Женские образы библейских времен
Сонамитянка
(4 Цар. 4:6-37)
Интересный эпизод из жизни богатой женщины из Сонама начинается так: «В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба» (4 Цар. 4:8).
Сонам — небольшой город, расположенный вблизи горы Кармил, — любимое место пребывания пророка Илии. Помните, по его молитве пал с неба огонь и пожрал жертвоприношение?.. После вознесения Илии его ученик и преемник Елисей отправился на эту же гору (4 Цар. 2:25), а затем в близлежащий город Сонам. Увидев его, одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба... Так Библия знакомит нас с этой женщиной, имени которой, к сожалению, мы не знаем. Но с первых же слов мы узнаем о том, что она:
Богатая женщина.
Хозяйство у нее в полном достатке, много слуг, готовых в любой момент выполнить ее приказание (4 Цар. 4:22-24). Я думаю, что мы — женщины, живущие в постсоциалистическом пространстве, — не до конца понимаем это, но все же представляем себе, что она могла жить в роскоши, наслаждаясь жизнью. Но нет, она — трудолюбивая женщина, и «она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (Пр. 31:27). Когда богатство приобретается собственным трудом, оно не расточается (вспомните блудного сына), а употребляется с мудростью и бережливостью. Своим умением и трудолюбием она умножала богатство дома своего, умело распоряжалась им и щедро делилась с нуждающимися. Потому и упросила пророка Елисея зайти в ее дом и есть хлеба. И это было не один раз — когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба.
Она внимательна и богобоязненна.
Наблюдая внимательно за проходящими мимо нее людьми, замечает Божьего слугу — и распознает в нем Святого. Дух Божий открывает ей эту тайну об Елисее, которая была сокрыта от других жителей Сонама. «И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой» (4 Цар. 4:9,). «Тайна Господня — боящимся Его» — так написано в Псалме 24, стих 14. Такая умная, богобоязненная, чуткая душа думает не о себе, а о других, и потому просто накормить хлебом столь необыкновенного человека — для нее очень мало, и она говорит мужу: «Сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда» (4 Цар. 4:10).
Почитает мужа как главу семьи.
Имея ведение от Господа об Елисее, она не действует сама, а отдает предпочтение мужу. Хотя между ними большая разница в возрасте (стих 14), она почитает его как главу и своими благими намерениями делится с ним. А он уверен в ней (Пр. 31:11) и потому готов выполнить ее мудрые предложения. Сколько радости и внутреннего покоя получал Елисей, отдыхая в этой чистой, уютной, приготовленной специально для него комнате (стих 11). Все это супруги делали сообща, в согласии и любви, и потому Господь не оставит их без награды.
Скромная.
В ее доме живет, отдыхает и работает Божий слуга. Как необходим был этот покой и приют Елисею — человеку, имевшему общение с Господом и пророками его и принимавшему большое участие в общественных делах Израиля. А она, хозяйка дома, получает отраду от духовных бесед с ним. Она ценит его откровения, благоговеет перед ним и чувствует удовлетворение от совершенного труда (Пр. 31:31).
В один день Елисей пригласил ее, и она стала перед ним (стих 12), а стих 15 говорит, что она стала... в дверях! Ведь она — хозяйка этого дома, казалось бы, если он желает говорить с ней, пусть зайдет в ее гостиную. Но нет — она, скромно благоговея перед истинным служителем Божиим, стоит в дверях! Как нужны эти качества нам, женщинам последнего времени!
Довольная.
Пророк чувствует ее искреннее дружелюбие и заботу и хочет поблагодарить ее. Имея силу и влияние среди царей и военачальников, он подумал о ее общественном положении. Какая возможность воспользоваться царским расположением, продвинуться вперед, занять одно из почетных мест среди знатных людей! А может, у них есть какие-то тяжбы с другими богатыми людьми? Елисей может поговорить с царем! Но она сказала: «Нет, среди своего народа я живу» (4 Цар. 4:13). Все, кто окружают ее — богатые, бедные, царь и военачальник, — хорошие, честные, добрые люди! Какие могут быть жалобы и тяжбы?.. Кто-то сказал, что эти слова в Библии нужно было написать золотом: «Поистине великое приобретение — быть благочестивым и довольным» своим народом, страной, положением (см. 1 Тим. 6:6).
Она получает награду от Господа.
«... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Так расценивал наш Господь добрые дела во имя Его, и так будет расценивать в день Великого Суда. Бог хочет вознаградить ее за любовь и заботу о Его слуге.
Как и у всякой женщины, у нее было заветное желание — иметь детей. Но годы шли, муж состарился, и надежда таяла. Не потому ли она говорит человеку Божию: «...не обманывай рабы твоей» (стих 16). Разве могла она поверить в то, что сможет родить, когда уже почти вся жизнь прошла... Но верен Обещавший! В то самое время, как предсказал ей Елисей, — она родила сына! Счастье ее семейной жизни стало полным! Она прижала к своей груди долгожданное единственное дитя! Награду от Бога, Которого любила, Которому верно служила! Можно ли описать счастье матери!
В испытании — терпеливая и волевая.
Хотя сын был их радостью и счастьем, светом их очей, эти добродетельные и трудолюбивые люди не медлили приучать его к труду. Мы видим его на поле с отцом и со жнецами. И в тот день случилось непредвиденное — у мальчика заболела головка. Отец немедленно сказал слуге: «Отнеси его к матери его» (стих 19). Отец знал, что в эту минуту ребенок нуждается в материнской любви, в ее нежных руках, ее милом голосе... Как ласкала она его, что говорила? Как трепетало сердце ее? Как страшно становилось от мысли, что его может не стать? Но — случилось то, чего она больше всего боялась: «и он сидел на коленях у нее до полудня, и умер» (стих 20).
