и потому готов выпол­нить ее мудрые предложения. Сколько радости и внутреннего по­коя получал Елисей, отдыхая в этой чистой, уютной, приготовлен­ной специально для него комнате (стих 11). Все это супруги делали сообща, в согласии и любви, и пото­му Господь не оставит их без награ­ды.

Скромная.

В ее доме живет, отдыхает и ра­ботает Божий слуга. Как необхо­дим был этот покой и приют Ели­сею — человеку, имевшему обще­ние с Господом и пророками его и принимавшему большое участие в общественных делах Израиля. А она, хозяйка дома, получает от­раду от духовных бесед с ним. Она ценит его откровения, благоговеет перед ним и чувствует удовлетво­рение от совершенного труда (Пр. 31:31).

В один день Елисей пригласил ее, и она стала перед ним (стих 12), а стих 15 говорит, что она стала... в дверях! Ведь она — хозяйка этого дома, казалось бы, если он желает говорить с ней, пусть зайдет в ее гостиную. Но нет — она, скромно благоговея перед истинным слу­жителем Божиим, стоит в дверях! Как нужны эти качества нам, жен­щинам последнего времени!

Довольная.

Пророк чувствует ее искреннее дружелюбие и заботу и хочет по­благодарить ее. Имея силу и влия­ние среди царей и военачальников, он подумал о ее общественном по­ложении. Какая возможность вос­пользоваться царским расположе­нием, продвинуться вперед, занять одно из почетных мест среди знат­ных людей! А может, у них есть ка­кие-то тяжбы с другими богатыми людьми? Елисей может поговорить с царем! Но она сказала: «Нет, сре­ди своего народа я живу» (4 Цар. 4:13). Все, кто окружают ее — бога­тые, бедные, царь и военачаль­ник, — хорошие, честные, добрые люди! Какие могут быть жалобы и тяжбы?.. Кто-то сказал, что эти слова в Библии нужно было напи­сать золотом: «Поистине великое приобретение — быть благочести­вым и довольным» своим народом, страной, положением (см. 1 Тим. 6:6).

Она получает награду от Гос­пода.

«... Так как вы сделали это одно­му из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Так расценивал наш Господь добрые дела во имя Его, и так будет расце­нивать в день Великого Суда. Бог хочет вознаградить ее за любовь и заботу о Его слуге.

Как и у всякой женщины, у нее было заветное желание — иметь де­тей. Но годы шли, муж состарился, и надежда таяла. Не потому ли она говорит человеку Божию: «...не об­манывай рабы твоей» (стих 16). Разве могла она поверить в то, что сможет родить, когда уже почти вся жизнь прошла... Но верен Обе­щавший! В то самое время, как предсказал ей Елисей, — она роди­ла сына! Счастье ее семейной жиз­ни стало полным! Она прижала к своей груди долгожданное единст­венное дитя! Награду от Бога, Ко­торого любила, Которому верно служила! Можно ли описать сча­стье матери!

В испытании — терпеливая и волевая.

Хотя сын был их радостью и сча­стьем, светом их очей, эти доброде­тельные и трудолюбивые люди не медлили приучать его к труду. Мы видим его на поле с отцом и со жне­цами. И в тот день случилось не­предвиденное — у мальчика забо­лела головка. Отец немедленно сказал слуге: «Отнеси его к мате­ри его» (стих 19). Отец знал, что в эту минуту ребенок нуждается в материнской любви, в ее нежных руках, ее милом голосе... Как лас­кала она его, что говорила? Как трепетало сердце ее? Как страшно становилось от мысли, что его мо­жет не стать? Но — случилось то, чего она больше всего боялась: «и он сидел на коленях у нее до полуд­ня, и умер» (стих 20).

Последующие 4 стиха (21-24) всегда приводили меня в трепет и глубокое размышление. Читая эти стихи, я говорила себе и Господу: «Господи, возможно ли перенести это горе так спокойно?» Ту драго­ценность, которую ждала всю жизнь, ту любовь, которую позна­ла, то счастье материнства, кото­рое дал ей Сам Господь, — вдруг все прекратилось в один миг! Меня просто поражали ее молчаливые целенаправленные действия... Без единого вопля она положила маль­чика на постель человека Божия, заперла дверь и вышла (стих 21). Но еще больше поражают стихи 22 и 23! Казалось бы, увидев мужа, ей надо было броситься к нему с кри­ком и излить всю свою боль и го­ре... Она же просит его о помощи для поездки к человеку Божию, и на его вопрос: «Зачем тебе ехать к нему? Сегодня не новомесячье и не суббота» — она отвечает: «Хоро­шо» (стих 23). Такое спокойствие духа, когда сердце разрывалось от боли! Господи, как можно перене­сти это? — думала я. Что это была за женщина!

