Возвращаясь к напечатанному



Путь страданий

она начала на Новгородчине



Внимательные чита­тели «Марии», наверное, помнят имя нашей сест­ры — писательницы Еле­ны Шилижинской, мы пуб­ликовали ее сказки, прит­чи.

Жила Елена тогда в ма­ленькой новгородской дере­вушке Жильско, занима­лась рукоделием. По обра­зованию она — историк, но преподавать этот пред­мет в школе, будучи верую­щей, довольно трудно.

Господь дал нашей сест­ре дело, где пригодились и ее высшее образование, и литературный талант.

Новгородской церкви ЕХБ недавно исполнилось 130 лет. Елене поручили работать в архивах, где она разыскала много интересных документов о гонениях за веру детей Божиих, в том числе мате­риалы следствия известной петербургской благовестницы Марии Петровны Мясоедовой, чьи име­ния были в Новгородской губернии.

В предыдущих номерах нашего журнала (1(2) за 1995 год и 1(6) за 1997 год) читательницы познако­мились с необычной судьбой Марии Петровны Мясоедовой, дочери тайного советника, цар­ской фрейлины, которая все почла тщетою, оставила преж­нее, посвятила жизнь служе­нию Всевышнему и ближнему во имя Господне.

Где только Мария Петровна не прикладывала свои забот­ливые руки! С 1907 по 1913 го­ды — в Париже, в «Армии Спасения» она кормила голодных, одевала нагих, проповедовала стражду­щим. В тринадцатом году вернулась в Россию на станцию Торбино Новгород­ской губернии. Там было ро­дительское имение, там ждал отец.

До Февральской революции семнадцатого года Мясоедова жила то в Петербурге, то в Тор­бино. Работала сестрой мило­сердия, труда для нее было не­мало, ведь шла Первая миро­вая война.

С октября 1917 года Мясо­едова гостила в Харькове, у знакомой филантропки Поно­маревой, и на Кавказе. В двад­цать четвертом приехала на новгородскую станцию Оксочи к сестре, задержалась у нее ненадолго, и в начале двад­цать пятого года отправилась в Дом Евангелия в Петроград. Все эти этапы ее жизни по­ка малоизвестны. Но «открытая страница» сегод­ня — 1927 год.

В июле двадцать седьмого Мария Петровна при­ехала в знакомый ей городок Новгородской губер­нии Старую Руссу, в котором у Мясоедовых было когда-то еще одно имение — из других, довольно многочисленных.

Поселилась в небольшой комнате дома номер 85 по улице Маркса и вместе со старорусскими верующими при­нялась за работу Божию на милой сердцу отеческой земле. Она про­поведовала и благовествовала без устали. Для прокорма подрабаты­вала: давала частные уроки ино­странных языков. А еще участво­вала в выпуске рукописного жур­нала общины «Первый луч».

Редактор «Луча», сын земского начальника Георгий Максютенко, был еще и руководителем христианского кружка молодежи. Его подопечные и единомышленники — братья Вагнер, Петр Сучилин, Иван Новиков, Мария Сиротина долго засиживались над каждым но­мером, придумывали, переписывали, рисовали. Сна­чала молодежь выпускала «Молодые по­беги» — журнал рукописный с назида­ниями-проповедями, статьями, стихо­творениями.

В 1928 году увидел свет такой же рукописный «Первый луч». Кроме Старорус­ской молодежи, активными участ­никами в издании журнала были Мария Петровна и пресвитер Новгородской общи­ны Борис Павлов. Это были прекрасные, напоен­ные трудом и радостью дни жизни. Это было время литературного поиска и духовной наполненности, время радости от нужности и востребованности своей. 11 апреля 1928-го началось время обысков, допросов, протоколов, очных ставок.

Мария Мясоедова, Георгий Максютенко и Борис Павлов были арестованы. Обвиняли их в том, что они издавали «нелегальный баптистский рукопис­ный журнал».

На допросах Марию спрашивали, и она отвечала: «В общине баптистов я работа­ла проповедницей и работаю до настоящего времени... Участ­вую в издании журнала, изда­ваемого под редакцией Максю­тенко кружком молодежи Ста­рорусской общины».

Сложив звенья в цепь, следо­ватель составил «Обвинитель­ное заключение», которое на­чиналось так: «С конца 1924 года в Новгородский отдел ОГПУ стали поступать сведе­ния о проповедниках-бапти­стах Павлове Борисе Николае­виче и Мясоедовой Марии Пет­ровне в том, что они, кроме проповедования „Слова Божия", занимаются антисовет­ской деятельностью». Но вся «антисоветская деятельность» их сводилась в основном к вы­пуску рукописного издания.

Заключение гласило: «Борис Павлов... в журнале принимает участие и благословляет на большее вовлечение молодежи». Мария Мясоедова «становится в ряды актив­ных проповедников и деятелей Старорусской общи­ны баптистов». Редактором журнала является Георгий Максютенко... При обыске у Максютенко найдены материалы к пяти номерам вышедшего в свет журнала (рукописного) «Молодые побеги» и все пять номеров самого журнала. Письма, адресован­ные в редакцию... и копия журнала «Первый луч» от 1 февраля 1928 года.

Обвиняемые ждали суда в камерах новгородско­го «Исправдома». Приговор был вынесен, и все трое отправились под конвоем на Соловки.

Это был первый арест Мясоедовой, первый суд, первый лагерь. Потом были восемь тюрем, лагеря, ссылка, скита­ния — и 14 по­следних лет среди отверженных и обездоленных — в доме престарелых в местечке Тупик Красноярского края, где она и скончалась в 1961 году в возрасте 89 лет. Издатель, поэт, благовестница, — до последней минуты жизни.

За проповедь добра и вечно­сти, света и любви, за Еванге­лие много пришлось пройти этой труженице Царства Божь­его. Путь был долгим и труд­ным, но конец ему — жизнь вечная под Незакатным Солн­цем — без слез и страданий.

Рукописных журналов, есте­ственно, не сохранилось. К со­жалению, следователи не под­шили «Первый луч» к делу, как единственное доказатель­ство «преступления». В своих письмах из красноярского Ту­пика Мария Петровна вспоми­нает, что во время обысков из квартиры и из имений рукопи­си и книги увозили подвода­ми — так их было много. Види­мо, все сжигали, выбрасывая на свалку.

Но дело Божие, проповедь Слова — через христианские издания продолжается и про­должится до Пришествия Гос­пода!


Автор благодарит сотрудников Управления ФСБ РФ по Новгородской области за предоставленную возможность ознакомиться с ар­хивными документами.


Елена Шилижинская,

Великий Новгород

назад

Hosted by uCoz