Кухонный разговор


«Что бы было с миром и с нами, мужчинами, если бы у женщин не было великодушия и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, — без таких женщин плохо было бы жить на свете... Не было бы Клары у Франциска Ассизкого, не было бы на каторге жен декабристов, не было бы у духоборов их жен, которые не удерживали мужей, а поддерживали их в их мученичестве за правду, не было бы тысяч и тысяч безвестных, самых лучших, как все безвестное, женщин, утешительниц пьяных, слабых, развратных людей, тех, для которых нужнее, чем кому-нибудь, утешения любви.» (Л. Толстой, "Послесловие к рассказу Чехова «Душечка»", 1906)


Готовить пищу утомительное и весьма прозаичное занятие, монотонное и неблагодарное. Порой муж придет, уткнется в газету и не заметит, что у него на тарелке. Или наоборот вы всего наготовили, а гости увлеклись беседой и все оставили на столе. Для кого старалась?

Признаюсь, что я до своего уверования жила, как обычная советская эмансипированная женщина, более-менее свободная от кухни. Оставляла мужу записку, что приготовить. Считала, что проявила максимум заботы. И лишь много позже, когда перестала уходить на работу с утра до самого вечера, поняла прелесть домашней жизни, стала испытывать ни с чем не сравнимую тихую радость: не торопясь, приготовить самое обыденное, хотя бы борщ, но подать тарелку мужу с любовью, сесть напротив, поговорить, а то и просто помолчать вдвоем. Конечно, до идеальной жены по Домострою мне далеко, но теперь я не считаю приготовление пищи «крепостным правом» или постылой обязанностью. Это мой язык любви, мой безмолвный разговор с теми, кого я люблю, особенно, если это мои внуки, которые только и ждут от меня, бабушки, «чего-нибудь вкусненького», а главное, чтобы я не торопилась и спокойно посидела за столом, вникла в их проблемы и переживания.

Кухня это самое теплое, обжитое и любимое всеми место. И в моей семье, как у всех, порой не хватает денег и приходится что-то придумывать, вроде кабачковых оладьев, клюквенного киселя или ржаных сухариков. Мне часто приходится бывать у одной бедной вдовы. Как она сводит концы с концами для меня загадка. Но она всегда покормит меня вкуснейшими тоненькими блинами с заветной прошлогодней баночкой варенья. Разве это не царское угощенье, когда вкусная пища приправлена сердечным вниманием!

Язык любви какой он бывает разный! Я знала семью, где все конфликты решались тогда, когда жена или муж принимались мыть пол. В комнате дышалось свежо, «пар» куда-то уходил, рождалось безмолвное примирение. Другой муж считал роскошью покупать цветы, а жена вечно обижалась на отсутствие романтики в отношениях («нельзя вечно считать каждую копейку!»). И только после похорон мужа она поняла, что он объяснялся ей в любви каждый вечер: в его рабочем портфеле всегда был пакетик молока и пачка творога. Завтрак был обеспе­чен, одной заботой в доме становилось меньше. А она искала глазами букет...

Для моего мужа признание в любви звучит, когда я соберусь с силами и протру ему овсяный кисель предмет его мечтаний. Но до чего нудно его готовить! Зато потом муж такой милый и добрый!

Наверное, дорогие мои сестрички, вы, как и я в свое время, с насмешкой читали «Старосветских помещиков» Гоголя, улыбались над несовременной и трогательной па­рой Пульхерией Ивановной и Афанасием Ивановичем. Разве это любовь, спросит кто-то? Нашли Ромео и Джу­льетту! Да, представьте себе, это посильнее Ромео и Джу­льетты: пронести через годы нежную привязанность, не­возможность жить друг без друга.

Ничего себе любовь! Только и говорили старички, как о еде.

«Чего бы такого поесть мне, Пульхерия Ивановна?»

«Чего же бы такого? говорила Пульхерия Ивановна. Разве я пойду, скажу, чтобы вам принесли вареников с ягодами, которых приказала я нарочно для вас оставить?

