Литературная страница
Сказки
Как к ним относиться? Совсем выбросить или просеивать, используя ценное? «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал когда-то Пушкин, и мы восклицаем вместе с ним, когда снова и снова рассказываем своим внукам о Дюймовочке или Снежной королеве.
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок». И это мнение Пушкина мы разделяем. Многие сказки весьма полезны своей ненавязчивой нравоучительностью. Золушка страдала, зато умела готовить и шить, в жизни пригодится. Послужила девочка яблоньке, печке или речке, те отплатили ей добром. Поработала падчерица у Морозко в лесу, не осталась без подарков. Умна была Василиса Премудрая, на все у нее есть выход. А уж сколько раз в день — по ходу нашей жизни мы вспоминаем или кота, который все жадничал, чтобы поймать рыбку покрупнее. Или кошку, которая съела у горшочка масла верхушечку, серединочку и остаточек. Или расчудесный горшочек каши, которым было бы так славно покормить гостей. Или привередливую старуху с ее корытом. Или незадачливого попа, погнавшегося за дешевизной.
Сказки — с нами, они украшают не только детскую, но и нашу взрослую жизнь, в них действительно много житейской мудрости и полезного нравоучения. Не зря многие великие писатели так охотно пользовались фольклором, собирали, записывали, обрабатывали, вводили его в канву своих романов. Тут и знаменитый «Аленький цветочек», записанный Аксаковым от ключницы Пелагеи, и притча о луковке в «Братьях Карамазовых», Грушенька этой притчей как бы оправдывается перед чистым и непорочным Алешей. Тут и чудесные записи Льва Толстого в последние годы его жизни — почитайте эти сказочки в последних томах его сочинений. Особенно мне по душе сказка-притча про церковного служителя очень высокого ранга и про трех необученных старичков на острове, которые никак не могли выучить «Отче наш», но зато легко бегали по волнам, как Божьи дети... У каждого есть свои любимые сказки. Про себя скажу, что таких любимых у меня не очень много. Хотя на полках нашей семейной библиотеки стоит много красивых и красочных книг — и братья Гримм, и сказки Шехерезады, и Гауф, и узбекские, и чего только нет. Но добрых и полезных сказок не так много. Больше всего их у Андерсена, он был христианин. Хотя и у него есть такие сказки, которые я не буду читать своим детям или комментировать.
Я выгляжу святошей или фанатичкой? Moжет быть. Но с годами я замечаю в себе некую болезненность и нетерпимость, и чем дальше, тем больше ценю драгоценные странички Евангелия. Всегда больно, когда Божие смешивается либо с языческим, либо просто с человеческим вымыслом, что, впрочем, одно и то же. Нелегко отделить зерна от плевел... При всем изобилии сказок, бывает трудно прочитать малышам сказку без купюр, без творческого вкрапления или выброса. В сказках, будь это русские, арабские, немецкие или узбекские, очень много жестокого. Жизнь человеческая не считается чем-то уникальным. Отец в «Мальчике-с-пальчик» без всяких терзаний ведет своих детей в лес, чтобы их там кто-то убил. Петушок заклевывает насмерть незадачливого царя, другой царь заживо сварен в котле. Синяя Борода и его жены, плавающие в лужах крови.
Сказки пропитаны языческим духом, даже если это и не древневавилонские или индийские сказания, а сказки, сочиненные в наше христианское время. Впрочем, сказительницы, повторяя слышанное, домысливают сами. Получается, как в «испорченном телефоне».
