Христианская жизнь
Мудрый человек знает время, когда молчать
В этом шумном мире молчание стало внушать страх. У большинства людей молчание вызывает беспокойство и нервозность. В их молчании нет полноты и богатства, оно пусто и бессодержательно. Справедливость этого подтверждается неутихающим шумом современного мира. Когда мы привыкаем окружать себя постоянным шумом, то чувствуем тревогу в тишине. Екклесиаст говорит нам: «Всему свое время... время молчать и время говорить» (Екл. 3:1,7).
Действительно, мудр тот, кто знает время, предназначенное для молчания или слов. Как христианин, который хочет постичь мудрость, радуя Бога и служа людям, я должен знать, когда говорить, а когда молчать.
Как я могу научиться благодати молчания?
Ключ к ответу на этот вопрос: думай, прежде чем сказать что-то. Часто в беседе мы слишком поздно понимаем, что молчание было бы лучше сказанного. Книга Притчей 15:26 учит нас: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло».
Однажды мы с мужем обсуждали острую семейную проблему. Но наши мнения не совпадали. И незаметно для меня из спора родилось раздражение. Я уже была готова бросить ему в лицо резкие и обидные слова, но, к счастью, успела подумать: «А принесет ли это ему пользу?» И честно ответила себе — нет. Я успокоилась, и разговор вскоре стал доброжелательнее. Мы всегда должны думать о том, как наши слова повлияют на окружающих. Как часто нам хочется вернуть назад свои слова, потому что они были произнесены необдуманно. Публий говорил: «Я часто раскаивался в своих словах, но никогда — в своем молчании». Если мы размышляем до того, как произнесены слова, Святой Дух руководит нашими мыслями и ответами. Иисус открыл Своим ученикам эту истину о Святом Духе. «...Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).
Бывают ситуации, когда мы до такой степени оказываемся увлечены беседой, что нет времени на обдумывание своих слов. Однажды, среди общего разговора один человек оказался очень остроумен, но его остроумие порой граничило с сарказмом. Я пыталась достойно отвечать на его иронию. В тот момент я не успевала обдумывать свои слова, настолько разговор захватил меня. Я говорила, чтобы поразить и быть интересной. Однако в тот вечер молчание было бы более уместно. Оно удержало бы меня от суесловия, а того человека — от насмешек и колкостей в адрес других людей. Молчание — это всегда правильный выбор в ситуации, когда возникает возможность сказать недобрые слова другим. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Пр. 11:12).
Обдумывать то, что уже высказано, гораздо легче, чем высказывать то, что уже обдумано. Но Библия учит нас думать прежде, чем сказать. Это приводит наши мысли и ответы в соответствие с наставлениями Святого Духа.
Насущные нужды
Другой ключ к пониманию того, когда пришло время говорить или молчать, — это осознание нужды человека, с которым мы беседуем. Ефесянам 4:29 дает четкую инструкцию в этом отношении. Хорошо задать себе вопрос, прежде чем начать говорить: «Какова насущная нужда в данный момент?» Это поможет нам понять, что мы должны сделать и когда надо остановиться.
Меня всегда забавляла история о маленьком мальчике, который спросил у матери, откуда он появился. Его мать, глубоко вздохнув, начала посвящать его в таинство зачатия. Уже после этой трудной беседы малыш заявил: «Я только хотел узнать, в каком городе я родился».
Всегда важно понять нужду момента. Библия рассказывает нам, что, когда Иисуса обвиняли первосвященники и старейшины, Он не отвечал. Пилат был поражен, что Иисус не отвечал ни на одно обвинение (Матфея 27:12-14). Безусловно, в этом не было нужды, поскольку Он прекрасно понимал, в чем нужда момента. Первосвященники не желали правды, но сама Истина стояла перед ними. Молчание Иисуса было красноречивее слов, которые Он мог бы сказать. Для данных обстоятельств это был единственно верный ответ. Может случиться, что, как Иисус терпел несправедливость, так и мы будем обвинены «первосвященниками». Важно осознать нужду момента, для которого молчание может оказаться лучшим ответом.
Притчи 12:23 утверждают: «Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость». Мудрость этих слов указывает, что есть ситуации, когда мудрый человек не говорит всего, что ему известно. Однажды мне задали очень сложный вопрос, который требовал обстоятельных объяснений. Но, приняв во внимание обстоятельства и личность спросившего, я ограничилась самым общим ответом. Он удовлетворил моего друга, задавшего вопрос, потому что его было достаточно для нужды данного момента. Когда подруга приходит ко мне поделиться своими переживаниями, я сначала внимательно выслушиваю ее, перед тем как ответить. Я постигаю ее нужду по мере того, как молюсь и молчу. Часто в такой ситуации главная нужда момента — дать ей возможность выговориться, а для меня — выслушать исповедь. Для того, чтобы помочь другу, порой важно выбрать молчание. Восприимчивость к нужде момента поможет вам правильно вести себя с друзьями, испытывающими какие-либо проблемы. И здесь часто главным бывает молчание: молча идти рядом, слушать и этим помогать им нести бремя.
Обретите покой в молчании
Стремление обдумывать то, что мы собираемся сказать, и проникать в нужду беседы очень важно. В условиях нашего кричащего мира для нас, возможно, особенно важно выбрать молчание, так как мы обретаем покой, когда молчим. Только душа, знающая, что такое молчание и покой, может расслышать боль и страдание другой души. Душа, привыкшая к глубокому молчаливому общению, говорит мудро и терпелива в беседе. Если мы не будем выделять время на наполнение Святым Духом, извлекать и приобретать мудрость и твердость, наша речь будет отражать только напряженную, пресыщенную и бездумную жизнь. Когда нам откроется красота молчания перед Богом, тогда начнется наше служение молчанию. Псалмопевец Давид писал: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» (Пс. 22:1-3). Давид знал бесценную истину — предоставь Господу даровать покой и мир. Для того, чтобы научиться слушать и познать богатство молчания, необходимо найти время и удалиться от суеты дня. Иисус учит: «.. .войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Матфея 6:6). В такие минуты безмолвия мы можем научиться ценному для наших душ дару молчания. Мы начинаем постигать укрепляющую силу молчания и покой, который может дать только безмолвие. Чем больше мы позволяем Богу «покоить нас на злачных пажитях», тем больше наша душа восстанавливается и укрепляется, и мы обретаем силу сдерживать свои слова, обдумывать то, что нам предстоит сказать, и проникать в нужду момента. Чем больше водят нас по тихим водам, тем более мы становимся восприимчивы к Святому Духу и тем свободнее нам дается молчание наедине с собой и другими. Чем более спокойны мы в молчании, тем более мы понимаем, о чем нам говорит молчание.
Мария Беретко