«И то добре», отвечал Афанасий Иванович.

«Или, может быть, вы съели бы кисельку?»

«И то хорошо».

Лишь в последние годы, когда я стала перечитывать всю нашу русскую классику в свете Евангелия, я совсем по-другому поняла и Гоголя, и «Старосветских помещиков». Вовсе это не насмешка, не обличение «узких» мещанских нравов, как нас учили раньше в школе. Это своего рода авторская ностальгия по кухне маменьки или вообще мечта Гоголя, часто голодного, неухоженного, бездомного, проведшего всю свою недолгую жизнь в разъездах, по гостиницам, по чужим людям. Как вспоминают его современники, он всегда любил вкусно поесть в гостях. Кто знает, может, это чревоугодие, а может, тоска по несбывшемуся семейному счастью.

Мир Пульхерии Ивановны это радушие, гостеприимство, чистосердечие... Мы вечно впадаем в крайности. И чревоугодие грех, и небрежение, отсутствие заботы о порядке, о здоровье своего тела — тоже своего рода грех. Пост, аскетизм, воздержание все на своем месте, но Господь дал нам землю, ее дары, ее плоды в радость. Какое разнообразие вкуса, цвета, аромата плодов земли отмечаем мы на празднике жатвы. Великолепна громадная желтая тыква, а если ее еще и приготовить красиво и вкусно? Чего стоят наши слова о любви к домашним, если мы не любим и не умеем вкусно готовить? А главное, не жаловаться на «удел» женщины.

Счастливые мы, женщины, что Господь дал многим из нас этот дар вить семейное гнездо, вести дом. И еда это не просто необходимость или скучная проза жизни, а возможность проявить свои таланты, не так ли, дорогие? Как тут не вспомнить другую литературную героиню Агафью Матвеевну из «Обломова» Гончарова, которая не умела петь романсы, как Ольга, не умела вести разговоры об искусстве, зато перед глазами Обломова были вечно двигающиеся локти Агафьи Матвеевны: печет пирожки, разделывает птицу, штопает, шьет, готовит соленья. И ведь именно этот домашний уют приводил в ужас делового Штольца, он кричал лежащему на диване Обломову: «Бездна! Ты погиб!» Безответная душа, Агафья Матвеевна, любила Обломова так, как умела, как могла, молилась за него, страшно переживала, если не могла покормить его чем-то вкусным.

Перечитайте последние страницы романа «Обломов», взгляните на эту самоотверженную женщину по-другому: какая она милая, любящая, смиренная, ни во что ставящая себя. Любовь ее не натужная, как у Ольги, а естественная. Ольга все экзаменовала бедного Обломова, переделывала по своему образцу. Пожилые сестры знают, какой это напрасный труд переделывать мужа. В чем-то супруги, конечно, притираются друг ко другу, в чем-то меняются, но ломка личности всегда крайне болезненна для брака, многие это знают по собственному горькому опыту. Каждый из нас тяжелая ноша для Господа, но наш Христос несет и милует, милует и несет на руках... Но вернемся на кухню. Я не совсем понимаю женщин, которые порой так начинают гореть на общественном поприще, что домашний очаг у них не то что тлеет, а остывает. А они еще обижаются и плачут, когда муж подает на развод, и думают, что терпят за веру безвинно. Мне даже не хочется приводить известную строчку «кто о домашних не печется, тот хуже неверного». Не от страха наказания мы любим ближних, нет, любовь, как дыхание, легка и естественна, но любовь обязательно проявляет себя в чем-то обыденном, малом, повседневном. Возрадуйтесь нашему с вами особому женскому предназначению и служению, которое дал нам Господь, для нашего личного и общечеловеческого блага, сделав наше женское сердце более мягким и жалостливым, а руки быстрыми и пригодными для всякого домашнего творчества, будь это создание пышного пирога или незаметная заплатка. Господи, благодарю Тебя за то, что Ты создал меня женщиной!


Ольга Колесова,

член Санкт-Петербургского Союза журналистов


назад

Hosted by uCoz