Почему человек так скор на злое и так медлителен на все доброе? Отчего бурьян растет сам, а для того, чтобы выросла хорошая морковка, надо столько потрудиться? Где и когда началось язычество на земле? Наверное, в том же Едемском саду, когда человек сам поставил стену между собой и Богом и произнес первую ложь: «Я... убоялся, потому что я наг, и скрылся». А как только человек изгоняет из своего сердца присутствие Божие, ему надо заполнить пустоту. И появляются тут же ваалы, дионисы, ярилы — и нет им числа, этим богам и божкам. Помните в сказке про девушку — помолится она куколке, куколка ей поможет? Вы скажете: это же сказка, в сказке все можно, это же фантазия. И вот тут я спрошу вас о том, что меня давно тревожит. Где грань между свободой творчества, которую Бог дал человеку, и непозволительным святотатством или прямым нарушением предупреждения, которое записано на последних страницах Библии: если кто прибавляет или отнимает что от слов Священного Писания, «у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом городе и в том, что написано в книге сей» (Откровение 22:18-19)? Мне бы не хотелось выглядеть скучной и строгой, не любящей сказки, шутки, игру воображения. Но с возрастом, действительно, становишься в каком-то смысле скучной, строгой и чувствительной к вольным переделкам библейских текстов. Но вернемся к нашим сказкам и проследим, как порой причудливо и далеко не невинно переплетаются библейские и языческие, а то и сатанинские мотивы. Вот страшная сказка братьев Гримм «Девушка-безручка» - как черт приобрел власть над мельником, и тот отрубил руки своей любимой дочери. Возможно, как и в легенде о Фаусте и Мефистофеле, тут можно найти что-то полезное и нравоучительное для себя, но лучше не прикасаться к темной стороне жизни, а тем более не приобщать к ней своих детей, даже через сказку. Мне кажется, что чем меньше человек рассуждает о бесовщине, о сатанинских глубинах, тем лучше. В народных же сказаниях бесовщиной не только пугают, но и заманивают, интригуют, предлагают попробовать вызвать дух мертвых или применить целительный заговор, волхвование... По той же причине у меня осторожное отношение и к волшебным житийным христианским сказаниям. В свое время в университете мы изучали поэтическое сказание о Петре и Февронии (XV век), где сказочное волшебство (летающие гробы, ожившие обрубки деревьев, вышивка храма по воздуху, исцеления) переплетено с реальной жизнью двух чистых душ, добрых и искренних христиан. Сторонники чудес и исцелений в наши дни скажут: разве Бог наш изменился? Бог и сегодня может все — и заставить летать гробы, и расцветать полешки, и исцелять гнойные наросты. Да и аминь. Каждый из нас вечером в молитве может вспомнить, что было чудесного и сверхъестественного за прожитый день. Но как вы объясните пытливому трехлетке, где тут сказка, а где Божье чудо? Где игра человеческой фантазии, а где реальные чудеса? И почему мифы древней Греции — это мифы, а Иисус Навин на самом деле остановил солнце, и Христос ходил по воде? И в то же время без сказок скучно! Без волшебного ковра-самолета, грозных собак с глазами, как мельница, без хитроумного маленького Мука, без кроткой Аленушки и ее непоседливого братца-козлика... А как великолепны сказки о животных, те же сказки дядюшки Римуса про братца Кролика и братца Лиса... Мы еще не сказали о таких чудесных христианских сказках, как недавно пришедшие в Россию сказки английского писателя и богослова Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Можем мы читать неурезанную бдительной советской цензурой чудесную сказку Андерсена «Снежная королева» (например, двухтомник, выпущенный в Петрозаводске), где Герда молится, когда изнемогает, и ангелы начинают сражаться со снежинками, где бабушка читает Библию. Только тогда в полном объеме понимаешь мудрую притчу Андерсена о разбитом зеркале, осколки которого есть и у многих современных христиан, вечно недовольных и все обличающих. Чем еще хороши многие сказки? Своими мечтаниями о царствии Божием — и на земле, и на небе, темой бессмертия, мечтами о чудесной жизни, где все делают невидимые любящие руки, где финальная сказочная свадьба становится символом победы добра над злом, где затихают завистливые сестры, а злым мачехам просто нет места в этой жизни — они либо исправляются, либо умирают от тоски и зависти. Вот маленькая Божия птичка соловей, оживившая императора в дивной сказке Андерсена, где зло побеждается только любовью! Многие наши христианские учителя, особенно те, кто преподают у малышей, в детских садах, обязательно используют сказочный, волшебный мир, когда рассказывают о тех или других Божиих законах, Божиих заповедях. Как и в отношении всей русской литературы, столь насыщенной евангельским текстом, в сказках можно и нужно отсеивать зерно от мякины, брать те добрые образы, символы, сюжеты, которые приближают людей к Богу. И в египетских, и в вавилонских, и в месопотам-ских сказаниях, как и в мировых религиях, есть отсвет Истины, Божиих откровений. Но есть свет дальний, есть ближний, есть затемненный, есть ослепительное солнышко, а есть свет в мрачном подземелье, даже в темном космосе или в глубине моря, но везде — Божий свет!
Сказки не стареют, в сказках есть вечная, неувядаемая ценность, детская наивность и мудрость. А жестокие сказки, где нет никакой надежды на Божье милосердие, или сказки, где изображаются блуд и нечистота («Заветные сказки»), — что с ними делать, как ими не запачкаться? Да умудрит нас Господь.
Ольга Колесова