Литературные беседы
И милость к падшим призывал
Поддерживаете ли вы русскую традицию — чтение детям вслух «под семейным абажуром» ? Если еще нет, советую начать с хорошо известной всем пушкинской «Капитанской дочки» и не торопясь осмыслить ее заново — и самим, и глазами современных детей. С какого возраста можно читать эту повесть? Если верить Цветаевой — с семилетнего (помните ее эмоциональную статью «Пушкин и Пугачев»?). Я со своим старшим внуком читала ее вслух, кажется, когда он был в пятом классе. Думаю, что полезно перечитать ее и с подростками повзрослее. Когда я проводила свой христианский урок в школе, пожалуй, пол-урока уходило на разбор эпиграфа — русской поговорки «Береги честь смолоду». Оказывается, современные 13—14-летние детки весьма смутно представляют, что такое «честь», «честь девочки», «честь мальчика». Подсказываю им синоним: «доброе имя». Тоже понятие несколько устаревшее в наше злое время. А потом внук задал мне вопрос: «Честь теряется — и не восстанавливается?» С ходу не ответишь, тем более одним словом. В принципе, утерянная честь не восстанавливается, доброе имя — и то с трудом. Но с молитвой покаяния, как я часто повторяю детям, можно обращаться до самой смерти. И в богословские глубины тут, думаю, не надо заглядывать, тем более что нам, человекам, не дано решать за Бога, в каких случаях Он как бы закрывает небо, это сложный вопрос, и это, как говорится, не людская компетенция...
«Капитанскую дочку» перечитывать с детьми — одно наслаждение. Помню, я то и дело откладывала книгу в сторону и объясняла — с житейскими примерами — почему, например, Петруша перестал бывать в доме милой Марьи Ивановны, почему Марья Ивановна уклонялась говорить с Гриневым (после отказа батюшки Петруши на их брак, после твердого решения Марьи Ивановны не вступать в брак тайно без родительского благословения). Тема эта волнует и нынешнюю молодежь — неужели и правда не будет семейного счастья без родительского благословения? Без церковного венчания? Да и что это такое — родительское благословение? Всегда ли родителям надо упрямствовать, отказывать в благословении, если выбранный друг (подруга) им не по сердцу? Кстати, можно рассказать драматичную историю двухгодичного сватовства самого Пушкина. Пушкина, с его более чем легкомысленной молодостью, но — с твердыми христианскими взглядами на дом, на семью, на супружескую верность («но я другому отдана и буду ввек ему верна» — Татьяна Ларина). Как и в объяснении, что такое «честь», уместно рассказать еще раз про роковую дуэль. Да, дуэль как смертоубийство — не христианский поступок, но отдать жизнь за честь своей жены — кто может быть судьей Пушкину, да и красавице Натали, о которой поэт беспокоился до самой последней минуты жизни («бедная, терпит безвинно»)?..
«Капитанскую дочку» Пушкин закончил за три месяца до своей гибели, он успел увидеть ее на страницах «Современника» в декабре 1836 года. Поэтому вчитываешься в повесть с особым чувством, это как бы предсмертное письмо Александра Сергеевича, его раздумья — о самом себе, о жизни, о любви, о том, что человек — всегда в Божьем присутствии, а Бог — в сердце верующего человека, особенно в горестный час.
Паспорт Петруши хранится в особой шкатулке, вместе с сорочкой, в которой его крестили. Родители молятся и благословляют любимого сына, отправляя его на военную службу. А как искренни и простодушны переживания Петруши после своего позорного проигрыша, когда он кается перед Савельичем и снимает мучение с души, угрызение нечистой совести. Буран — знаменитая встреча с Вожатым, с Пугачевым, — все тут символично — метель, как образ русского бунта, — и тут же быстрый ответ на молитву заблудившихся путников. Начинается тема спасения и милосердия, тема странной дружбы молодого русского офицера и мятежного Пугачева, тема необычайно интересная и для нашего поколения.
Ведь не за заячий тулупчик полюбил Пугачев Гринева! А уж за что Гриневу любить Пугачева? А можете ли вы сами объяснить по пунктам, отчего и почему вы любите друга или близкого человека? А за что любит вас Бог? Любит и милует с утра до вечера, с самого рождения и до смерти? На своем школьном уроке по «Капитанской дочке» я читала по этому случаю известный всем христианам гимн любви — 13-я глава из 1-го Послания Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует...»
