Литературные беседы



И милость к падшим призывал


Поддерживаете ли вы русскую традицию — чтение детям вслух «под семейным абажуром» ? Если еще нет, советую начать с хорошо известной всем пуш­кинской «Капитанской дочки» и не торопясь осмыслить ее заново — и самим, и глазами современных детей. С какого возраста можно чи­тать эту повесть? Если верить Цветаевой — с семилет­него (помните ее эмоциональную статью «Пушкин и Пугачев»?). Я со своим старшим внуком читала ее вслух, кажется, когда он был в пятом классе. Думаю, что полезно перечитать ее и с подростками повзрослее. Когда я проводила свой христиан­ский урок в школе, пожалуй, пол-урока уходило на разбор эпиграфа — русской поговорки «Береги честь смолоду». Ока­зывается, современные 13—14-летние детки весьма смутно представляют, что такое «честь», «честь дево­чки», «честь мальчика». Подсказываю им синоним: «доброе имя». Тоже понятие несколько устаревшее в наше злое время. А потом внук задал мне вопрос: «Честь теряется — и не восстанавливается?» С ходу не ответишь, тем более одним словом. В принципе, утерянная честь не восстанавливается, доброе имя — и то с трудом. Но с молитвой покаяния, как я часто повторяю детям, можно обращаться до самой смерти. И в богословские глубины тут, думаю, не надо загля­дывать, тем более что нам, человекам, не дано решать за Бога, в каких случаях Он как бы закрывает небо, это сложный вопрос, и это, как говорится, не людская компетенция...

«Капитанскую дочку» перечитывать с детьми — одно наслаждение. Помню, я то и дело откладывала книгу в сторону и объясняла — с житейскими приме­рами — почему, например, Петруша перестал бывать в доме милой Марьи Ивановны, почему Марья Ива­новна уклонялась говорить с Гриневым (после отказа батюшки Петруши на их брак, после твердого реше­ния Марьи Ивановны не вступать в брак тайно без родительского благословения). Тема эта волнует и ны­нешнюю молодежь — неужели и правда не будет семейного счастья без родительского благословения? Без церковного венчания? Да и что это такое — роди­тельское благословение? Всегда ли родителям надо упрямствовать, отказывать в благословении, если выбранный друг (подруга) им не по сердцу? Кстати, можно рассказать драматичную историю двухгодич­ного сватовства самого Пушкина. Пушкина, с его бо­лее чем легкомысленной молодостью, но — с тверды­ми христианскими взглядами на дом, на семью, на супружескую верность («но я другому отда­на и буду ввек ему верна» — Татьяна Ларина). Как и в объяснении, что такое «честь», уместно рассказать еще раз про роковую дуэль. Да, дуэль как смертоубийство — не христианский поступок, но отдать жизнь за честь сво­ей жены — кто может быть судьей Пушкину, да и кра­савице Натали, о которой поэт беспокоился до самой последней минуты жизни («бедная, терпит безвин­но»)?..

«Капитанскую дочку» Пушкин закончил за три ме­сяца до своей гибели, он успел увидеть ее на страни­цах «Современника» в декабре 1836 года. Поэтому вчитываешься в повесть с особым чувством, это как бы предсмертное письмо Александра Сергеевича, его раздумья — о самом себе, о жизни, о любви, о том, что человек — всегда в Божьем присутствии, а Бог — в сердце верующего человека, особенно в горестный час.

Паспорт Петруши хранится в особой шкатулке, вместе с сорочкой, в которой его крестили. Родители молятся и благословляют любимого сына, отправляя его на военную службу. А как искренни и простодуш­ны переживания Петруши после своего позорного про­игрыша, когда он кается перед Савельичем и снимает мучение с души, угрызение нечистой совести. Бу­ран — знаменитая встреча с Вожатым, с Пугачевым, — все тут символично — ме­тель, как образ русского бунта, — и тут же быстрый ответ на молитву заблудившихся путников. Начина­ется тема спасения и милосердия, тема странной дружбы молодого русского офицера и мятежного Пу­гачева, тема необычайно интерес­ная и для нашего поколения.

Ведь не за заячий тулупчик по­любил Пугачев Гринева! А уж за что Гриневу любить Пугачева? А можете ли вы сами объяснить по пунктам, отчего и почему вы люби­те друга или близкого человека? А за что любит вас Бог? Любит и милует с утра до вечера, с самого рождения и до смерти? На своем школьном уроке по «Капитанской дочке» я читала по этому случаю известный всем христианам гимн любви — 13-я глава из 1-го Посла­ния Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует...»

