Возвращаясь к напечатанному
Путь страданий
она начала на Новгородчине
Внимательные читатели «Марии», наверное, помнят имя нашей сестры — писательницы Елены Шилижинской, мы публиковали ее сказки, притчи.
Жила Елена тогда в маленькой новгородской деревушке Жильско, занималась рукоделием. По образованию она — историк, но преподавать этот предмет в школе, будучи верующей, довольно трудно.
Господь дал нашей сестре дело, где пригодились и ее высшее образование, и литературный талант.
Новгородской церкви ЕХБ недавно исполнилось 130 лет. Елене поручили работать в архивах, где она разыскала много интересных документов о гонениях за веру детей Божиих, в том числе материалы следствия известной петербургской благовестницы Марии Петровны Мясоедовой, чьи имения были в Новгородской губернии.
В предыдущих номерах нашего журнала (1(2) за 1995 год и 1(6) за 1997 год) читательницы познакомились с необычной судьбой Марии Петровны Мясоедовой, дочери тайного советника, царской фрейлины, которая все почла тщетою, оставила прежнее, посвятила жизнь служению Всевышнему и ближнему во имя Господне.
Где только Мария Петровна не прикладывала свои заботливые руки! С 1907 по 1913 годы — в Париже, в «Армии Спасения» она кормила голодных, одевала нагих, проповедовала страждущим. В тринадцатом году вернулась в Россию на станцию Торбино Новгородской губернии. Там было родительское имение, там ждал отец.
До Февральской революции семнадцатого года Мясоедова жила то в Петербурге, то в Торбино. Работала сестрой милосердия, труда для нее было немало, ведь шла Первая мировая война.
С октября 1917 года Мясоедова гостила в Харькове, у знакомой филантропки Пономаревой, и на Кавказе. В двадцать четвертом приехала на новгородскую станцию Оксочи к сестре, задержалась у нее ненадолго, и в начале двадцать пятого года отправилась в Дом Евангелия в Петроград. Все эти этапы ее жизни пока малоизвестны. Но «открытая страница» сегодня — 1927 год.
В июле двадцать седьмого Мария Петровна приехала в знакомый ей городок Новгородской губернии Старую Руссу, в котором у Мясоедовых было когда-то еще одно имение — из других, довольно многочисленных.
Поселилась в небольшой комнате дома номер 85 по улице Маркса и вместе со старорусскими верующими принялась за работу Божию на милой сердцу отеческой земле. Она проповедовала и благовествовала без устали. Для прокорма подрабатывала: давала частные уроки иностранных языков. А еще участвовала в выпуске рукописного журнала общины «Первый луч».
Редактор «Луча», сын земского начальника Георгий Максютенко, был еще и руководителем христианского кружка молодежи. Его подопечные и единомышленники — братья Вагнер, Петр Сучилин, Иван Новиков, Мария Сиротина долго засиживались над каждым номером, придумывали, переписывали, рисовали. Сначала молодежь выпускала «Молодые побеги» — журнал рукописный с назиданиями-проповедями, статьями, стихотворениями.
В 1928 году увидел свет такой же рукописный «Первый луч». Кроме Старорусской молодежи, активными участниками в издании журнала были Мария Петровна и пресвитер Новгородской общины Борис Павлов. Это были прекрасные, напоенные трудом и радостью дни жизни. Это было время литературного поиска и духовной наполненности, время радости от нужности и востребованности своей. 11 апреля 1928-го началось время обысков, допросов, протоколов, очных ставок.
Мария Мясоедова, Георгий Максютенко и Борис Павлов были арестованы. Обвиняли их в том, что они издавали «нелегальный баптистский рукописный журнал».
На допросах Марию спрашивали, и она отвечала: «В общине баптистов я работала проповедницей и работаю до настоящего времени... Участвую в издании журнала, издаваемого под редакцией Максютенко кружком молодежи Старорусской общины».
Сложив звенья в цепь, следователь составил «Обвинительное заключение», которое начиналось так: «С конца 1924 года в Новгородский отдел ОГПУ стали поступать сведения о проповедниках-баптистах Павлове Борисе Николаевиче и Мясоедовой Марии Петровне в том, что они, кроме проповедования „Слова Божия", занимаются антисоветской деятельностью». Но вся «антисоветская деятельность» их сводилась в основном к выпуску рукописного издания.
Заключение гласило: «Борис Павлов... в журнале принимает участие и благословляет на большее вовлечение молодежи». Мария Мясоедова «становится в ряды активных проповедников и деятелей Старорусской общины баптистов». Редактором журнала является Георгий Максютенко... При обыске у Максютенко найдены материалы к пяти номерам вышедшего в свет журнала (рукописного) «Молодые побеги» и все пять номеров самого журнала. Письма, адресованные в редакцию... и копия журнала «Первый луч» от 1 февраля 1928 года.
Обвиняемые ждали суда в камерах новгородского «Исправдома». Приговор был вынесен, и все трое отправились под конвоем на Соловки.
Это был первый арест Мясоедовой, первый суд, первый лагерь. Потом были восемь тюрем, лагеря, ссылка, скитания — и 14 последних лет среди отверженных и обездоленных — в доме престарелых в местечке Тупик Красноярского края, где она и скончалась в 1961 году в возрасте 89 лет. Издатель, поэт, благовестница, — до последней минуты жизни.
За проповедь добра и вечности, света и любви, за Евангелие много пришлось пройти этой труженице Царства Божьего. Путь был долгим и трудным, но конец ему — жизнь вечная под Незакатным Солнцем — без слез и страданий.
Рукописных журналов, естественно, не сохранилось. К сожалению, следователи не подшили «Первый луч» к делу, как единственное доказательство «преступления». В своих письмах из красноярского Тупика Мария Петровна вспоминает, что во время обысков из квартиры и из имений рукописи и книги увозили подводами — так их было много. Видимо, все сжигали, выбрасывая на свалку.
Но дело Божие, проповедь Слова — через христианские издания продолжается и продолжится до Пришествия Господа!
Автор благодарит сотрудников Управления ФСБ РФ по Новгородской области за предоставленную возможность ознакомиться с архивными документами.
Елена Шилижинская,
Великий Новгород