Помните, как великодушен Пугачев к своему «классовому» врагу — царскому офицеру: и овчинный тулуп со своего плеча, и лошадь, и предлагает пост фельдмаршала... И раз прощает, и другой, прощает обман с Машей — и вот тут в самый раз уместно подчеркнуть ту мысль, которая была так дорога самому Пушкину. Раз темная душа злодея Пугачева была способна полюбить чистую душу Петруши — значит, в самом Пугачеве, несмотря на все его жестокости, — теплилось что-то светлое и чистое. Да, это литературное творчество, было ли так в реалии — вряд ли, тот же Пушкин в документальном исследовании «История Пугачевского бунта», написанном до «Капитанской дочки», показывал всю бессмысленность жестоких оргий Пугачева и его приспешников. Но тут — литературное творчество — и, как всегда, Пушкин автобиографичен, мысли о самом себе — «и милость к падшим призывал», милость к блудным сыновьям, в коих сверкает искра Божья. Помните последнее благословение Пугачева Петруше — предсмертный кивок головы на Лобном месте?..
Многое в этой жизни нелогично и необъяснимо, когда речь идет о движении души. Петруша заверяет, что они с Машей будут вечно молиться за Пугачева. Ладно — Петруша, но каково кроткой Маше молиться за убийцу ее родителей? Пушкин гениально показывает условность людских понятий добра и зла. Вот добрый христианин Иван Кузьмич пытает пленного башкирца. Через несколько страниц помилованный башкирец вздергивает на виселицу доброго Ивана Кузьмича...
Много можно говорить о молитвах на страницах «Капитанской дочки». Молитвы коменданта и его верной жены перед штурмом крепости... Молится Гринев перед виселицей: «Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принеся Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу».
И вот — арест (кстати, снова тема чести — Гринев предпочел арест, позор, возможно казнь, лишь бы не было затронуто имя его суженой, Маши): «Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет».
Милость превозносится над судом! Надеялся на это и сам Пушкин, надеюсь на это и я. Бог наш любит миловать, такой наш Бог. Мы, люди, — все судим, обвиняем, а Бог наш милует и прощает — ни за что, ни за какие заслуги... И Маша Миронова просит у императрицы не правосудия, но милости... Большая и глубокая тема, и говорить об этом — как на материале Библии, так и из опыта своей жизни — можно многое. «Господи! Милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков» (Пс. 35:6).
Интересно отметить и другие моменты повести. О том, что такое христианское воспитание:откуда в Гриневе и в Маше такие понятия — и чести, и целомудрия, и страха Божия, как не из детства? Даже у злодея Пугачева есть некоторые моральные представления, помните гнев на Швабрина: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?!» Любопытно, что и родители Гринева, тот самый батюшка, отказавший ему в разрешении на брак, увидели благодать Божию в том, что смогли принять и пригреть сироту Машу. Благодать Божью — особую Божью милость! Возможность сделать добро.
Много можно говорить, особенно о нашей современной жизни, — по поводу зловещей сказочки Пугачева про орла и ворона. Нельзя питаться мертвечиной ради долголетия. Знакомый лозунг — цель оправдывает средства? Добиваться мифической справедливости — через кровь и насилие? Любопытная деталь — на смелое возражение Петруши Пугачев замолчал...
Как мне кажется, неверующих в этой повести всего двое: Швабрин да старичок с голубой лентой, не-насытимый кровью приспешник Пугачева. Гринев жалеет поверженного врага — Швабрина, жалеем его, пожалуй, и мы, хотя Швабрин — один из немногих так называемых отрицательных персонажей Пушкина... Мне приходилось читать домыслы одного литературоведа, что в образе Швабрина угадывается Дантес, уже тогда, в 1836 году донимавший Пушкина. Но мне кажется, что это несколько притянуто, хотя соблазнительно видеть в «Капитанской дочке» какие-то предсказания, — помните, Гринев пишет стихи, откладывает перо и берет шпагу, направляясь на дуэль со Швабриным? Гринев вступается за честь возлюбленной?..
Вспомним снова Цветаеву. Она обожала Пушкина, а в «Капитанской дочке» главным героем считала не Гринева, а Вожатого, Пугачева. Да, возможно, образ Пугачева ярче — «и милость к падшим призывал»... Но интересно прослеживать и развитие образа Гринева,как он под воздействием любви и испытаний, из недоросля, гоняющегося за голубями и со страстью вырезающего бумажного змея из географической карты, — превращается в зрелого мужа, зрелого не по годам, превращается в сверстника Пушкина, хотя по календарю прошло не так уж много времени. Менялся и сам Пушкин, менялся не по календарю, но мужая сердцем, поворачиваясь все больше к Господу, словно предчувствуя, что мучительные часы агонии станут для него временем, проведенном в Божьем винограднике. Как те рабы, кто пришел трудиться к Господу перед самым закатом — и получившие награду наравне с теми, кто трудился с раннего утра. Милость Твоя до Небес...
Не пожалейте своего времени! Выключите телевизор. Почитайте вслух, поговорите с вашими детьми!