Мой любящий Отец Небесный провел и меня через эту же боль. 18 июня 1998 года погиб в автока­тастрофе мой сын в возрасте 23 лет. Он у меня не единственный, как у сонамитянки, но вымоленный у Бога дважды. Когда я ожидала его, четвертого ребенка, врачи выгнали меня из консультации, отказав­шись взять на учет. Все 9 месяцев были тяжелым страданием для ме­ня, для семьи и для него. Но Гос­подь — Тот, Который является Жизнедателем, — дал жизнь ему и мне! Рос он прекрасным и добрым мальчиком, горячо любимым стар­шими братьями и сестрой. Когда ему было 13—14 лет, я почувство­вала стену между ним и мной. Я писала в журнале «Мария» № 2 (3) за 1995 год, как много слез при­шлось пролить, как много молитв и постов совершить в течение долгих пяти лет, чтобы увидеть его в числе искупленных Божиих детей, чтобы увидеть его студентом Санкт-Пе­тербургского христианского уни­верситета, услышать его горячее желание: «Мамочка, я готов по­ехать туда, куда хочет послать меня Господь; я так хочу быть пастырем, и я буду любить каждую душу моей паствы...» Увидеть его с невестой, просящих Божьего благословения на жизнь и труд для славы Божь­ей!..

О, эта материнская радость услышанных молитв!.. Но в один миг Господь забрал его к Себе. На­ходясь далеко от дома, в полночь, я услышала голос мужа, который сказал мне: «Господь дал, и Гос­подь взял нашего сына...» В эти тя­желые минуты, когда все вокруг поплыло куда-то и я словно прова­лилась, — я почувствовала, как может утешать и поддерживать Господь... А как тяжел был тот день, когда сотни его друзей, вся церковь из Григориополя, где мой мальчик был миссионером, — при­шли провожать его в последний путь! Все слова, сказанные о нем, были не горечью утраты, а утеше­нием от Господа. Его лучший друг сказал: «Корнилий всегда жаждал одного — общения с Богом, — и те­перь он наслаждается Им. Это ис­тинное счастье!»

Каким утешением были для меня письма моих дорогих сестер в Гос­поде! Одним из них мне хочется по­делиться с вами, дорогие сестры: «Душа моя стенает, а разум пытает­ся все осмыслить, и вот чистый лист бумаги лежит, а я только сейчас в состоянии вам написать. Корнилий был в какой-то степени и моим сы­ном, в нем и мое сердце, заботы и молитвы, и благодарности за него. Они с женой были у меня дома на прощальной встрече... Бедная дево­чка! Я не могла вам написать рань­ше, пока одна строчка из Евангелия не ударила меня в сердце, и я сказа­ла: вот оно! «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, пото­му что настала жатва» (Мк. 4:29). Бог — Владыка, и Он может всегда взять Свое по Своему распо­ложению и по тому, как Он видит человека. Если бы Корнилия нужно было вразумлять, то это делается по-другому: болезнь, во сне, отвра­щение от пищи и т. д. Но он явно «пожат»! Все... он надобен Господу!».

Сколько всего я передумала за эти дни... Дети — не наши, да и мы — не свои! Такое неожиданное взятие талантливого, умного, доб­рого, красивого, многообещающе­го христианина — очень многое пе­реворачивает в наших взглядах на жизнь. «Когда Плавильщик пла­вит нас, мы делаемся драгоценнее!» — так написала мне другая сестра.

...Но вернемся к нашей героине. Дав точные и ясные указания слу­гам, она едет на гору к человеку Божию. На вопрос Гиезия: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» — она отвечает: «здо­ровы» (4 Цар. 4:26). Почему же она так странно ответила? Да потому что из последних сил несла свое го­ре к Елисею и боялась, что если от­кроет его еще кому-то, то уже не вы­держит...

Терпение должно иметь совер­шенное действие...

Сколько времени длился ее путь расстоянием в 40 км — мы не зна­ем, но, придя на гору и ухватив­шись за ноги Елисея, она сказала: «Просила ли я сына у господина моего?..» (стих 28). А потом: «...Жив Господь и жива душа твоя! не от­стану от тебя...» (стих 30). Всемо­гущий Жизнедатель воскресил ее сына! В доме опять воцарилась ра­дость. Пророк отдыхает наверху, мать и отец радуются, что любимое дитя вновь с ними...

Милые сестры, наш Плавиль­щик ведет всех нас по-разному, но имеет прекрасную цель для каж­дой из нас! Дух Святой через эту за­мечательную женщину хочет на­учить нас быть трудолюбивыми, наблюдать за хозяйством, быть со­зерцательными и внимательными к окружающим людям, скромны­ми, довольными, благочестивыми, что очень драгоценно в Божиих глазах. Иметь всепобеждающую веру в Его обетования. Своими мо­литвами и терпением, любовью к нашим детям, ко всем ближним и дальним, за кого мы скорбим, — участвовать в великом Божьем труде — воскрешать сыновей и до­черей для новой жизни!

Помоги нам, Господи!


Ольга Мокан,

Кишинев

назад

Hosted by uCoz