Христианская жизнь



Мудрый человек знает время, когда молчать


В этом шумном мире молчание стало внушать страх. У большинства людей мол­чание вызывает беспокойство и нервозность. В их молчании нет полноты и богат­ства, оно пусто и бессодержательно. Справедливость этого подтверждается неутихающим шумом современного мира. Когда мы привыкаем окружать себя посто­янным шумом, то чувствуем тревогу в тишине. Екклесиаст говорит нам: «Всему свое время... время молчать и время говорить» (Екл. 3:1,7).

Действительно, мудр тот, кто знает время, предназначенное для молчания или слов. Как христианин, который хочет постичь мудрость, радуя Бога и служа лю­дям, я должен знать, когда говорить, а когда молчать.


Как я могу научиться благодати молчания?


Ключ к ответу на этот воп­рос: думай, прежде чем ска­зать что-то. Часто в беседе мы слишком поздно понимаем, что молчание было бы лучше сказанного. Книга Притчей 15:26 учит нас: «Сердце пра­ведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло».

Однажды мы с мужем об­суждали острую семейную проблему. Но наши мнения не совпадали. И незаметно для меня из спора родилось раздражение. Я уже была го­това бросить ему в лицо рез­кие и обидные слова, но, к счастью, успела подумать: «А принесет ли это ему пользу?» И честно ответила себе — нет. Я успокоилась, и разговор вскоре стал доброжелатель­нее. Мы всегда должны ду­мать о том, как наши слова повлияют на окружающих. Как часто нам хочется вер­нуть назад свои слова, пото­му что они были произнесе­ны необдуманно. Публий го­ворил: «Я часто раскаивался в своих словах, но никогда — в своем молчании». Если мы размышляем до того, как произнесены слова, Святой Дух руководит нашими мыс­лями и ответами. Иисус от­крыл Своим ученикам эту ис­тину о Святом Духе. «...Дух Святый... научит вас всему и напомнит вам все, что Я гово­рил вам» (Иоанна 14:26).

Бывают ситуации, когда мы до такой степени оказы­ваемся увлечены беседой, что нет времени на обдумывание своих слов. Однажды, среди общего разговора один чело­век оказался очень остро­умен, но его остроумие по­рой граничило с сарказмом. Я пыталась достойно отве­чать на его иронию. В тот мо­мент я не успевала обдумы­вать свои слова, настолько разговор захватил меня. Я го­ворила, чтобы поразить и быть интересной. Однако в тот вечер молчание было бы более уместно. Оно удержало бы меня от суесловия, а того человека — от насмешек и колкостей в адрес других людей. Молча­ние — это всегда правильный выбор в ситуации, когда воз­никает возможность сказать недобрые слова другим. «Ску­доумный высказывает пре­зрение к ближнему своему; но разумный человек мол­чит» (Пр. 11:12).

Обдумывать то, что уже высказано, гораздо легче, чем высказывать то, что уже обду­мано. Но Библия учит нас ду­мать прежде, чем сказать. Это приводит наши мысли и от­веты в соответствие с настав­лениями Святого Духа.


Насущные нужды


Другой ключ к понима­нию того, когда пришло вре­мя говорить или молчать, — это осознание нужды челове­ка, с которым мы беседуем. Ефесянам 4:29 дает четкую инструкцию в этом отноше­нии. Хорошо задать себе воп­рос, прежде чем начать говорить: «Какова насущная нуж­да в данный момент?» Это по­может нам понять, что мы должны сделать и когда надо остановиться.

Меня всегда забавляла ис­тория о маленьком мальчике, который спросил у матери, откуда он появился. Его мать, глубоко вздохнув, начала по­свящать его в таинство зача­тия. Уже после этой трудной беседы малыш заявил: «Я только хотел узнать, в каком городе я родился».

Всегда важно понять нуж­ду момента. Библия расска­зывает нам, что, когда Иису­са обвиняли первосвященни­ки и старейшины, Он не отве­чал. Пилат был поражен, что Иисус не отвечал ни на одно обвинение (Матфея 27:12-14). Безусловно, в этом не было нужды, поскольку Он прекрасно понимал, в чем нужда момента. Первосвя­щенники не желали правды, но сама Истина стояла перед ними. Молчание Иисуса было красноречивее слов, ко­торые Он мог бы сказать. Для данных обстоятельств это был единственно верный от­вет. Может случиться, что, как Иисус терпел несправедли­вость, так и мы будем обвине­ны «первосвященниками». Важно осознать нужду мо­мента, для которого молча­ние может оказаться лучшим ответом.

Притчи 12:23 утверждают: «Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глу­пость». Мудрость этих слов указывает, что есть ситуации, когда мудрый человек не го­ворит всего, что ему извест­но. Однажды мне задали очень сложный вопрос, кото­рый требовал обстоятельных объяснений. Но, приняв во внимание обстоятельства и личность спросившего, я ог­раничилась самым общим ответом. Он удовлетворил моего друга, задавшего воп­рос, потому что его было до­статочно для нужды данного момента. Когда подруга приходит ко мне поделиться сво­ими переживаниями, я сна­чала внимательно выслуши­ваю ее, перед тем как отве­тить. Я постигаю ее нужду по мере того, как молюсь и мол­чу. Часто в такой ситуации главная нужда момента — дать ей возможность выговорить­ся, а для меня — выслушать ис­поведь. Для того, чтобы по­мочь другу, порой важно выб­рать молчание. Восприимчи­вость к нужде момента помо­жет вам правильно вести себя с друзьями, испытывающими какие-либо проблемы. И здесь часто главным бывает молчание: молча идти рядом, слушать и этим помогать им нести бремя.


Обретите покой в молчании


Стремление обдумывать то, что мы собираемся ска­зать, и проникать в нужду бе­седы очень важно. В услови­ях нашего кричащего мира для нас, возможно, особенно важно выбрать молчание, так как мы обретаем покой, ког­да молчим. Только душа, зна­ющая, что такое молчание и покой, может расслышать боль и страдание другой души. Душа, привыкшая к глу­бокому молчаливому обще­нию, говорит мудро и терпе­лива в беседе. Если мы не бу­дем выделять время на напол­нение Святым Духом, извле­кать и приобретать мудрость и твердость, наша речь будет отражать только напряжен­ную, пресыщенную и бездум­ную жизнь. Когда нам откроется красота молчания перед Богом, тогда начнется наше служение молчанию. Псал­мопевец Давид писал: «Гос­подь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою» (Пс. 22:1-3). Давид знал бесцен­ную истину — предоставь Гос­поду даровать покой и мир. Для того, чтобы научиться слушать и познать богатство молчания, необходимо най­ти время и удалиться от суе­ты дня. Иисус учит: «.. .войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Матфея 6:6). В такие минуты безмолвия мы можем на­учиться ценному для наших душ дару молчания. Мы начи­наем постигать укрепляю­щую силу молчания и покой, который может дать только безмолвие. Чем больше мы позволяем Богу «покоить нас на злачных пажитях», тем больше наша душа восста­навливается и укрепляется, и мы обретаем силу сдержи­вать свои слова, обдумывать то, что нам предстоит ска­зать, и проникать в нужду мо­мента. Чем больше водят нас по тихим водам, тем более мы становимся восприимчивы к Святому Духу и тем свобод­нее нам дается молчание на­едине с собой и другими. Чем более спокойны мы в молча­нии, тем более мы понимаем, о чем нам говорит молчание.


Мария Беретко


назад

Hosted by uCoz