Христианская жизнь
Я никого не хочу осуждать
Мы нередко сталкиваемся с искусством злословия, замаскированного сладкоречивым обеспокоенным тоном или теплом молитвы. «Давай помолимся за сестру Таню, чтобы она духовно укрепилась. Ты разве не знаешь, что она...». Наверное, хотя бы раз в жизни вам приходилось слышать подобные слова.
Что же такое злословие? Обычно мы понимаем злословие как злонамеренную, заранее обдуманную клевету на человека. Толковый словарь определяет злословие как «высказывание ложных обвинений или измышлений, порочащих и наносящих ущерб репутации кого-либо». Но это лишь приблизительная характеристика злословия. Как всегда, Библия открывает нам больше. Божье Слово заключает в себе более широкое определение: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, а судья» (Иакова 4:11). Иаков хочет сказать, что всякое недоброе слово против брата или сестры является злословием.
В Новом Завете апостол Павел пишет к Ефесской церкви: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:29,31). Слова, поносящие другого человека, правдивые они или нет, уже являются злом. Слово, идущее во вред другому, независимо от того, насколько оно соответствует действительности, не прославляет Бога.
Когда мы прибегаем к утонченному злословию, мы не только порочим тех, о ком говорим, но вовлекаем в грехи тех, кому говорим. Тимофей предполагает, что злословие приходит от врага: «..не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Злословие, подобно дьяволу, создает неблагоприятную обстановку, вводит в заблуждение и обвиняет. Для меня это понимание явилось горьким откровением. Я всегда чувствовала себя прекрасно, избегая злословия и сплетен. Но каждый раз, когда осуждала чьи-то действия, когда выражала недовольство и направляла свою ярость и возмущение на то, о чем я судила по слухам, я впадала в грех злословия и предавалась врагу.
Почему мы злословим?
Злословие постоянно живет вокруг нас — на работе, в мирской среде и даже среди христиан. Мы знаем, что это плохо. Почему же так легко поддаемся и злословим друг друга? Самой очевидной причиной нашего злословия является то, что мы — люди и грешны по своей природе. Когда мы злословим, то тем самым являем взорам окружающих истину наших сердец. В Евангелии от Матфея 15:18-19 Иисус утверждает, что «исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека; ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Злословие широко распространено еще и потому, что мы сами благосклонно относимся к этому греху. Оно искусно находит путь в церковь и медленно, но уверенно разрушает Тело. Давайте послушаем, как мы преуспели в сладкоречивом злословии: «Не поймите меня превратно, но никогда не знаешь, что выведет ее из себя» Или: «Это, конечно же, не мое дело, но меня беспокоит Зина. С ней такое случилось...». Или: «Я так обеспокоена судьбой Марии. Вы не поверите, если узнаете, что она сделала». Эти разговоры довольно обычны, даже среди христиан. Но в глазах Господа это недопустимо. Злословие, как любой грех, требует раскаяния и Божьего прощения.
Как остановить поток злословия?
Нетрудно определить, когда беседа, в которой мы участвуем, сворачивает на путь злословия. Как можем мы избежать падения в грех злословия, активного или пассивного? Во-первых, нам необходимо всегда держать свое сердце открытым для Господа. Если мы обнаружим в себе склонность к осуждению других, то должны спросить себя, что является причиной этого: зависть, неуверенность в себе, ревность, чувство горечи, злость, обида или нежелание простить? А может, все вместе? Безобидная фраза «А что такого я сказала?» может содержать ясный подтекст — «Я не считаю себя виновной». Или фразу «Я не могу поверить, что она так относится к своей семье» можно перевести как «А я к своей семье отношусь лучше».
Попытка исследовать свое сердце, чтобы определить первопричину произносимых нами слов, может оказаться процессом довольно болезненным, но это необходимо, чтобы пресечь злословие в самом зародыше. Второе средство защиты от злословия можно найти в призыве Иисуса: «..любите друг друга» (Иоанна 15:17). Если мы истинно любим людей, окружающих нас, то мы будем стараться ободрить их, а не подвергать словесной атаке (Гал. 5:13-15). Павел подсказывает нам другой способ избежать злословия: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том, помышляйте» (Фил. 4:8). Если наши помышления чисты и мы сосредоточены на том, что доброго и хорошего мы можем сказать о человеке, то наши слова будут угодны Господу. И наконец, мы нуждаемся в молитве о том, что мы говорим. Мы можем просить Божьего вмешательства и совета. Он будет вести нас. Нам только следует захотеть Его услышать.
Исследуй свое сердце
Когда Павел обращался к римлянам, он предостерегал их от всякого вида лукавства, зла, корыстолюбия, греховности. Он говорит о злословящих так же, как и о богоненавистниках. Апостол Павел говорит, что они «безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела (включая злословие) достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:31-32). Когда мы злословим, то не только согрешаем против другого человека, мы нарушаем Божий закон, сокрушаем сердце нашего Господа. Я молю Господа о том, чтобы Он продолжал Свою работу во мне и наполнил меня любовью и праведностью. Я молю Его, чтобы в минуты искушений у меня были силы упасть на колени перед Ним и противостоять врагу. Я молю о мудрости, чтобы избежать злословия. Я молю, чтобы мы, дети Божьи, извергли из своей среды этот коварный грех.
Крис Пэрри