Последующие 4 стиха (21-24) всегда приводили меня в трепет и глубокое размышление. Читая эти стихи, я говорила себе и Господу: «Господи, возможно ли перенести это горе так спокойно?» Ту драгоценность, которую ждала всю жизнь, ту любовь, которую познала, то счастье материнства, которое дал ей Сам Господь, — вдруг все прекратилось в один миг! Меня просто поражали ее молчаливые целенаправленные действия... Без единого вопля она положила мальчика на постель человека Божия, заперла дверь и вышла (стих 21). Но еще больше поражают стихи 22 и 23! Казалось бы, увидев мужа, ей надо было броситься к нему с криком и излить всю свою боль и горе... Она же просит его о помощи для поездки к человеку Божию, и на его вопрос: «Зачем тебе ехать к нему? Сегодня не новомесячье и не суббота» — она отвечает: «Хорошо» (стих 23). Такое спокойствие духа, когда сердце разрывалось от боли! Господи, как можно перенести это? — думала я. Что это была за женщина!
Мой любящий Отец Небесный провел и меня через эту же боль. 18 июня 1998 года погиб в автокатастрофе мой сын в возрасте 23 лет. Он у меня не единственный, как у сонамитянки, но вымоленный у Бога дважды. Когда я ожидала его, четвертого ребенка, врачи выгнали меня из консультации, отказавшись взять на учет. Все 9 месяцев были тяжелым страданием для меня, для семьи и для него. Но Господь — Тот, Который является Жизнедателем, — дал жизнь ему и мне! Рос он прекрасным и добрым мальчиком, горячо любимым старшими братьями и сестрой. Когда ему было 13—14 лет, я почувствовала стену между ним и мной. Я писала в журнале «Мария» № 2 (3) за 1995 год, как много слез пришлось пролить, как много молитв и постов совершить в течение долгих пяти лет, чтобы увидеть его в числе искупленных Божиих детей, чтобы увидеть его студентом Санкт-Петербургского христианского университета, услышать его горячее желание: «Мамочка, я готов поехать туда, куда хочет послать меня Господь; я так хочу быть пастырем, и я буду любить каждую душу моей паствы...» Увидеть его с невестой, просящих Божьего благословения на жизнь и труд для славы Божьей!..
О, эта материнская радость услышанных молитв!.. Но в один миг Господь забрал его к Себе. Находясь далеко от дома, в полночь, я услышала голос мужа, который сказал мне: «Господь дал, и Господь взял нашего сына...» В эти тяжелые минуты, когда все вокруг поплыло куда-то и я словно провалилась, — я почувствовала, как может утешать и поддерживать Господь... А как тяжел был тот день, когда сотни его друзей, вся церковь из Григориополя, где мой мальчик был миссионером, — пришли провожать его в последний путь! Все слова, сказанные о нем, были не горечью утраты, а утешением от Господа. Его лучший друг сказал: «Корнилий всегда жаждал одного — общения с Богом, — и теперь он наслаждается Им. Это истинное счастье!»
Каким утешением были для меня письма моих дорогих сестер в Господе! Одним из них мне хочется поделиться с вами, дорогие сестры: «Душа моя стенает, а разум пытается все осмыслить, и вот чистый лист бумаги лежит, а я только сейчас в состоянии вам написать. Корнилий был в какой-то степени и моим сыном, в нем и мое сердце, заботы и молитвы, и благодарности за него. Они с женой были у меня дома на прощальной встрече... Бедная девочка! Я не могла вам написать раньше, пока одна строчка из Евангелия не ударила меня в сердце, и я сказала: вот оно! «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:29). Бог — Владыка, и Он может всегда взять Свое по Своему расположению и по тому, как Он видит человека. Если бы Корнилия нужно было вразумлять, то это делается по-другому: болезнь, во сне, отвращение от пищи и т. д. Но он явно «пожат»! Все... он надобен Господу!».
Сколько всего я передумала за эти дни... Дети — не наши, да и мы — не свои! Такое неожиданное взятие талантливого, умного, доброго, красивого, многообещающего христианина — очень многое переворачивает в наших взглядах на жизнь. «Когда Плавильщик плавит нас, мы делаемся драгоценнее!» — так написала мне другая сестра.
...Но вернемся к нашей героине. Дав точные и ясные указания слугам, она едет на гору к человеку Божию. На вопрос Гиезия: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?» — она отвечает: «здоровы» (4 Цар. 4:26). Почему же она так странно ответила? Да потому что из последних сил несла свое горе к Елисею и боялась, что если откроет его еще кому-то, то уже не выдержит...
Терпение должно иметь совершенное действие...
Сколько времени длился ее путь расстоянием в 40 км — мы не знаем, но, придя на гору и ухватившись за ноги Елисея, она сказала: «Просила ли я сына у господина моего?..» (стих 28). А потом: «...Жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя...» (стих 30). Всемогущий Жизнедатель воскресил ее сына! В доме опять воцарилась радость. Пророк отдыхает наверху, мать и отец радуются, что любимое дитя вновь с ними...
Милые сестры, наш Плавильщик ведет всех нас по-разному, но имеет прекрасную цель для каждой из нас! Дух Святой через эту замечательную женщину хочет научить нас быть трудолюбивыми, наблюдать за хозяйством, быть созерцательными и внимательными к окружающим людям, скромными, довольными, благочестивыми, что очень драгоценно в Божиих глазах. Иметь всепобеждающую веру в Его обетования. Своими молитвами и терпением, любовью к нашим детям, ко всем ближним и дальним, за кого мы скорбим, — участвовать в великом Божьем труде — воскрешать сыновей и дочерей для новой жизни!
Помоги нам, Господи!
Ольга Мокан,
Кишинев