Помните, как великодушен Пу­гачев к своему «классовому» вра­гу — царскому офицеру: и овчин­ный тулуп со своего плеча, и ло­шадь, и предлагает пост фельдмар­шала... И раз прощает, и другой, прощает обман с Машей — и вот тут в самый раз уместно подчерк­нуть ту мысль, которая была так дорога самому Пушкину. Раз тем­ная душа злодея Пугачева была способна полюбить чистую душу Петруши — значит, в самом Пуга­чеве, несмотря на все его жестокости, — теплилось что-то светлое и чистое. Да, это литературное твор­чество, было ли так в реалии — вряд ли, тот же Пушкин в докумен­тальном исследовании «История Пугачевского бунта», написанном до «Капитанской дочки», показы­вал всю бессмысленность жесто­ких оргий Пугачева и его приспеш­ников. Но тут — литературное твор­чество — и, как всегда, Пушкин ав­тобиографичен, мысли о самом себе — «и ми­лость к падшим призывал», ми­лость к блудным сыновьям, в ко­их сверкает иск­ра Божья. По­мните последнее благословение Пугачева Петруше — предсмерт­ный кивок голо­вы на Лобном ме­сте?..

Многое в этой жизни нелогич­но и необъясни­мо, когда речь идет о движении души. Петруша заверяет, что они с Машей будут вечно молиться за Пугачева. Лад­но — Петруша, но каково кроткой Маше молиться за убийцу ее роди­телей? Пушкин гениально показы­вает условность людских понятий добра и зла. Вот добрый христиа­нин Иван Кузьмич пытает пленно­го башкирца. Через несколько страниц помилованный башкирец вздергивает на виселицу доброго Ивана Кузьмича...

Много можно говорить о молит­вах на страницах «Капитанской дочки». Молитвы коменданта и его верной жены перед штурмом кре­пости... Молится Гринев перед ви­селицей: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя мо­литву, принеся Богу искреннее раскаяние во всех моих прегреше­ниях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу».

И вот — арест (кстати, снова те­ма чести — Гринев предпочел арест, позор, возможно казнь, лишь бы не было затронуто имя его суженой, Маши): «Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скор­бящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет».

Милость превозносится над су­дом! Надеялся на это и сам Пушкин, надеюсь на это и я. Бог наш любит миловать, такой наш Бог. Мы, люди, — все судим, обвиняем, а Бог наш милует и прощает — ни за что, ни за какие заслуги... И Ма­ша Миронова просит у императри­цы не правосудия, но милости... Большая и глубокая тема, и гово­рить об этом — как на материале Библии, так и из опыта своей жиз­ни — можно многое. «Господи! Ми­лость Твоя до небес, истина Твоя до облаков» (Пс. 35:6).

Интересно отметить и другие мо­менты повести. О том, что такое христианское воспитание:откуда в Гриневе и в Маше такие понятия — и чести, и целомудрия, и страха Божия, как не из детства? Даже у злодея Пугачева есть некоторые моральные представления, помни­те гнев на Швабрина: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?!» Любопытно, что и родители Грине­ва, тот самый батюшка, отказавший ему в разрешении на брак, увидели благодать Божию в том, что смогли принять и пригреть си­роту Машу. Благодать Божью — особую Божью милость! Возмож­ность сделать добро.

Много можно говорить, особенно о нашей современной жизни, — по поводу зловещей сказочки Пугаче­ва про орла и ворона. Нельзя пи­таться мертвечиной ради долголе­тия. Знакомый лозунг — цель оправдывает средства? Добиваться мифической справедливости — че­рез кровь и насилие? Любопытная деталь — на смелое возражение Петруши Пугачев замолчал...

Как мне кажется, неверующих в этой повести всего двое: Швабрин да старичок с голубой лентой, не-насытимый кровью приспешник Пугачева. Гринев жалеет повер­женного врага — Швабрина, жале­ем его, пожалуй, и мы, хотя Швабрин — один из немногих так назы­ваемых отрицательных персона­жей Пушкина... Мне приходилось читать домыслы одного литерату­роведа, что в образе Швабрина уга­дывается Дантес, уже тогда, в 1836 году донимавший Пушкина. Но мне кажется, что это несколько притянуто, хотя соблазнительно видеть в «Капитанской дочке» ка­кие-то предсказания, — помните, Гринев пишет стихи, откладывает перо и берет шпагу, направляясь на дуэль со Швабриным? Гринев вступается за честь возлюблен­ной?..

Вспомним снова Цветаеву. Она обожала Пушкина, а в «Капитан­ской дочке» главным героем счита­ла не Гринева, а Вожатого, Пугаче­ва. Да, возможно, образ Пугачева ярче — «и милость к падшим при­зывал»... Но интересно прослежи­вать и развитие образа Гринева,как он под воздействием любви и испытаний, из недоросля, гоняю­щегося за голубями и со страстью вырезающего бумажного змея из географической карты, — превра­щается в зрелого мужа, зрелого не по годам, превращается в сверст­ника Пушкина, хотя по календарю прошло не так уж много времени. Менялся и сам Пушкин, менялся не по календарю, но мужая серд­цем, поворачиваясь все больше к Господу, словно предчувствуя, что мучительные часы агонии станут для него временем, проведенном в Божьем винограднике. Как те ра­бы, кто пришел трудиться к Госпо­ду перед самым закатом — и полу­чившие награду наравне с теми, кто трудился с раннего утра. Ми­лость Твоя до Небес...

Не пожалейте своего времени! Выключите телевизор. Почитай­те вслух, поговорите с вашими детьми!



назад

Hosted by uCoz